Под словом орнамент, орнаментика, следует понимать те украшения, которые заполняют свободные места на предметах. Поэтому эти украшения должны вполне согласовываться с характером самого предмета и его назначением и никоим образом не могут быть самостоятельными факторами. Орнаменты составляются из геометрических и природных форм. Комбинируя плавно и соразмерно всевозможные прямые и кривые линии в различных положениях, художник, благодаря своему развитому вкусу, производит всеми нанесенными на предмет добавлениями несравненно большее впечатление, чем оно получилось бы от созерцания простой, чуждой всяких украшений вещи.
Но здесь необходимо опять упомянуть о том, что эти украшения должны находиться в полном соответствии с характером и назначением самого предмета, в противном случае зритель при рассматривании его получит неблагоприятное впечатление. Помимо того натуральные формы растений, животных, человека и т.п. применяются только в тех случаях, когда они своей реальностью не убивают прочих составных частей украшения и не вредят общему впечатлению. Поэтому в большинстве случаев нам приходится встречать натуральные формы в стилизованном виде, т.е. натуральная форма изображена в главных чертах с добавлением завитков и украшений в подходящем к предмету характере-стиле.
Стиль. Под этим словом в орнаментике следует понимать строгое согласование как украшений между собою, так равно и этих последних с общим характером предмета, на который они наносятся, соответственно требованиям и законам искусства известных народов в различные художественные эпохи.
Орнамент бывает графическим, скульптурным, по форме – геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы; в него могут быть включены изобразительные мотивы. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.
Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.
В процессе складывания стиля, несущего в себе новые художественные идеалы, в прикладном искусстве появлялись новые орнаментальные мотивы, создавались новые декоративные решения.
Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы можно объединить в следующие группы, или виды.
Основные исторические этапы развития и становления орнамента
Орнамент Древнего Мира
Египетский орнамент
Ассиро-Вавилонский орнамент
Древнегреческий орнамент
Этрусский орнамент
Римский орнамент
Помпейский орнамент
Китайский орнамент
Японский орнамент
Индийский орнамент
Персидский орнамент
Турецкий орнамент
Арабский орнамент
Мавританский орнамент
Византийский орнамент
Раннехристианский орнамент
Древнерусский орнамент
Исламский орнамент
Кельтский орнамент
Мусульманский орнамент
Камбоджийский орнамент
Орнамент эпохи Средневековья
Романский орнамент
Готический орнамент
Орнамент эпохи Возрождения. Ренессанс и маньеризм
Орнамент эпохи Барокко. Итальянское барокко, Фламандское барокко, "Большой стиль" (стиль Людовика XIV), Позднее барокко, Русское Барокко (Нарышкинское Барокко и Петровское барокко)
Орнамент эпохи Рококо
Орнамент "колониального" стиля в США
Орнамент эпохи Неоклассицизма (Стиль Людовика XVI и стиль Директории)
Имперский орнамент (ампир)
Орнамент стиля Бидермайер
Орнамент эклектизма
Орнамент стиля "модерн"
Каллиграфический и типографский орнамент
Кельтская декоративная каллиграфия
Оттоновская декоративная каллиграфия
Романская декоративная каллиграфия
Готическая декоративная каллиграфия
Декоративная каллиграфия Ренессанса
Декоративная каллиграфия Неоклассики
Современная декоративная каллиграфия
Искусство первой буквы. Часть 1.
Искусство первой буквы. Часть 2.
Искусство первой буквы. Часть 3. Готика и Ренессанс
Искусство первой буквы. Часть 4. Барокко и рококо
Орнамент народов Северного Кавказа и Закавказья
Дагестанский орнамент
Осетинский орнамент
Адыгейский орнамент
Балкарский орнамент
Кабардинский орнамент
Карачаевский и черкесский орнамент
Чеченский и ингушский орнамент
Калмыцкий орнамент
Азербайджанский орнамент
Армянский орнамент
Грузинский орнамент
Орнамент народов Восточной Европы и Средней Азии
Белорусский орнамент
Украинский орнамент
Татарский орнамент
Казахский орнамент
Таджикский орнамент
Туркменский орнамент
Узбекский орнамент
А также:
Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
Иллюстрации
Русский орнамент по рисункам И.В. Баркова
Орнамент Ампира в иллюстрациях из книги "Das Empire-ornament"
Эскизы интерьеров в стиле Модерн
Эскизы ювелирных изделий. Стиль Модерн
Готика. Коллекция иллюстраций
Русский орнамент в старинных образцах ткани, эмали, резьбы по дереву и кости
Исламский орнамент. Элементы декора. Иллюстрации
Декор интерьера XVIII-XIX вв. Иллюстрации
'The Tudor Pattern Book' 1504 - Подборка иллюстраций
Industrial monograms - Подборка иллюстраций