• Авторизация


Десять быков Дзен 13-07-2012 20:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[271x321]

«Десять быков Дзен» — это попытка одним единственным усилием выразить невыразимое.

Изначально было только восемь картинок, а не десять; и они были созданы не Буддистами, а Даосами. Никто не знает кто нарисовал первых быков. Только известно, что в двенадцатом веке китайский Дзен Мастер, Какуан, перерисовал их, и не только перерисовал, он добавил ещё две картинки и вместо восьми их стало десять. Даосские картинки теперь заканчивались на восьмой: восьмая олицетворяет пустоту, полное отсутствие форм. Но Какуан добавил ещё две картинки. В этом заключается весь вклад Дзен в религиозное сознание.

Человек отрекается от внешнего, человек отрекается от внутреннего. Он становится почти пустым — именно к этому ведут все буддийские практики. Даосские картинки заканчиваются на полной пустоте. Какуан же сказал, что это ещё не всё — человек возвращается в мир. Человек возвращается совершенно иным. Он никогда уже не вернётся к старому; старое ушло, ушло навсегда. Человек приходит полностью обновлённым, перерождённым. Человек продолжает выполнять свои обычные действия в социуме, но качественно он уже совсем другой.

Какуан возвратил искателя назад в мир. Человек теперь совсем другой, и мир он уже видит совсем по другому. Он пришёл в мир, но остался в своей практике, медитации. Теперь ничто не нарушит его внутреннего покоя. Если мир вам мешает, то ваша медитация ещё не завершена. Значит это пока еще акт вашей воли, контроль над собой, пока нет легкости, спонтанности. Можно сказать, что пока вы себя принуждаете быть в медитации. Ваша практика ещё не стала природным процессом; не она с вами происходит, вы её делаете.

 Какуан всего в двух картинках смог показать, что такое истинная свобода. Человек становиться настолько свободным, что уже незачем где-то скрываться, уходить в аскезу, медитировать высоко в Гималаях и т.д. — теперь свобода стала его внутренним качеством. Теперь сама жизнь стала его новой практикой. Круг замкнулся: выйдя из мира, он вернулся в мир; начав с базара, он заканчивает базаром. Естественно, он уже другой человек — потому что теперь он не смотрит на всё через ум, и базар стал для него столь же прекрасным, как и Гималаи; теперь уже нет разницы. 

Поиск быка

На пастбище мира сего я бесконечно раздвигаю высокие заросли,

надеясь увидеть быка.

Проходя вдоль незнакомых рек, блуждая в переплетениях

тропинок, теряющихся в высоких горах.

Я потерял силы и надежду,

Я не могу найти быка.

Я слышу один лишь стрекот цикад в ночном лесу.


***
Бык никогда не терялся. Так зачем тогда искать? Я потерял связь со своей подлинной природой - вот почему я так его и не нашел. В смятении чувств я забыл даже путь. Вдали от дома, я вижу только множество перекрестков, но который из путей мой - я не знаю. Жадность и страх, хорошее и плохое, окончательно меня запутали.

Обнаружение следов

Около берега реки, под деревьями, я обнаружил следы!

Теперь даже под буйными травами я могу их видеть.

Теперь они видны даже в высоких горах.

Эти следы больше не ускользнут от того,

чей взгляд направлен прямо в небо.

***
Поняв учение, я увидел следы быка. И я теперь знаю, что так же как множество всякой утвари делается из одного металла, так и множество всяких сущностей формируется моей самостью. И до тех пор, пока я не разберусь в этом, как я отличу правду от неправды? Еще не войдя в ворота, я уже начал видеть Путь.

Обнаружение быка

Я слышу трели соловья.

Пригревает солнце, дует легкий ветерок,

по берегам зеленеют ивы.

Здесь быку не спрятаться!

Разве мог бы художник нарисовать эту массивную голову,

эти величественные рога?

***
Когда слышишь голос, уже можешь определить его источник. Как только шесть чувств сливаются в одно, ворота открыты. И откуда бы человек не пошел, он увидит голову быка! Это слияние подобно растворению соли в воде, слиянию красителя с тканью. Ничто не остается не связанным с Целым.

Поимка быка

Я одолел его в неравной борьбе.

Его сильная воля и неодолимая мощь неистощимы.

Он забрел на высокое плато, выше дождевых облаков,

или же он стоял в непроходимом ущелье.

***
Он долго бродил по лесу, но сегодня я его поймал! Страсть к природе увлекла его. В поисках сочной травы, он забрел далеко. Его ум все такой же необузданный и упрямый. Если хочу, чтобы он меня послушался, я должен поднять свой кнут.

Покорение быка

Без кнута и веревки, не обойтись,

ведь он еще может сбиться с пути,

спускаясь по пыльным дорогам.

Будучи хорошо прирученным,

он стал естественным и мягким.

И уже без привязи пошел за хозяином.

***
Когда приходит мысль, она вызывает другую. Если первая мысль возникла в состоянии просветления, то и все последующие истинны. А возникнув в заблуждении, все, что мы делаем, становиться ложью. Заблуждения вызваны необъективностью; они - результат субъективности. Держи быка крепче за кольцо и ни в чем не сомневайся.

Возвращение верхом домой

Сев на быка верхом, я медленно направился домой.

Звуки моей флейты окрасили сумерки.

Размеренно отбивая ладонью ритм,

я начал играть бесконечную мелодию.

Тот кто услышит эту мелодию,

пойдет за мной.

***
Борьба окончена; достижения и потери потеряли смысл. Я пою песню охотников, наигрывая детскую мелодию. Сидя на быка я смотрю на плывущие облака. Иду вперед, не заботясь о тех, кто хотел бы позвать меня назад.

Бык остался позади

Верхом на быке, я вернулся домой.

Я безмятежен.

Бык тоже может отдохнуть.

Рассвет настал.

В блаженном покое, в своем соломенном жилище

я отложил в сторону и кнут, и веревку.

***
Все подвержено одному закону, а не множеству. Мы используем быка всего лишь как временное средство. Это такая же связь, как между зайцем и ловушкой, между рыбой и сетью. Это как золото и шлак, или как луна, проглядывающая сквозь облака. Единственная дорожка ясного света тянется бесконечно.

И бык, и Я остались позади

Кнут, веревка, человек и бык - все слилось в Ничто.

Этот рай столь безбрежен.

Ни одно определение не может этого запятнать.

Как может снежинка существовать в бушующем огне?

Здесь пролегают следы патриархов.

***
Посредственность ушла. Ум свободен от ограничений. Я больше не ищу просветления. В то же время я уже не в состоянии непросветления. С тех пор, как я лишился условностей, глаза меня уже не видят. Если бы сотни птиц устлали мой путь цветами, цена этому была бы такой малой.

Достижение источника

Так много шагов было сделано,

чтобы вернуться к правилу и к источнику.

Уж лучше бы было оставаться слепым и глухим

в самом начале.

Хижина стала обычным жилищем человека,

больше не интересующегося тем,

что происходит вокруг -

 Река спокойно течет, а цветы цветут.


***
В самом начале, правда очевидна. Придя к тишине, я наблюдаю за возникновением и растворением форм. Тому, кто не привязан к формам, не требуется менять форму. Вода изумрудна, синеет гора, я вижу то, что растет и то, что увядает.

В миру

Босоногий и без всякой накидки на плечах,

я смешался с людьми мира.

Мои одежды изношены и пыльны,

а я как никогда счастлив.

Я больше не трачу сил, чтобы продлить свою жизнь;

Теперь для меня деревья стали живыми.

***
Что скрывается за моими воротами, не узнает и тысяча мудрецов. Красот моего сада невидима. Зачем теперь искать следы патриархов? Я иду на базар с бутылкой и возвращаюсь домой со своим посохом. Я хожу в винную лавку и на базар, и каждый, на кого я посмотрю, становится просветленным.

 

(все картинки в коментах ;)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Десять быков Дзен | ивовая_принцесса - Дао моего Осознавания | Лента друзей ивовая_принцесса / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»