Западный обыватель познакомился с легендами о Шамбале благодаря писаниям эзотериков. Тема скрытой страны в которой живут тайные гуру человечества, начиная с середины XIX века старательно муссировалась всеми учителями сокровенных знаний. К сожалению, провозвестники New Age - Новой Эры, или Эры Водолея - не удосужились оставить потомкам никаких поддающихся критическому осмыслению данных о том, что же представляет собою Шамбала и как туда можно попасть.
Ищи то, не знаю что...
Откровения эзотериков привели к тому, что поисками Шамбалы всерьез заинтересовались спецслужбы сверхдержав. В нацистской Германии был создан институт "Ананербе" ("Наследие предков"), занимающийся поисками восточных корней арийской расы. СС посылала одну за другой экспедиции в Тибет, где, по мнению вождей Рейха, хранился ключ к мировому господству Германии. В ответ НКВД, ободренный заверениями Николая Рериха о том, что великие махатмы Шамбалы всецело поддерживают диктатуру пролетариата, взял под неусыпную опеку Институт востоковедения. И тоже стал посылать экспедиции на поиски Шамбалы.
К счастью, фюреру не удалось обнаружить в Тибете тайного оружия, обеспечивающего господство над миром. Единственная польза, которую реально принесли нацизму восточные экспедиции, - это Тибетский отряд СС - около тысячи бесстрашных воинов-шаманов, ни один из которых не сдался на милость неприятеля.
Причина неудач всех экспедиций, отправлявшихся на поиски Шамбалы, очевидна - их создатели искали не саму таинственную страну, а артефакты - неважно, ментальные или вполне физические, - которые, по их мнению, там находились. Такой подход напоминает притчу о Ходже Насреддине, искавшем потерянный в доме ключ на улице лишь потому, что там светлее...
Страна свастики
Хотя Шамбала устойчиво ассоциируется с тибетским буддизмом, сами ламы относятся к легендам о ней с изрядной долей скепсиса. А в южной, хинаянской, традиции буддизма предания о Шамбале вообще отсутствуют. Учение о стране тайных знаний принадлежит бон — шаманистской религии Тибета, которую исповедовали жители горного региона до прихода Падмасамбхавы, обратившего тибетцев в буддизм. Миф о Шамбале неразрывно связан с именем Тонпа Шенраба, царя Шамбалы и основателя бон.
По преданию, Тонпа Шенраб был рожден от отца-небожителя и земной женщины в северной стране Олмо Лунгринг (в санскритском произношении -"Шамбала"). Шенраб научил людей ритуалам, позволяющим укротить злых духов и умилостивить богов. Свой город Янг-пачан основатель бона превратил в обитель тайных знаний. В столице он выстроил девятиэтажный храм и разработал символику бона - обратную свастику. Если классическая, ведическая, свастика завернута по часовой стрелке, символизируя движение солнца, то бон-ская свастика загибается в противоположном направлении, что должно обозначать непреклонность человеческой воли, способной с помощью магии сломить божественное мироустройство и обратить вспять солнце. Неудивительно, что бонский волюнтаризм пришелся по душе неудачливому художнику Адольфу Шикльгруберу, мечтавшему о власти над миром.
По преданиям бон, Олмо Лунгринг расположена к северу от Тибета, в стране Тагдзиг, откуда учение бон пришло в Тибет, Индию и Китай. Согласно преданию, Олмо Лунгринг занимает третью часть существующего мира и имеет форму восьми лепесткового лотоса. В центре священной страны возвышается гора Юнгдрунг Гуцег, называемая последователями бон "хрустальным монолитом". Из горы Юнгдрунг берут свое начало четыре реки, текущие в направлении четырех сторон света. Согласно мистической географии бон, именно Юнгдрунг является центром мироздания. Она принадлежит как миру людей, так и миру небожителей и преисподней.
Вычислить реальное местоположение загадочной страны Олмо Лунгринг довольно-таки просто. Страна Тагдзиг хорошо известна по тибетским хроникам. Так называли Персидскую империю, одна из частей которой - Таджикия - до сих пор сохранила имя древнего царства. Правоту этой гипотезы подтверждают и некоторые бонские трактаты, свидетельствующие, что до прихода в Тибет Тонпа Шенраб был иранским принцем. Становится понятной и мистика хрустальной горы. Это не что иное, как хребет Кайлас в Западном Тибете, покрытый сверкающими ледниками, из вод которых берут свое начало четыре великих реки Азии. Только вот незадача. Вместо роскошных храмов и благоухающих садов, которые, по мнению последователей бон, должны находиться вокруг хрустальной горы, в реальном мире Кайлас окружен бесплодной пустыней. Да и населяют район Кайласа не великие маги, а племена нищих скотоводов. Но приверженцы бон разрешают этот парадокс предельно просто. По их мнению, Олмо Лунгрищг - это хоть и не воображаемая святая земля, а часть нашего мира, но это земля скрытая - "бейул", обладающая особой реальностью и недоступная никому, кроме просветленных существ, сиддхов. Поэтому видеть ее можно, но в скрытом облике. Пастухи в другом измерении вполне могут оказаться великими магами, тщательно замаскированными от недостойных их знаний профанов, а чахлый кустарник, если понять его сокровенную природу, превратится в цветущие сады.
Небесная Шамбала буддизма
В VIII веке жители Тибета приняли буддизм."Но, как это обычно и бывает, он переплелся с местными, бонскими традициями. Буддийские ламы не сильно переживали по этому поводу. Ведь, по большому счету, буддизм-это не религия - а мироощущение: поиск совершенства в неделании, осознание суетности любых человеческих мыслей и дел. Ну, а простому люду, для которого было трудно понять теорию вселенской пустоты, Будда разрешал верить в то, во что им хотелось, - лишь бы жили по совести. Подобным образом поступали и тибетские ламы. Они хоть и считали шаманские практики малоэффективными и не приводящими к просветлению, но не запрещали народу медитировать на бонских божеств и приносить им жертвы. Именно так сформировалась и мистическая география Тибета. Страну Олмо стали называть Шамбалой. Юнгдрунг превратился в священную гору Меру, полюс плоского мира, вокруг которого располагаются четыре материка.
Но все же буддизм в легенды о Шамбале привнес и нечто новое. После завоевания исламом стран Центральной Азии буддийское население стало испытывать притеснения. Сейчас о буддийском прошлом срединного мира говорят разве что остатки статуй Будды, возвышающиеся над Кабулом. Соответственно, возникло предание о великой битве между буддистами и неверными мусульманами, которая произойдет перед концом света. Отряды буддистов возглавит царь Шамбалы, Калки Рудра. Он поведет за собой двенадцать отрядов воинов, до поры скрывающихся в Шамбале от преследований иноверцев. На территории страны Рум произойдет решающая битва, в которой погибнет две трети мусульман и треть буддистов. Конечно, писания эзотериков, утверждающих, что страна Рум -этоне что иное, как Россия, вряд ли можно воспринимать всерьез. Но тенденция последнего времени - интенсивное заселение азиатских территорий России выходцами из Китая и исламских стран - делают неизбежным в будущем цивилизационное столкновение между ними за право главенства на новой родине, и это заставляет задуматься над предсказаниями тибетских лам.
Однако, самое ценное в буддийских сказаниях о Шамбале - это подробное описание тайной страны и путевые заметки пилигримов, отправившихся ее искать. Тибетские предания утверждают, что Шамбала делится на четыре концентрических области: сокровенную внутреннюю, промежуточную, внешнюю и пограничную. Эти области разделены реками и внутренними морями. И если во внутреннюю часть Шамбалы может попасть лишь посвященный (в противном случае его просто съедят чудовища, живущие в срединной части), то доступ во внешнюю Шамбалу открыт всякому желающему.
Наиболее известное сочинение о пути в Шамбалу принадлежит перу третьего Панчен-ламы (духовного лидера тибетских буддистов), Лобсанг Палдан Йеше (1740-1780 гг.). По его словам, для того, чтобы попасть во внешнюю Шамбалу, следует двигаться вверх по течению Инда, до Кабула и Хорасана, затем следует идти на запад и достичь Кашмира. К сожалению,; на этом собственно путевые заметки Панчен-Ламы и заканчиваются. Далее следует указание удалиться в рощи, находящиеся в окрестностях Кашмира и пребывать там в посте и медитации, дожидаясь откровений, в которых путнику будет указан путь, ведущий во внутренние области Шамбалы. Ценной информации мало, но описания Лобсанга Палдана все же подтверждают гипотезу о том, что Шамбала - это не что иное, как хребет Кайлас...
Другие путешественники рассказывают о том, что дорога во внутреннюю Шамбалу лежит через так называемый "путь стрелы" - узкий туннель в кольце неприступных гор. Путь сквозь безводный туннель, населенный дикими зверями, занимает девять дней. Но те счастливчики, которым : все ,же удалось преодолеть его, в конечном итоге очутятся в стране, населенной "чистыми" расами, не смешивающимися друг с другом сословиями. Их насчитывается семь: небеснорождённая раса королей Мушен, сословия министров, воинов, торговцев, ремесленников, простолюдинов и крестьян.
До боли знакомая картинка: ведь семь рас Шамбалы - это не что иное, как идеальное государство Платона, где сословия не пересекались, и каждого члена общества с самого рождения подготавливали к уготованному ему служению. Да и сам "путь стрелы", ведущий в Шамбалу, очень напоминает описанную Платоном дорогу в страну северного народа - гипербореев. Единственная разница - в Гиперборею надо плыть по морю, через узкое ущелье в скалах, а в Шамбалу придется добираться пешком.
Агарти
Миф о загадочной стране существует и у монголов, относящихся к тибетской ветви буддизма. Потомки Чингисхана верят в то, что пустыня Гоби ранее была плодородной степью. А в ее центре, где в наши дни дождь выпадает раз в пятьдесят лет, когда-то плескалось море. Но около пятидесяти тысяч лет тому назад произошла катастрофа - высохли реки, питающие. Гоби водой. Древняя раса белокурых людей, населявших Гоби, вынуждена была уйти на юг.,Но вожди народа и мудрецы решили не покидать своей родины. Они ушли на север бывшего моря, где с помощью магии создали подземную страну - Агарти, которая путем трансформаций в умах китайских торговцев и испанских моряков стала известна западному миру как "царство пресвитера Иоанна". "Там множество золота, а Пшеница достигает удивительной высоты. В этой стране неизвестна бедность; действительно, молоко и мед текут в этой стране", - именно так монгольские кочевники пересказывали Николаю Пржевальскому легенду о загадочной стране Агарти. Кстати, по мнению монголов, северное сияние - не что иное, как отблески света Агарти, проходящие сквозь трещины в скалах.
Северная страна
Несмотря на многочисленные противоречия в легендах о Шамбале, в одном они единодушны - тайная страна лежит на севере. Причем гипотетическое расположение вожделенной земли совершенно не зависит от реального географического местоположения народов, создавших легенды.
Обетованная земля лежит на севере не только в представлении жителей Тибета и Монголии, обитающих в сравнительно южных областях Евразии. Страна великанов, расположенная на севере, присутствует и в греческой мифологии. Хотя греки бывали на Британских островах и на побережье Балтики и прекрасно знали, что на севере не живет никто, кроме невежественных варваров, путь в таинственную Гиперборею все же лежал через Северное море.
На Крайнем Севере, у Белого моря, расположена и русская Шамбала - град Китеж, или Беловодье - погрузившийся под воду остров, на котором живут подвижники древнего благочестия, не поддавшиеся на соблазны новых обрядов. Более того, на севере расположен и рай карелов, где даже дрова изо льда дают тепло и вечно светит солнце, хотя севернее карельской земли - лишь пустыня и вечный лед.
Прародина ариев
Современная антропология объясняет столь странное стремление индоевропейских народов и монголоидов, воспринявших ведическую культуру, к северным странам довольно просто - индоевропейские народы на заре своей цивилизации мигрировали на юг. В наше время распространена гипотеза, что арийская раса возникла в ныне пустынных областях Центральной Азии. Несколько тысячелетий назад сегодняшние пустыни представляли собой цветущий край, изобилующий лесами и водой. Глобальная засуха привела к великому переселению народов. Наши предки мигрировали на юг, в Египет, Индию, Персию, откуда потом и расселились по всей Евразии.
Любой изгнанник вспоминает о своей родине с ностальгией, даже если в краях, где он жил ранее, не было ничего особенно выдающегося. Индоевропейцы сохранили память о своей северной прародине как земле, полной изобилия и чудес. А затем, по прошествии тысячелетий, их потомки забыли о своем происхождении, сохранив легенды предков. А так как они к тому времени не знали, где находится их историческая родина, северная страна стала тайной землей, в которую можно попасть, лишь будучи посвященным. И естественно, каждый народ наполнял мистическую землю тем, чего ему не хватало в повседневной жизни: бонцы видели в Шамбале страну великих магов, способных защитить от злых духов, буддисты ждали от героев скрытой страны спасения от притеснении мусульман, монголы надеялись с их помощью возвратить былую силу развалившейся империи, старообрядцы рассказывали об обитателях невидимого града как о подвижниках благочестия, а жители Крайнего Севера мечтали о ней как о вечном источнике света и тепла. Поэтому Шамбалу бесполезно искать: это просто место, где исполняются самые заветные желания. И у каждого Шамбала своя.
Автор Евгений Гордейчик