В. Набоков - один из тех наших соотечественников, чье творчество получило мировое признание. Писатель, в котором гармонизируют и сосуществуют особенности двух национальных культур: русской и американской, прошел тернистый путь к мировому успеху. Окруженный славой за рубежом, В. Набоков долгие годы оставался неизвестен в России, однако вернулся на Родину хоть и не сам лично, но бурным потоком своих книг, обретя шумную известность и признание и заняв почетное место в ряду классиков русской литературы.
Цитаты
Он взял из её рук зонтик и она ещё теснее прижалась к нему, и сверху барабанило счастье
***
Так и в нашей жизни! Всё зависит от окна, через которое мы смотрим на происходящее.
***
Лучшая реакция на вражескую критику — улыбнуться и забыть.
***
Балуйте детей, господа! Никто не знает, что их ожидает в будущем.
***
Трусы мечты не создают.
***
... Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов.
***
— Какое место Вы себе отводите среди писателей ныне живущих и писателей недавнего прошлого?
— Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку, — нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки, именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос.
***
Я знаю больше, чем могу выразить словами, и то немногое, что я могу выразить, не было бы выражено, не знай я большего.
***
О чем я думаю? О падающих звёздах...
***
Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски.
***
Истина — одно из немногих русских слов, которое ни с чем не рифмуется.
***
Трёхсложная формула человеческой жизни: невозвратность прошлого, ненасытность настоящего и непредсказуемость будущего.
***
Жизнь — большой сюрприз. Возможно, смерть окажется ещё большим сюрпризом.
***
Тайный узор в явной судьбе.
***
Любовные письма нужно жечь всенепременно. Из прошлого получается благородное топливо.
***
Нельзя строить жизнь на песке несчастья.
***
Всё было тихо, выжидательно тихо, казалось, что тишина не выдержит и вот-вот рассмеется.
***
Если мне бы сказали, что за это меня завтра казнят — я всё равно бы на неё смотрел
***
Он продолжал молчать, и она замолчала тоже, и стала рыться в сумке, мучительно ища в ней тему для разговора.
***
Раздалась зябкая музыка, и кто-то прикрыл дверь, чтобы музыка не простудилась.
***
Жизнь — только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями.
***
Нас мало — юных, окрылённых,
Не задохнувшихся в пыли,
Ещё простых, ещё влюбленных
В улыбку детскую земли
***
Хоть мы грустим и радуемся розно,
Твоё лицо, средь всех прекрасных лиц,
Могу узнать по этой пыли звёздной,
Оставшейся на кончиках ресниц...
***
Портреты главы государства не должны размером превышать почтовую марку.
***
Следует отличать сентиментальность от чувствительности. Сентиментальный человек может быть в частной жизни чрезвычайно жестоким. Тонко чувствующий человек никогда не бывает жестоким.
***
Трёхсложная формула человеческой жизни: невозвратность прошлого, ненасытность настоящего и непредсказуемость будущего.
***
Я не терплю театра, вижу в нем, в исторической перспективе, примитивную и подгнившую форму искусства, которая отзывает обрядами каменного века и всякой коммунальной чепухой, несмотря на индивидуальные инъекции гения, как, скажем, поэзия Шекспира или Вен Джонсона, которую, запершись у себя и не нуждаясь в актерах, читатель автоматически извлекает из драматургии.
***
Я в достаточной мере горд тем, что знаю кое-что, чтобы скромно признаться, что не знаю всего.
Мои уши не созданы для музыки, о чем я сильно сожалею. Когда я посещаю концерты, что случается раз в пятилетку, я пытаюсь играючи следовать за взаимоотношениями звуков, но не могу сконцентрироваться на этом больше, чем на пару минут... Я прекрасно понимаю множество параллелей между искусством, музыкой и литературой в частности, особенно в отношении их структуры, но что я могу поделать, если слух и разум отказываются сотрудничать?
Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! — вскрикнул он. — У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть
И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, — вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.
Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, — Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, — это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает, не кончает. Ну, марш воинственный сыграют, солдаты пройдут под марш, и музыка дошла; сыграли плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну, пропели мессу, я причастился, тоже музыка дошла, а то только раздражение, а того, что надо делать в этом раздражении, — нет. И оттого музыка так страшно, так ужасно иногда действует. В Китае музыка государственное дело. И это так и должно быть. Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого или многих и потом бы делал с ними что хочет. И главное, чтобы этим гипнотизером был первый попавшийся безнравственный человек.