[512x384]
Все высокоразвитые народы доколумбовой Америки совершили прорыв в каких-либо областях деятельности и знаний. Майя были великими архитекторами и астрономами, ацтеки – строителями и воинами. Инки вошли в историю как создатели крепости Мачу-Пикчу и узелкового письма.
Колумбийские индейцы не возводили роскошные города и не знали письменности. Но в памяти человечества они навсегда останутся непревзойденными ювелирами.
История Колумбии началась задолго до того, как на американскую землю ступил человек, давший ей свое имя, - мореплаватель Христофор Колумб. У ученых есть версия, что некоторые народы, переселившиеся в Америку, осели сначала на территории современной Колумбии, там развивали свою культуру, которая со временем распространилась на север и юг. Таким образом, Колумбия может считаться колыбелью т.н. высоких цивилизаций Нового Света. В пользу этой теории говорят данные археологических исследований. Они показывают, что колумбийские культуры имеют много общего с двумя наиболее передовыми центрами Древней Америки – мезоамериканским и центральноандинским. В специализированной литературе территорию Колумбии и некоторых сопредельных стран окрестили Промежуточной областью между Мезоамерикой и Андским регионом. Кроме того, у Колумбии выгодное географическое положение: она равноудалена от двух крайних точек континента, через которые был возможен приход человека в Америку.
[512x384]
Золото стало неизменным спутником колумбийских индейцев еще в незапамятные времена. На западе Колумбии находилось несколько крупнейших центров добычи драгоценного металла – район Буритика и бассейн реки Альто-Каука. Испанцы, осваивавшие эти земли в XVI в., писали о «золотых жилах, которые тянулись вдоль обрыва реки, состоявшего, очевидно, из разновидности сланца почти белого цвета; некоторые рудники достигали трех стадий (стадия – 180 м) глубины». Испанский конкистадор Васко Бальбоа, посетивший Буритику в 1513 г., рассказывал в письме королю: «Добывают золото без всякого труда двумя способами. Один состоит в том, что ожидают полноводия рек, текущих в ущельях, а когда реки опадают и высыхают, то золото, смытое с горных отвесов и принесенное с сьерры, остается на поверхности в виде крупных зерен (индейцы рассказывали, что они достигают размеров апельсина или кулака), а также в виде гладких пластин. Другой способ добычи золота состоит в том, что ожидают, когда в сьерре высохнет трава, после чего ее поджигают, а затем отправляются на поиски на возвышенности и в низины и находят большое количество золота, плавят его в слитки и этим откупаются от касика».
Развитию ювелирного дела в доиспанской Колумбии способствовали два фактора: открытие в глубокой древности обширных залежей золота, меди, изумрудов и выдающиеся творческие способности ее жителей. Ювелирное искусство восходит к VII в. до н.э., но, возможно, появилось в еще более ранние времена. Оно оттачивалось на протяжении двух тысячелетий и не исчезло даже с началом геноцида индейских народов.
Древнеколумбийские умельцы предпочитали работать с тумбагой, или томпаком, - сплавом золота и меди в соотношении примерно 30(золото) к 70(медь). Тумбага ценилась тем, что не требовала высокой температуры плавления, из нее можно получать самые разные оттенки, изменяя соотношение компонентов. Сперва томпак нагревали до тех пор, пока медь, соединяясь с кислородом, не давала окись. При помощи специального травяного настоя или мочи, предварительно выдержанной, медь удаляли с поверхности, где оставался тонкий обогащенный золотом слой. Тумбагу готовили в паяльных трубках, плавильных тиглях и горнилах, работавших на каменном угле. Не спроста мастеров-ювелиров называли «властителями огня».
[512x384]
Золотых дел мастеров причисляли к божествам, наделяли сверхъестественными способностями. Они обладали особым статусом в обществе и считались незаменимыми. Многие авторы пишут, что колумбийские аборигены научились тонкой работе с золотом от гвианских, карибских аборигенов и араваков. В действительности все было наоборот. Мастера Древней Колумбии – первопроходцы в ювелирном деле Нового Света, так и оставшиеся непревзойденными. Они поделились своими знаниями не только с упомянутыми племенами, но и с обитателями Эквадора, Панамы, Коста-Рики.
При обработке металла применялись различные техники: ковка, закалка, чеканка, литье в формах из огнеупорной глины, очистка местного золота, золочение, пайка, зернь и т.д. Особых навыков требовала техника «потерянного (или утраченного) воска». Сначала изготавливалась болванка из глины и древесного угля, затем ее покрывали пчелиным воском и еще одним слоем глины, оставляя место для воронки. Фигурку из глины разогревали, чтобы воск внутри растаял и освободил место для расплавленного металла. В горячую форму заливали сплав золота с медью, принимавший конфигурацию первичного изделия. Внешнюю оболочку из глины разбивали, появлялась металлическая фигура, повторяющая форму воска. Ее полировали мелким песком, гладкими камешками и другими материалами до получения золотого блеска. Такая техника позволяла изготовлять изделия исключительной красоты, со сложными орнаментами и репродуцировать их целыми сериями.
Сообщение Перуанка