1. 15 мая поехал я с экскурсией rakitin в город Дзержинск смотреть Николо-Угрешский монастырь.
Как говорит нам сайт монастыря, Николо-Угрешский монастырь был основан в 1380 году святым благоверным великим князем Димитрием Ивановичем Донским. Полтысячи (!) лет жила обитель под покровительством московских князей, потом царей и императоров. Но в 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. По промыслу Божию, возрождение обители святителя Николая было положено двумя великими русскими святыми – святителями Филаретом (Дроздовым) и Игнатием (Брянчаниновым). А непосредственные труды выпали на долю игумена Илария, который возглавлял монастырь почти восемнадцать лет – с 1834 по 1852 гг.
После того, как игумен Иларий уехал на покой, 22 ноября 1852 года, иеромонах Пимен был назначен управляющим монастырем. В этот день митрополит Филарет (Дроздов) вызвал к себе отца Пимена и предложил ввести в монастыре общежительный устав. Число братии росло: в 1865 году составило 48 человек, а в 1867 – 94 человека. В 1870 году решением Святейшего Синода штат монастыря был увеличен с 12 человек до 92. А уже к 1875 году число насельников достигло 130 человек. Так, приняв общежительный устав и став оплотом строгой духовной жизни, Николо-Угрешский монастырь вступил в период своего второго расцвета.
2. В 1855-1866 вокруг обители возводится новая каменная стена протяженностью 1700 метров и высотой 5-6 метров, с 16 башнями и 8 воротами. Одновременно строились восточный и южный двухэтажные кирпичные корпуса. В одном из корпусов расположили больницу, в которой во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. лечились раненые русские воины.
[700x525]
3. Памятник-образ святителя Николая
[700x525]
4. Особого внимания заслуживает северная монастырская стена, получившая название «Палестинской» или «Иерусалимской», являющейся уникальным памятником архитектуры того времени. «Палестинская стена, сохранившаяся до наших дней, представляет собой символическое изображение Святого града Иерусалима в условных иконописных формах.
[700x525]
5. Сходство с живописным прообразом достигается дробностью членений, разнообразием и изменчивостью декоративных элементов»[1]. В проектировании и строительстве стены принимал участие архитектор А.С. Каминский.
[700x525]
6. Фотоплан монастыря на входе в обитель
[700x525]
7. Наверное это преподобный Пимен Угрешский, возродитель обители в 19м веке.
[700x525]
8. Колокольня
[700x525]
9. Образ Христа, найденный при реставрации
[700x526]
10.Площадь, справа- настоятельские покои и Успенской церковью, в отдалении - церковь преподобного Пимена
[700x525]
11. Никольский собор
[700x525]
12. Больничный корпус со Скорбященской церковью, сейчас это келли монахов
[700x525]
13. Часовня на месте явления образа Святителя Николая князю Дмитрию Донскому
[700x525]
14. Три храма обители, слева направо - часовня, Преображенский и Никольский соборы
[700x525]
15. Колокольня (мы поднимемся на неё во второй части прогулки), часовня и больничная церковь
[700x525]
16. Соборы обители
[700x525]
17. Мы прошли в настоятельские палаты, икона Страшного Суда
[700x525]
18. Видим и многие небесные обители и червя-змея недремлющего и поглощающего
[700x525]
19. Росписи Успенской церкви в настоятельском корпусе
[700x525]
20. Здесь же многие святыни монастыря в отдельной комнате - несколько мощевиков, древних икон
[700x525]
21. Росписи, росписи, лепнина, не помню насколько это древнее, а насколько обновленное
[700x525]
22. А это главный собор обители - Преображенский, очень большой
[700x525]
23. Здесь можно поклониться частице мощей Святителя Николая
[700x525]
24. Винтовая лестница на этаж, где, видимо, располагаются хоры
[700x525]
25. Выход из храма. На сайте храма, кстати, есть интерактивная трехмерная экскурсия по всей территории и по соборам.
[700x525]
26. Восстановление Спасо-Преображенского собора, самого большого храма обители, представлялось наиболее сложной задачей. Именно он находился в центре внимания каждого человека, посещающего монастырь, и в реставрации этого храма видели многие осуществление мечты о возрождении обители. На момент передачи монастыря Московскому Патриархату, на территории собора находились различные городские технические службы и склады, сам же он, разделенный перекрытиями на семь этажей, был в аварийном состоянии.
[700x525]
27. Отсюда не видно точно, но, как мне кажется, это все-таки Христос Вседержитель,а не изображение Бога Отца, изображать которого, вообще говоря, с богословской точки зрения (хотя канонически, то есть традиционно - его изображают) не следует Чаще всего прямо под куполом изображают все-таки Бога-Отца.
[700x525]
28.
[700x525]
29. Вот это мне показалось интересным : 31 мая 2001 года Нидерландская Папская Коллегия передала в дар Угрешскому монастырю частицу мощей Святителя и Чудотворца Николая. Частица мощей Николая Угодника передана в обитель из августинского монастыря де Суоре ди Санта Лючия в Риме. Католики, говорят, сейчас избавляются, в угоду протестантам или страшно подумать кому, от древних икон и святых мощей и передают их православным.
[700x525]
30. Вышли из собора, идем осматривать территорию монастыря, об этом - завтра!
[700x525]