• Авторизация


Без заголовка 16-10-2010 01:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения last_Alive Оригинальное сообщение

Авторский договор в издательстве

 (125x125, 4Kb)
Авторский договор в издательстве

Обратила внимание на тематику по авторским договорам в издательстве. Кстати, договора в каждом издательстве разные и тот, кто предполагает, что типовой договор советского периода послужил основой для нынешних договоров, ошибается. Есть люди, кто договор раз пять прорабатывал по разным причинам и свидетельствуют – он мельчит статьями, растянут, и в нём нет действительно важных условий, потому что он отстаивает интересы только издательства, что несправедливо.

Минимальные условия, которые имеет смысл выяснять у издателя, сегодня другие. Первое, и самое главное, первоначальный гонорар. Не аванс, а гонорар за все первоначальное издание, без учёта допечаток. Дело в том, что, если начать считать процент от тиража, гонорар может получиться очень маленьким. А первоиздание имеет дополнительную ценность, поэтому за первоиздание берут не процентную ставку, а твёрдую полистовую штату за весь объём произведения, которая может быть в два три раза больше, чем установленные выше б– 8 процентов от отпускной цены издательства.

В каком-то из своих произведений Маринина призналась, что её героине (читай – ей самой) за лист произведения издатель (кажется, "Эксмо" на тот период) платил 200 долларов, что совсем немало. Хотя и не много, скорее средне. Наверное, в те времена Маринина была не самым раскрученными автором жанра. Безусловно, если подсчитать процентную ставку на тираж, то можно убедиться, что эта начальная оплата гораздо больше. Разница и составляет прибавку за новизну.

Второе. Следует выяснить, на какой тираж эта начальная ставка гонорара распространяется. Обычно оценивают на тираж до 20000 экземпляров, но может быть и больше. То есть все книжки до указанной цифры оплачиваются как бы этой начальной ставкой, а вот с 20001-й копии автору снова должен причитаться некий гонорар, который на западный манер у нас стал называться "роялти", он вычисляется уже как процент от любого превышающего начальный тиража. Вот выяснением этого процента сверх оговорённого заранее первичного тиража и нужно заняться особо; это будет третьим минимальным условием контракта. Если книга вдруг "пошла", если кипы пачек с произведением нарасхват со склада и издатель, не будь наивным, допечатывает его снова и снова, следует знать, что чем больше тираж, тем больше должна быть эта процентная ставка. Так это принято во всем мире, так это принято в некоторых наших честных издательствах, а вовсе не наоборот.

Обычно за тираж до 50000 экземпляров автор просит восемь процентов, до 100 000 девять процентов и свыше – десять. Просить больше десяти для русского автора не совсем принято.

Ещё надо бы очень точно определить, на какой срок принимается контракт. Обычно это три – пять лет. Но это общие условия, когда издательство имеет право использовать произведение, печатать его и отчитываться перед автором произведения по финансам задним числом. А есть условие, когда только данное издательство имеет право тиражировать произведение, и автор не может передавать на него права никому другому. Это так называемый "эксклюзив"

Когда-то нарушение эксклюзива автором - очень не поощрялось, это случалось в те времена, когда даже "продвинутые" авторы не придавали ему значения. Один очень известный писатель ещё старой закалки как то продал на эксклюзивных условиях свой роман… в шесть издательств. Не знают, как он потом урегулировал ситуацию, но кажется, непросто. А ведь являлся одним из немногих литераторов, чьи книги по-прежнему читают, хотя его произведения можно найти ещё в школьных хрестоматиях советского периода.

Так что нарушать эксклюзивное условие по срокам не рекомендуется. И вообще лучше соблюдать правила контракта, это окупится, и не раз. Честность – лучшая политика. Итак, эти условия – первоначальный гонорар, процент, тираж, после которого начинает действовать процентная ставка, общий срок контракта и срок эксклюзива, после истечения которого можно попробовать перепродать произведение другому издателю, – являются минимально необходимыми. Всякие прочие условия, например субсидиарные, оформительские, редакторские судебные, менее важны.

И еще. Прежде, чем что-то подписывать, хорошо бы читать текст внимательно, не стесняться спрашивать издателей и не лениться почитать по этой теме специальную литературу. Это необходимо. Кстати, в России, контракт все чаще выполняется, и надо знать, что в обязательном порядке, а что делать не обязательно. Да и обязательства издательства неплохо знать, к тому же можно блеснуть в прениях с главредом, а можно и вовсе использовать в своих планах. Как правило, если договор корректный, это получается.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Инна-А - Дневник Инна-А | Лента друзей Инна-А / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»