Наброски курсовой
15-05-2008 21:05
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Курсовая-2
Леонид Андреев "Дневник Сатаны", первая часть разбора
Поначалу сильно раздражало многочисленное "Я, Моё, Мой, Мне".. Но когда вспоминаешь, что повествование идёт от лица Сатаны, и особо подчеркну - "вочеловечевшигося Сатаны" - всё это автору прощается. Ведь Сатана должен быть тщеславен и эгоистичен, это основа его образа.
В начале произведения создаётся впечатление, что Бога в мире Андреева нет вовсе - Сатана ни разу не упомянул Бога (один раз вроде назвал свои дела-поступки убожеством...). Впоследствии Сатана упоминает Бога, но не как Противника, а как Отца.
В наш мир Сатана спускается вроде как впервые (это действительно непонятный момент - есть моменты, когда создаётся впечатление что он уже был в нашем мире - в личине Юлия Цезаря), с вполне естественной целью - развеять скуку, поиграть с куклами-людьми на их театральной сцене.
Человеческая оболочка не могла не подействовать на Сатану - он начал познавать любовь. Он идёт на поводу чувств, и в красивой девушке готов видеть Марию-Мадонну, желает сделать её своей. Не скрою, сначала это стало довольно неожиданным моментом, но с его можно понять: ангельское существо идёт на поводу физических-химических человеческих реакций.... Сатана ненавидит Вандергуда за эту любовь. Ибо в любви нет ничего необычного, оригинального.
Момент интересный: имя носителя Сатаны - мистер Вандергуд - Wondergood - Wonder Good - "хорошее чудо"?
Человек сделал из туалета Храм, в котором он единственный полноправный священник - интересная мысль, но уже не для нас. Хотя, без сомнения, должна войти в копилку "Дьявольской критики человечества".
наброски курсовой
Продолжаю рассуждать о дьяволе. Затронем Библию.
Как понимать Змея-Искусителя? Кем он был? Воплощение первородного хаоса, стремящегося нарушить порядок Бога, или принявший обличье Змея Люцифер?
Поведение С. как космического провокатора, подстрекателя и соблазнителя и прежде сближало его образ с образом змия из истории «грехопадения» Адама и Евы, но только теперь их отождествление окончательно формулируется (Прем. Сол. 2, 23—24 и др.). ЗдесьС. выступает уже не только как клеветник на человека перед Яхве, но и как клеветник на Яхве перед человеком, «приносящий ябеду на творца своего» («Таргум Псевдо-Ионафана»к Быт. 3, 4)....
...К С. восходит всё моральное зло мира; внеобразный эквивалент его образа — характерное для Талмуда понятие «злого помысла». Поскольку же порождение греха, сродное с ним и необходимо из него вытекающее, есть смерть (новозаветная формулировка этой ветхозаветной аксиомы — Иаков 1, 15; ср. в рассказе о грехопадении предупреждение Адаму — «смертию умрешь». Быт. 2, 17), С. часто сливается в позднеиудейских легендах и толкованиях с ангелом смерти, «вынимающим» душу человека (напр., «Баба Батра», 16 а).
*У Булгакова в "МиМ": Змея - прабабка Воланда.
Золотой Телец
Животное, которому стали поклоняться евреи. Что можно сказать? вряд ли это Сатана, так как фигура божка чересчур обыденная...
*У Юрия Никитина в "Откровении" есть интересное мнение по поводу золотого тельца. Дескать Бог раньше принимал обличья разных животных, общаясь с людьми, пока не догадался принимать более не-живые формы - охваченный огнём куст, божественный свет, и т. п.
Об имени: Сатана - клеветник. По сути, какое бы существо не искушало тех или иных библейских персонажей - их называли Обвинителями, Клеветниками, Противниками, то есть - Сатаной. Доказательством служит тот факт, что слово "сатана" присутствует в библии в самых различных вариациях, при этом не всегда обозначая Противника Бога, а зачастую просто в значениях "супротив, воспрепятствующий". Это если читать, хм, еврейскую Библию. Вернее оригинал.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote