• Авторизация


о древневосточных эпосах 08-01-2008 16:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


     пока   кратко. по просьбе

Вавилонский эпос

                      [500x130]

Вавилоно-ассирийскал (или, как ее еще называют, шумеро-аккадская) мифология - одна из древнейших. Письменные и другие материальные источники (печати, оттиски печатей), дающие представление о мифологических воззрениях народов, живших в Междуречъе, в долинах Тигра и Евфрата, существуют с VI-Ш тысячелетия до нашей эры.

Шумерийцы и аккадцы, благодаря умению записывать тексты, донесли до потомков не только мифы о богах, олицетворяющих природные явления и силы природы, по и их имена - Мама (богиня-мать), ан (бог неба), Уту (бог солнца), Наина (боглуны), Ипанпа (богинялюбви и войны), Эрешкигалъ (царица подземного царства), Ашшур, Адад - главные для ассирийцев божества и множество других.

Эта древняя мифология, как, впро!че,м, и некоторые иные, xapaKmefma тем, что она многоеариативпа - многие местности, города-государства, племена имели не только своих божеств, но и целые системы мифов и легенд. Наряду с общими богами (плодородия, воды, воздуха, пастушества, любви, солнца и т.д.) поклонялись богам-покровителям городов и общин, героям-богам и обожествленным царям.

В шумеро-аккадских мифах шфедки мотивы и сюжеты, роднящие их с мифами других пародов - например, о потопе; о подземном мире ме()твых, в который можно попасть только с помощью перевозчика, доставляющего души умерших; о разделении единой сущности на землю и небо; о сотворении человека из глины и т. д.

Собственно мифов о сотворении мира у вавилонян и ассирийцев не так уж много в отличие от- мифов, посвященных многочисленным богам, жизнь которым дала Намму (она же, кстати, сотворила небо и землю, от союза которых родился Эплиль, создавший потом все необходимое на земле).

Наряду с мифами о божествах до пас дошло и немало героических сказаний, одно из которых - о Гильгамеше. По одним версиям это был бог, по другим - полубог, по третьим - исторический царь Урука. По одним гипотезам, он рожден демоном, по другим - появился на свет от брака царя и богини. Он правил 126 лет и остался одним из наиболее популярных народных героев, эпос о котором создавался в течении тысячелетий.

Гильгамеш совершает ряд подвигов, которые позволяют поставить его в один ряд с такими героями, как Геракл. Это не только победа, одержанная в противоборстве с богиней Иштар, не только сражение с царем Элама Хумбабой, который охраняет лес священных кедров, но и победа над самим собою. Гильгамеш побеждает войска Аги; не боясь гнева самого Энлиля, побеждает Хумбабау; уничтожает посланного богиней небесного быка; не боится спуститься к самой царице подземного царства, ибо того требует долг дружбы и т. д. Желая быть бессмертным и понимая,, что вечная жизнь дарована лишь богам, Гильгамеш приходит к мысли, что достойная жизнь и славные дела -тоже залог бессмертия, только в иной форме - в памяти своего народа. И для этого вовсе не обязательно уподобляться божеству - надо лишь сохранять и развивать в себе лучшие человеческие качества.

Сохранившийся на глиняных табличках текст о Гилъгамеше имеет несколько вариантов (так, только в аккадском варианте - три версии). Еще в древности они был переведен на многие языки, а образ героя был воплощен в скульптуре и живописи.

Иранский эпос

Эпическая поэма “Шахнаме” (“Книга о царях”) рассказывает об истории Ирана от времен первобытных до завоевании персидского царства арабами в половине VIIвека н. э.

Зачатки эпических сказаний иранцев находятся, уже в их древнейшем письменном памятнике, религиозных книгах, известных под именем “Авесты”. Там упоминаются некоторые из мифических лиц и событий, которые мы встречаем в “Шахнаме”: так, первым царем называетсяГайя Маретан (Гаюмарт в позднейшей форме), рассказывается о борьбе Траетаона (Феридун) с трехглавым змием Ажи-Дахака (Далхача) и пр. Можно, поэтому, думать, что в эпоху составления Авесты, за много веков до н. э., уже существовал цикл сказаний о первобытных временах, легший в основу иранского эпоса.

Какова была дальнейшая судьба этих сказаний, как они наслаивались и видоизменялись в течение целого ряда веков, о том мы не имеем возможности судить, ибо за это время не находим у персов никаких следов эпоса; но что древние предания были живы в эпоху Сасанидов, показывает обычай, сохранившийся до позднейшего времени у Сасанидских царей и их вельмож, обычай носить имена из героической эпохи: Зарир, Кобад, Джамасп, Каус, Хосров, Рустем. Естественно, что эти цари, считавшие себя законными наследниками и прямыми потомками древних властителей Персии, не могли быть равнодушны к славной старине Ирана и старались поддержать и оживить воспоминание о ней в народной памяти. Первые попытки в этом направлении были сделаны Хосровом и Нуширваном (531-579 гг.), который приказал собрать и записать устные предания и рассказы о древних царях, и собрание это хранилось в царской библиотеке. Последний Сасанидский царь Ездегерд III (632-651 гг.), продолжая дело Нуширваиа, предпринял попытку пополнить и привести в надлежащий порядок собранные материалы. Этот труд был поручен некоему Данишверу, происходившему из сословия мелких землевладельцев.

Династия Сасанидов правила Персией от 226 до 651 г. н. э. называвшихся дихканами. Считала-, потомками древних княжеских родов Ирана, дела коих служили предметом устных преданий, дихканы свято хранили и передавали из рода в род драгоценные воспоминания о древности. С помощью имевшихся в его распоряжении источников, Данишвер составил полную летопись nefjcudcKux царей, от Гаюмарта до Хосрова II (ум. в 628 г.). Книга была написана на пехлевийском языке и носила название “Ходайнаме”, т.е. “Книга о государях”. В средине VIIIвека она была переведена на арабский язык, но, к сожалению, и пехлевийский подлинник, и арабский перевод давно потеряны.

В мусульманскую эпоху, когда пехлевийский язык вышел из употребления, произведение Данишвера стало непонятно огромному большинству персов. Явилась потребность а новой обработке его, и она была сделана около половины X века четырьмя природными персами, последователями старой религии Зо-роастра, ибо только они были в состоянии понимать пехлевийские книги, которые служили им источником. Составленная ими “Книга о царях” была написана прозою на иовоперсидском языке и, следовательно, доступна каждому грамотному персу. Широкому распространению ее мешал только слишком большой объем, и она довольно скоро была забыта, что легко объясняется огромным успехом, который имела стихотворная переработка ее, появившаяся через несколько лет.

Эту переработку предпринял сначала молодой поэтДакики, зороастриец, живший при дворе персидского правителя из династии Саманидов, Абу-Салих Майсура (961-976 гг.). Но ранняя смерть поэта прервала его работу в самом начале, когда он успел написать только 1000 стихов. Оставшийся от него отрывок, рассказ о введении в Персии религии Зороастра, включил в свое произведение Фирдоуси, блистательно выполнивший едва начатый его предшественником труд.

Абу-ль-Касим Майсур, по прозванию Фирдоуси (Райский), родился около 936 г. в области города Туе, в Хорасане, северо-восточной провинции Персии, и умер там же около 1020 года. Сын зажиточного землевладельца, он получил, по-видимому, хорошее для того времени образование и еще в молодых летах занимался поэтической обработкой эпических сказаний Персии. Но только в зрелом возрасте Фирдоуси взялся за свою гигантскую работу, знаменитую поэму “Шахпаме”, и трудился над нею в продолжение 35 лет, пользуясь как книгой Данишвера, так и ее персидской переделкой, “Книгой о царях”, которая была составлена в родном городе поэта во время его юности. Первоначально он представил свою поэму, как у же законченный труд, в 999 году одному саманидскому вельможе, у которого пользовался широким гостеприимством и постоянной поддержкой во время своей работы, 11 лет спустя, в более полном виде, в объеме 60 000 двойных стихов, Фирдоуси поднес поэму Газневидскому султану).

Махмуду (997-1030 гг.). Не получив ожидаемой денежной награды и, кроме того, обвиненный перед султаном своими недоброжелателями, не совсем безосновательно, в ереси (а Махмуд, строгий мусульманин-суннит, жестоко преследовал еретиков), поэт излил свой гнев на султана в язвительной сатире и бежал из Газны сначала в Герат, потом в Табаристан, а под конец в Ирак ко двору Буидов. Здесь престарелый, почти 80-летний, Фирдоуси написал свою вторую поэму религиозн&романтического характера и потому резко отличающуюся от “Шахнаме”; “Юсуф и Зулейха” - история Иосифа и жены Пентеф-рия по мусульманским сказаниям. В этой поэме, объемом в 10 000 двош 1ых стихов, поэт порывает с своим прежним свободомыслием и держится вполне на почве строгомусульманской набожности.

Помирившись вскоре затем с султаном, Фирдоуси незадолго до своей- смерти возвратился на родину в Туе. Рассказывают, что когда оиуме^) и его тело выносили в одни городские ворота, в другие в это время въезжал караван, нагруженный мешками с золотом - запоздалой наградой поэту от султана. На эти деньги дочь Фирдоуси (по другим сказаниям, сестра) устроила плотину, которую поэт давно желал соорудить у себя на родине. Могилу Фирдоуси до сих пор показывают близ развалин Туса.

Как мыуже сказали, “Шахнаме” представляет связную историю Иранского государства от времен первобытных до завоевания арабами и разделяется на 50 царствований весьма неравной продолжительности. Поэме предшествует введение, в котором автор прославляет величие Божие, говорит о сотворении мира и человека, воздает хвалу Мухаммеду и его сподвижникам, сообщает о том, как он взялся за свой труд и заканчивает панегириками своим покровителям. Рассказ начинается с мифических царей, в правление которых человечество делает быстрые успехи на пути культуры.

Поэма принимает более оживленный ход только с царствования Джемши-да, а в особенности Даххака, свержение которого кузнецом Каве и Феридуном принадлежит к самым блестящим эпизодам поэмы. Разделение царства между тремя сыновьями Феридуна приводит к умерщвлению младшего Иреджа двумя его братьями, Сельмом и Туром, и с этих пор начинается кровавая вражда между Ираном и Турином, составляющая основу большей части поэмы. Внук Иреджа, Менучехр, мстит за смерть деда и убивает Тура и Сельма. В царствование Мепучехра выступает богатырь Сам и к его же времени относятся приключения Золя, сына Сама, великолепный эпизод о любви Золя и Рудабе, рождение и первые подвиги Рустема. Умерщвление Новдера, преемника Меиучехра, туранским царем Афрасиабом, снова воспламеняет вражду между Ираном и Турином, и война тянется с перерывами в продолжение пяти следующих царствований, в течение более трехсот лет. В правление безрассудного царя Кауса, Рустем совершает величайшие подвиги, и к тому же времени относится тра-

Город Газна (или Газни) в Афганистане был столицею тюркской династии, царившей в XI веке в Персии и Западной Индии.

гическая история его сына Сохраба. Афрасиабубивает царевича Сиявуша, который бежал к нему из-за несогласий со своим отцом Каусом и женился на его дочери. Это событие делает вражду непримиримой. В последовавшей затем войне, с многочисленными, не всегда удачными походами и разнообразными приключениями, богатырский образ Рустема остается в тени. Кай-Хосров, сын Сиявуша, победоносно оканчивает войну и Афрасиаб спасается в пустыне, но там его находят и убивают. Перед этим разыгрывается любовная история Бижена и Мениже. Кай-Хосров исчезает таинственным образом и в то же время погибают некоторые из его богатырей, занесенные снегом. В царствование Лохраспа речь идет главным образом о приключениях его сына Гуштаспа; между прочим, рассказывается история его любви к дочери византийского императора. При Гуштаспе Зороастр (у Фирдоуси - Зердушт) проповедует новую религию, вследствие чего опять возгорается война с Турином. Поборником новой веры является сын Гуштаспа, Исфендияр, который совершает удивительные подвиги геройства и счастливо оканчивает войну. Заключенный в темницу отцом по подозрению в измене, он под конец послан им на войну с Рустемом и убит богатырем с помощью волшебной силы. Вскоре погибает и сам Рустем. Следующие два царствования примыкают еще к мифической эпохе, но с правления царей Дараба и Дари мы переходим к истории Александра Македонского, которую поэт передает своеобразно, исключительно на основании восточных сказаний. Об Арзакидах он говорит очень мало. С Ардешира рассказ в общих чертах следует истории, но, впрочем, дает еще много романического и анекдотичного. С большими подробностями рассказывает поэт о некоторых Сасанидах, в особенности о Бехраме V Гуре и Хосрове I, которого выставляет идеалом царственной мудрости. Обстоятельно изложены: восстание Бехрама Чубина и вызванные им усобицы, свержение Хосрова II и возвышение его сына Шируя. История падения царства сводится к рассказу о решительной битве с арабами при Кадисии (в 636 г.), в которой персидский военачальник Рустем убит стрелою самим арабским полководцем Саадом. За сим следует рассказ о бегстве последнего царя Ездегерда III и его печальной кончине. Коротенькая заключительная глава оканчивает поэму.

Из этого краткого обзора, в котором не пришлось даже упомянуть о множестве прекраснейших эпизодов в сотни и тысячи стихов, читатель может все-таки составить себе некоторое понятие о том, как громаден был труд поэта. Внешнему объему соответствуют и внутренние достоинства. Возвышенный, благородный стиль, простой, благозвучный язык, могучая фантазия, которая придумывает иногда сверхъестественное, но никогда не создает несообразного, нравственная строгость, чувство гуманности, глубокая религиозность, высокий патриотизм - таковы черты, отличающие поэта и его произведение.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник о древневосточных эпосах | Jerminalle - =>Зарисовки<= | Лента друзей Jerminalle / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»