ОСОБЕННОСТИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ АКТИВНОСТИ ОДНОГО ИЗ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ ПРОСЛУШИВ
02-06-2008 18:35
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
ОСОБЕННОСТИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ АКТИВНОСТИ ОДНОГО ИЗ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ ПРОСЛУШИВАНИИ ЗВУКОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Господин Цунода Таданобу "Правое и левое полушария мозга"
Все отмечают значительное расхождение звука западных музыкальных инструментов и традиционных (японских), но профессиональные музыканты, по-видимому, интуитивно чувствуют в этом отличии нечто большее, чем само ощущение. Это различие подробно изложено в работе "Слышать по-японски" (сочинение Огура Ро) и сочинениях Такэмицу Тору.
Если выявлять доминирующее полушарие, при использовании западных музыкальных инструментов: скрипки (ля), виолончели, фортепиано, струнного ансамбля, играющего в унисон оркестра, рекордера (вид деревянной флейты, основная флейта барочной музыки), флейты, то и у японцев и у европейцев определённо будет преобладать "левое ухо" (т.е. неречевое полушарие мозга). А что касается влияния звука национальных инструментов, то все они - сякухати, кото, сямисэн, сё, хитирики, нокан, синобуэ, бива и т.д., - большим числом неяпонцев и выходцами из Японии второго и третьего поколений, таким же образом, как и при прослушивании звука европейских инструментов, воспринимаются преимущественно "левым ухом" (неречевое полушарие), однако же у меня получились интересные результаты: только у японцев доминировало "правое ухо" (т.е. речевое полушарие мозга). Японцы способны "обрабатывать" в головном мозге традиционные мелодии таким же орбразом, как голоса людей и формы языка . Это явление не связано с любовью или не любовью к традиционной музыке. Даже школьники начальных и средних классов, выказывающие нелюбовь к национальной музыке демонстрируют совершенно идентичную реакцию. Даже когда использовались западные инструменты, при методе игры на них в специфично минорном исполнении, сопровождаемой пением "на У", у японцев обнаруживается изменение в доминировании речевого полушария, так же, как и при прослушивании звука национальных инструментов. Добавляя к этой музыке гласные звуки и вводя частотные колебания, можно создать звук , который сможет анализироваться речевым полушарием.
При методике проведения экспериментов, применявшейся до настоящего времени, использовались звуковые отрезки с временем звучания примерно 50 миллисекунд, поэтому, вероятно, возможны возражения по поводу того, чтобы считать их музыкой. При звучании в 50 миллисекунд, какие бы звуки не были использованы нами для исследования, будь то голос человека, звуки музыкальных инструментов или звуки природы, они не различимы , поэтому в отношении функций левого и правого полушарий остаётся лишь предполагать, что воздействие распределяется согласно характеристике звука, взятого для эксперимента, при наличии в самом мозге "переключающей" его структуры.
Значит ли это, что тест по определению доминирующего полушария невозможен, если использовать ту музыкальную форму, которую мы слышим в действительности? Для того, чтобы в ходе эксперимента звучала "естественная" музыка, используется предварительно записанный живой звук (оркестр, духовые марши) , а также мелодии сямисэна и кото, повторяющиеся по установленному образцу. Я просил тестируемого слушать мелодию одним ухом и отбивать в такт её ритму по электронной клавише, а в случае с маршами - пропуская один такт, следовать за мелодией "3 на 3". А через другое уха, посредством пишущего магнитофона или же цепи задержки сигнала, применявшейся в экспериментальном поли-BBD (Bucket Brigade Device), оказывал на испытуемого воздействие наиболее эффективным звуком, очищенным от шумов с задержкой времени c промежутком в 125 - 300 миллисекунд.
Когда я устанавливал различие во влиянии звуков на левое и правое "ухо", подготовившись к этому эксперименту в точности с правилами господина Цунода, изложенными в первой части этой книги, у меня получились следующие результаты: у обычных людей, при воспиятии маршевых мелодий доминирует левое "ухо", а при прослушивании сямисэна и кото — правое.
Исходя из этих результатов, можно сказвать, что особенности распределения (по полушариям), которое автоматически осуществляется в зависимости от музыкальной формы, совпали с преобладающим полушарием при прослушивании природной музыки, и мне стал понятен особенный тип аналитического восприятия японцами мелодики национальных инструментов.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote