• Авторизация


История искусства икебаны. 17-11-2007 07:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[474x620]Настроение сейчас - Отличное.

Икебана – классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах. К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте. Первые учителя и ученики были священниками и аристократией, но с течением времени появилось множество школ, новых стилей и икебана таким образом стала достоянием всего японского народа.

 


В VI веке в Японию проникло буддийское учение, принесшее с собой ритуал возложения цветов на алтарь в честь Будды. В Индии ритуал сводился к рассыпанию лепестков, но в Японии к X веку цветы стали подносить в вазах или на подставках, а исполнителем ритуала стало духовенство.

 


Также возникли и другие школы – Косу Тсудзи (Koshu Tsujii), последователь новой школы Moribana, был приглашён для восстановления школы в храме Дайкакудзи (Daikakuji), которая и теперь известная как школа Saga. Помимо икебаны в школе Saga преподаются и другие искусства, например, каллиграфия. Тока Адати (Choka Adachi) основал свой собственный стиль (стиль Adachi), используя наработки школы Moribana.

 

Приблизительно в то же самое время возник ещё один новый стиль, который привлёк к себе внимание своим свободным подходом к композиции и яркостью используемых компонентов. Этот стиль известен как "художественный стиль" и его основателем является Иссотэй Нисикава (Issotei Nishikawa).

 

Главным последователем этого стиля был Софу Тэсигахара, основавший школу Sogetsu в 1926 году. Другим деятелем нового веяния в искусстве икебаны был создатель школы Ichiyo, который предложил размещать композиции не только в нише токонома.

 

В настоящее время лидерами являются три школы – Ikenobo, Ohara и Sogetsu, но по всей Японии Министерством просвещения зарегистрировано более двух тысяч различных школ.

 


К XV веку цветочные композиции распространились и развились настолько, что стали уделом не только императорского двора и знати, но и популярны в народе. Это положило начало закреплению требований к композиции и форме, которые были записаны старейшим Sendensho (1443-1536).

 

С течением времени икебана стала завсегдатаем фестивалей и выставок. Правила составления композиции были закреплены, а материалы должны были быть объединены совершенно определёнными способами. В этих ранних формах икебаны высокий центральный стебель должен был сопровождаться двумя более короткими, что представляло собой небо, человека и землю. В каждой школе икебаны для них были свои специфические названия, но в 1545 году школа Ikenobo создала стиль rikka, сформулировав семь основных способов расположения стеблей, применяющихся в том или ином виде аранжировки.

 

В течение периода Момояма (1560-1600) было построено множество замков, которые были украшены композициями в стиле rikka – он считался наиболее подходящим. Вообще период Момояма славился своей вычурной обстановкой, которой противопоставлялась скромность и непритязательность обстановки чайных домиков и проводимых в них церемониях, завоёвывающих всё большую популярность. Этот стиль назывался chabana.

 

К 1600 году религиозное значение икебаны уменьшилось и цветочные композиции стали выполнять исключительно декоративную функцию. В период Эдо (начало XVII – середина XIX вв.) простота стиля chabana помогла создать стиль nageire. Композиции в этом стиле казались небрежно поставленными или даже вброшенными в корзинку.

 

Создание таких небрежных композиций привело к появлению стиля seika или, как его называли в школе Ikenobo, shoka. Этот стиль характеризуется плотным узлом из трёх стеблей, образующих ассиметричный треугольник. Такая форма сейчас считается классикой жанра, поэтому школы, в которых её преподают, также называют классическими.

 

Начиная с XIX века, мастера икебаны обладали всё увеличивающимся влиянием в обществе, а до этого времени стать мастером и вообще заниматься аранжировкой могли только мужчины (как это обычно водится в Японии), но в настоящее время женщины так же имеют право учиться этому искусству.

 


В это время также стали появляться новые школы, каждая из которых видела что-то своё в стандартизированной композиции seika. Ikenobo, например, закрепляла стебли исключительно в нижней части, используя komi, или придавала палке форму вилки, чтобы удержать стебли вместе. Koryu поместила komi под наклоном, а стебли размещала под меньшим углом. Enshu увеличила кривизну стеблей, искусственно формируя нужный излом.

 


События XX века перевернули и представления об икебане – теперь она считалась обязательной составляющей досуга благородной и образованной японской женщины. Унсин Охара (Unshin Ohara), профессор школы Ikenobo в Кобэ (Kobe) изобрёл новую форму аранжировки в низкой вазе/подставке с использованием некоторых западных цветов с укороченным стеблем. Он попросил, чтобы школа включила эту форму в учебный план, но школа отказалась. Тем не менее работа Охары была высоко оценена и ему разрешили преподавать новую форму в своей собственной школе – с тем условием, что ему удастся набрать учеников. Нетрудно догадаться, что школа Ikenobo сомневалась в том, что ученики у Охары появятся. Тем не менее, несмотря на такой явный скептицизм, выставка Охары в универмаге в Кобэ пользовалась успехом и, соответственно, ученики у него появились.

 

Новый стиль было решено назвать moribana ("сложенный вверх") и он являлся полной противоположностью seika. Новый стиль стал настолько популярным, что к 1915 году его включило в учебный план большинство школ.

 


Старейшая школа икебаны берёт своё начало от священника храма Роккакудо в Киото, который был настолько искусен в составлении композиций, что его совета и наставлений искали другие священники. Поскольку он жил возле озера (по-японски звучит как ikenobo), то это название (Ikenobo) и закрепилось за мастерами икебаны, учившимся у этого священника или жившими в этой местности.

 


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
--Хельга-- 19-11-2007-19:28 удалить
Интересная информация. Я читала, что в Японии люди занимаются икебана просто для души, многие умеют это делать (со стыдом вспоминаю свое неумение составлять обычные букеты). Все-таки удиительные люди - азиаты (особенно японцы)...
Pereka 20-11-2007-12:39 удалить
А я ходила на мастер-класс по икебане. Было очень интересно.
--Хельга-- 20-11-2007-13:56 удалить
Могу представить) Ты ведь из Владивостока? Мне кажется или в дальневосточных регионах влияние соседей японцев сказывается?) Просто замечаю на форумах, что поклонники этой культуры в основном живут на Дальнем Востоке)
Pereka 21-11-2007-12:41 удалить
Да я из Владивостока. Возможно, хотя я знаю многих и из Москвы. Мне любовь к Японии в школе привили. Я училась в японской школе, правда язык не изучала, о чём сожалею.
--Хельга-- 23-11-2007-13:38 удалить
Японская школа? Интересно. А как ты училась, не зная языка? Или там просто система обучения была японская?
Pereka 24-11-2007-08:11 удалить
Там просто 2 класса изучали и англ. язык и японский. А 2 класса только англ. Я училась сначала в одной школе, а потом перешла в эту и мне предложили пойти в японский класс, только надо было с репетитором догнать программу, а мне тогда лень было. А сейчас я жалею. Просто когда были уроки японского языка у моего класса, у меня было окно. Вот такие пироги.
Хм... У меня вот все поруга рвется на факультет с уклоном на японский поступить) Мечта всей жизни..)) А меня как-то больше тянет либо на журфак, либо на муниципальное)) А я вот, живя на Дальнем Востоке и будучи чистокровной кореянкой, ровным счетом не знаю ничего.. Даже языка своего родного! Позор мне на мою бестолковую голову))) Лень сгубила меня с самого рождения Хотя, возможно, в ближайшем будущем заставлю папу научить меня хоть чему-нибудь))
Pereka 26-11-2007-09:51 удалить
На Японский я не советовала бы. Устроиться на работу сложно.
--Хельга-- 28-11-2007-10:47 удалить
Pereka, да, бывает, лень нас очень подводит) Все-таки интересно у вас на Дальнем Востоке - в школах учат японский... У нас в Марий Эл пытались ввести обязательное изучение марийского языка, но родители чуть ли не революцию устроили... А японский я бы тоже поучила с удовольствием. Счастливый_человек, у меня папа тоже свой родной язык начал подзабывать) Вот она - ассимиляция народа...
Pereka 28-11-2007-12:03 удалить
У нас японская школа единственная в своём роде. К нам и японцы с визитами приезжают и на выпускном представитель консула был. И учитель японского - японец.


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История искусства икебаны. | Pereka - Мой маленький мир. | Лента друзей Pereka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»