Часто мной в комментариях упоминается влияние трех гун материальной
природы.На что? На всё. Что же это за
кони такие тройка? Постараюсь как можно более кратко изложить суть .
Все, что происходит в нашем материальном мире, начиная от микро-процессов и заканчивая процессами мирового масштаба
находятся под влиянием этих трех гун материальной природе.
на санскрите они звучат следующим образом:
саттва-гуна (качество благости или добродетели)
раджо-гуна (качество страсти)
тамо-гуна (качество невежества)
Начнем с глобального.
Итак, мироздание.
Создание, начало мира.-сотворение всегда находится под непосредственным влиянием гуны страсти-"раджас"- страсть.
Продолжением существования "заведует" другая гуна. Догадываетесь? Правильно.
Поддержание- задача гуны благости.
Разрушению "достаётся" оставшаяся гуна.Гуна невежества. Тамос.
Понимая природу трех гун, можно научиться понимать природу человеческих отношений, и самих людей.
Прийти к ясному пониманию того, что происходит вокруг вас.
Материальная природа действует говоря языком механизмов в трех режимах.
Три режима работы ума и разума
Гуна благости действует , когда человек отрешен, бесстрастен, заинтерисован в получении знаний.
Страсть обнаруживает себя в страстных желаниях и стремлениях. Человек преодолевает неимоверные преграды,
прилагает огромные усилия, чтобы добиться желаемого объекта или цели.
О типе нервном, готовом сорваться в любой момент говорят, что он находится в гуне страсти.
Невежество. Для меня самый яркий пример человека, находящегося в этой низшей гуне-алкаш,
лежащий "в ниррванне" и свесивший все свои члены со скамейки. Это чистое невежество.
Ни стремлений ни побуждений.
Помимо людей влияние гун распространяется абсолютно на всё.
В гуне благости находится к примеру, цветок лилия-гуна благости-благоухание, красота, нежность. Лотос, конечно.
Розу я бы отнесла к гуне страсти-колючая.
Есть цветы, издающие неприятный запах-они привлекают мух (тоже кстати тама-гунных) этим запахом для опыления.
Вернемся к людям_человекам.
Когда сознание обусловлено саттва-гуной, оно будет восприимчиво и внимательно (по отношению к любому,
или почти к любому вопросу, на котором оно сосредоточено) и, в то же время, отрешенным и не преследующим выгоды.
Сознание, обусловленное раджо-гуной возбуждено, узко направлено и сосредоточено на объекте желания.
Сознание, обусловленное тамо-гуной легко отвлечь, оно неспособно познавать, невнимательно, хронически склонно к ложному пониманию или восприятию.
Таким образом, все многообразие материального мира-это всего лишь
действие и переплетение действий гун.
Возьмем условно три цвета для обозначения трех режимов:
Желтый-благость
Красный-страсть
Синий-невежество.
Смешивая эти основные цвета в разных соотношениях, мы получаем богатейшую палитру.
Поскольку гуны действуют на нас даже в разное время суток по разному
(Утро-благость, день-страсть, вечер_ночь-невежество) мы даже в зависимости
от времени дня прявляемся по разному.
Плюс люди, которые нас окружают. Каждый со своей палитрой гун.
Погода, настроение, климат душевный и земли формируется
в зависимости от качественного и количественного состояния гун.
Вот итоговое:
•
Саттва-гуна – поддержание, стремление к познанию, умиротворению и миру, полезность, эффективность, духовность, просветление, духовный рост.
•
Раджо-гуна – сотворение, слава, гордость, само-возвеличивание,
динамика, любое материальное начинание, сражение и борьба, секс, желание обрести плоды деятельности.
•
Тамо-гуна – разрушение, деградация, лень, сон, безумие, апатия, депрессия, бездействие, ошибочное восприятие окружающей действительности, неведение, страдание и горе.
Материальный мир начинается и заканчивается на трёх гунах природы. Следовательно, всё, что находится в этом мире, также пронизывается гунами. Жизнь человека, а именно все сферы его жизни определяются разным влиянием гун природы.
Это , поверьте, очень кратенько, об этом можно долго говорить, можно в комментариях продолжить.
Теперь, думаю, несложно будет присвоить квалификацию гуны каждому из
афористичных посылов, которые мне дико нравятся:
• то, что вначале подобно нектару- в конце подобно яду
•то, что вначале подобно яду-в конце подобно нектару
•то, что вначале подобно яду-в конце подобно яду
Сможете? Это просто.

в данный момент написания чувствую, что нахожусь в чистой благости.

Есть состояние , когда человек выходит за пределы этих гун,
освобождаясь от обусловленности.
Это духовные знания. Нужны они ? решать только вам.