Я и мои друзья уже несколько лет приезжаем к детям оставленными своими родителями. Мы стараемся, как возможно показать им любовь на деле и вложить в их сердца любовь друг к другу. С детьми мы проводим уроки, где рассказываем им о Боге, рассказываем им о том, как побеждать зло добром, любить своих врагов и делать добрые дела. Приезжая к этим детям, мы стараемся дать им ту любовь, которой так не хватает этим детским сердцам… Ведь как цветок погибает без солнца, так и душа человека погибает без любви. И не находя ее, дети постепенно увядают и теряют интерес к жизни, теряют любовь к людям и даже к самим себе. Мы стараемся согреть их своей любовью, отогреть эти замерзшие детские сердечки, которые отчаянно ищут помощи и не находят ее. И даже простая улыбка, простое ласковое слово способно растопить этот лед, расположить душу ребенка к себе.
У детей находящихся в дет.домах очень много проблем и нужд. Но на первом месте конечно стоит проблема тоски по родным и близким людям. Горшкова Надя, из дет.дома, пишет в своем письме: «…я каждый день по маме плачу, по сестре плачу и по всей родне плачу, я хочу быть рядом с родителями…» Потребность детей в общении с близкими людьми необходима и в ней нуждается каждый ребенок. Эти же дети его не имеют. Но как и любой ребенок, они любят своих родителей - хранят под подушками фотографии своих мам и пап, над которыми плачут по ночам, когда никто их не видит – они уже с детства научились прятать свои слезы, они пытаются дозвониться домой, чтобы хотя бы услышать родной голос, но в ответ лишь слышат «Не звони мне больше» или вовсе бросают трубки. Юля написала стих про маму, в котором попыталась вылить боль своего сердца:
Я с детства выросла без мамы
О, как хотелось мне тепла.
Всегда я думала о маме
Какой она б сейчас была.
Как больно жить без сердца мамы.
Мамуля, милая моя
Тебя мне в жизни не хватает,
Я без тебя совсем одна.
Мама, если б только я могла.
Мама, за тебя все б все отдала.
Мама, чтобы ты со мной была.
Мама, в этом мире навсегда.
Мама, если б только я могла…
Как трудно в этой жизни
Без мамочки идти.
Тропою одинокой
В мучительные дни.
Всегда я представляю
В моих глазах тебя,
И слезы набегают,
Как капельки дождя.
Из первой проблемы вытекает вторая проблема детей-сирот – это потребность в любви. Кристина из начальных классов пишет в своем письме: «…я скучаю по тебе…ты будешь моей сестрой – ты не обижаешься?» В своем следующем письме она написала: «Здравствуй Таня, моя сестричка. Я скучаю по тебе. Мне так не хватает тебя. Я о тебе плакала, я хочу, чтобы ты поскорее приехала. Таня, меня никто не любит кроме тебя, Бога и Вадима. Я буду ждать тебя. Я хочу, чтобы ты забрала меня к себе, я там с тобой буду учить английский язык…» Сердца этих детей настолько изголодались по любви, что даже простая улыбка или ласковое слово сказанное такому ребенку способно расположить сердце ребенка к себе. Понятие о семье в их представлении – это как сказочная страна, которая может существовать только лишь в мечтах, а не на яву, одна девочка пишет в письме: «Виталик, я тебе желаю, чтобы ты и твоя семья не болела, жили счастливо и спокойно. Чтобы твои дети слушали тебя, и друг друга не обижали, хорошо учились в школе. Чтобы ты им читал сказки, они спали спокойно и им снились ангелы…» Эти дети мечтают о том, что их тоже любят, что о них тоже переживают и что о них тоже могут заботиться…но это лишь в мечтах…а на яву – это оставленные, всеми заброшенные и никому не нужные совсем еще детские сердца, которые как и все люди нуждаются в любви и понимании, но не находят этого…
Еще одна из проблем этих детей – это потребность в уединении. Федосенко Люда пишет: «…я очень стала дикая, грозная, потому что мне все надоедают и не дают спокойно посидеть одной…» Из-за того, что у детей нет своих комнат, и спят они, как правило, по 15-20 человек в комнате, то следовательно у них нет места, где бы они просто смогли побыть одни. В интернатах бывает и по 200 человек детей – дети толпой идут кушать, играют на улице все вместе, куда не посмотри – кругом дети, поэтому в такой обстановке им трудно найти свой уголок где бы они могли просто посидеть в тишине.
У детдомовцев нет хороших, взрослых людей или друзей, с которых они могли бы взять пример. Каждый ребенок хочет быть похожим на кого-то, кто старше его – т.е. тоже стать взрослым. Из-за не имения родителей, эти дети берут пример друг с друга. Малыши видят старших подростков всегда курящими и пьющими. Поэтому они считают что так и должно быть – и берут с них пример. Подрастая, более старшие дети начинают брать пример с выпускников детдомов, которые уже по несколько лет отсидели в тюрьмах, эти подростки считают что так и должно быть, потому что не знают другого… Но когда они видят людей, которые их любят, то начинают тянуться к такому человеку как цветы тянуться к солнцу. После наших приездов к ним, малыши начинают называть нас мамами и папами, а старшие дети сестрами и братьями. Дети пишут в своих письмах: «Нам не хватает вашего тепла. Вы нам как родители.», другая девочка пишет: «…Таня, я тебя люблю. Я хочу чтобы ты любила меня. Я хочу к тебе в Москву. Я хочу, чтобы ты стала моей мамой. Я хочу к тебе…» Дети видя любовь к себе, прилепляются к нам и всегда плачут при расставании, предлагают свои кровати для сна, а сами готовы спать на холодном полу, но лишь бы с ними был тот, кто всегда поможет и выслушает, лишь бы был тот, кто всегда будет любить и давать мудрые советы. Федосенко Люда пишет в своем письме: «…я сейчас плачу по вам. Мне трудно жить в жизни. Я когда вас увидела, мне стало очень хорошо и легче… Будьте такими же счастливыми, хорошими, добрыми, нежными, красивыми…»
Еще одна из главных проблем детей-сирот – это мысли о самоубийстве.
В дет.домах находится 1,5 млн. детей и из них 1 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Желая избавиться от тех непосильных проблем, которые выпали на их долю, они хотят умереть думая что этим избавятся от страданий и боли. Федосенко Люда написала в своем письме: «…меня посадят в тюрьму, потому что я всех бью; если я еще ударю кого нибудь, меня посадят – у меня осталась одна попытка. Ко мне каждый день приезжают менты и разговаривают со мной о том, почему я делаю такое зло и огрызаюсь с учителями…не грусти обо мне, я тебя очень прошу и не переживай. Забудь раз и навсегда что меня заберут в тюрьму. Ты не думай о плохом, а думай о хорошем. Я знаю что ты очень переживаешь за меня. Я перерезала вены на руке…» Из-за большого количества детей, воспитатели очень часто просто не в состоянии следить за душевным состоянием каждого ребенка и очень часто не замечают тех проблем и трудностей, которые возникают у детей… И дети не справляясь со своими проблемами в одиночку и не найдя помощи у взрослых людей, стремятся закончить этот «страшный сон» своей жизни - смертью.
Эти дети забыты самыми близкими людьми, поэтому они страдают о том, что их не помнят даже самые ближайшие родственники. Лиля пишет в своем письме: «…я хочу чтоб мой отец нашелся. Ведь я вообще не знаю где он находится, как живет. Я очень переживаю за отца. Ведь он мне не может и письма написать. Братья тоже не пишут. Может забыли что у них есть сестра…» Дети пытаются найти какой-то контакт со своими родителями, братьями и сестрами, но в ответ лишь слышат либо «Больше не звони мне», либо родители вообще бросают трубки при звонках собственных детей. Тогда дети пишут письма своим родственникам, в которых рассказывают как они любят их, но в ответ лишь тишина… Родители не хотят поддерживать связь с собственными детьми, отчего конечно очень страдают дети… 14-летняя Лена говорит: «…у нас в интернате воровать умеют, можно колоться, издеваются как хотят. Но почему оно так? Зачем вообще придумали пить, драться, матюкаться? Но ничего, если нас бросают родные то чужие возьмут и будут любить как родную дочь или сына...»
Из-за беспорядочных связей своих родителей, дети воспринимают свои семьи как нормальные. Лиля пишет в своем письме: «У нас в семье 6 детей. Мы вообще от разных отцов, кроме Вовы и Леши. Я их правда еще не видела…» Ведя беспризорную жизнь и видя с самого детства дома лишь пьянки родителей, горы грязной посуды и побои со стороны родственников, дети считают что такая жизнь в порядке вещей, и что другой не может быть. Многие дети попадают в дет.дом с самого рождения – такие дети вообще никогда не видели как устроен дом. Поэтому когда их хотят усыновить или удочерить и приводят их в настоящий дом, то те вещи которые нам кажутся вполне обыкновенными – для них они необычны и странны. Например когда на Лену хотела оформить опекунство ее старшая сестра, Лена отказалась от него. Когда мы ее спросили почему она так поступила, она ответила что ее старшая сестра заставляла ее мыть посуду после еды. Не зная как устроен дом и не зная что мытье посуды – это в порядке нормальных вещей в каждом доме, Лена лишила себя возможности иметь нормальную семью… И ее нельзя за это винить…ведь те места, в которых живут эти дети, очень мало похожи на настоящие дома, которые имеет каждый из находящихся здесь.
Нет такой страны на свете,
Где б не ругались матом дети,
Где б мамы не бросали их,
Но есть она в мечтах моих:
Там люди дружно все живут,
Зверей там любят, берегут,
Там нет наркотиков и зла,
Но тут мечта моя прошла –
И вновь тут воцарил бардак-
Здесь нет друзей, здесь только враг…
Хоть в детских домах и большое количество детей, но средь этой массы народа, очень редко найти детей, которые были бы настоящими друзьями. Еще одна из проблем этих детей – это дружба по расчету. Лиля пишет в письме: «Меня научила курить одна девочка. Ну и я стала ходить с теми, у кого было куриво. Я покупала сигареты когда у меня были деньги. И тогда со мной стали хорошо общаться, а когда сигареты кончались, от меня все отворачивались. Ну я меняла свои полдники, ради того, чтобы покурить. Потом мне надоело, что со мной дружат только тогда, когда у меня есть курить. Я задумалась: «А что, если мне бросить эту затею с куривом?» И я обратилась к Богу. Я молилась Ему каждую ночь, чтобы Он вытащил меня из этой ямы. И Он протянул мне Свою руку, руку спасения. И я ухватилась за нее. Я спаслась…» С самого детства таких детей обманывали и постепенно в их сердце заложилось понятие что никому нельзя верить, поэтому дет.домовцы не умеют любить. Для них бывает странно когда говорят о настоящей дружбе, т.к. считают что друг будет только тогда, когда у тебя что-то есть. Поэтому хоть они и находятся в таком количестве людей, но они одиноки, т.к. не могут найти такого человека, который бы был искренним и мог помочь в трудную минуту.
14-летняя Алена сочинила стих, в котором она описала эту проблему:
«Прощай!» - как грустно это слово,
Когда твердят его друзья,
Из сердца вырваться готово…
«Прощай» - ведь это навсегда.
Пройдут года, что будет с нами?
Не знаешь, ты, не знаю я,
Но мы останемся врагами
Друг друга в памяти храня.
Сплошь и рядом детям ставят диагноз «олигофрения», а ведь они всего-навсего педагогически запущенны, с ними надо просто работать. Они отстают в развитии на несколько лет из-за нехватки самых обычных вещей. 17-летняя Лиля написала в письме: «Я уже умею кататься на лыжах. А весной меня мой парень будет учить кататься на велосипеде. А вообще я боюсь велосипедов, после того, когда меня брат катал , и мы упали» И таких детей как Лиля много – которые лишь в более старшем возрасте учатся тому, чему научены домашние дети с самого детства. Когда мы только начали приезжать в Смоленский детский дом, то мы узнали что у детей даже нет санок и катаются они зимой на том, что сами сделают из картонок. Когда же мы им привезли санки, то их радости не было предела – ведь теперь можно кататься на НАСТОЯЩИХ санках. Когда же привезли им велосипеды, то на них занимали очередь лишь бы чтобы просто подержаться за него. То, что есть у домашних детей в избытке, этого нет у сиротских детей, и то, что не ценят домашние дети, высоко ценят и благодарят сиротские. Они благодарны даже за то, что у них есть крыша над головой и что они живут не на улице. Юля пишет: «…раньше мы жили плохо: нам было нечего есть, родители пили. Мы потом попали в приют, потому что если бы не приют, мы бы остались жить на улице, т.к. у нас отобрали квартиру. Благодаря Богу мы здесь и я до сих пор благодарю Бога за это…» Иногда даже взрослые люди не задумываются о том, что у них есть теплый дом, в который они могут в любой момент придти, чтобы погреться, что они могут купить себе все, что захотят из еды, что имеют теплую одежду зимой…и даже не задумываются что где-то совсем рядом есть дети, у которых нет квартиры и живут они в холодном подвале, у которых на завтрак, обед и ужин есть лишь сухой кусочек хлеба и которые зимой ходят в летних вещах, но не смотря на это, эти дети имеют благодарное сердце за то, маленькое что у них есть.
Многие дети сами не хотят, чтобы их навещали родители. «Зачем надо было от нас отказываться, чтобы теперь навещать?» - не понимают братья Дима и Толя. Несколько раз к ним являлась родительница, но мальчики не могут простить ей обиду. Они уже живут другой жизнью и не хотят вспоминать, как мерзли голодные в собачьей будке, пока мать-алкоголичка устраивала в доме попойки. И все же в душе каждый ребенок любит своих маму и папу. Я в этом уверена. Мать приходит синяя от водки, а дитя ее обнимает, целует и спрашивает: «Как ты, мама?» Лиля говорит: «Хоть моя мать и пьет, но я ее люблю. Отец мой сидел в тюрьме. Он писал мне письма, обещал как только его выпустят, он приедет ко мне. Я стала его ждать и он приехал. Он дал мне 50 рублей, я тогда была в 4-ом классе. Он обещал еще приехать, но не приехал»
Но все равно в этих детских глазах можно увидеть этот безмолвный крик, который пытается понять почему же на земле столько несправедливости. Эти дети тоже нуждаются в любви, заботе и тепле. Нуждаются в любящих родителях, которые будут их встречать когда они будут приходить со школы, которые будут дарить им свою любовь и тепло и которые будут помогать решать им проблемы. Но пока это возможно только лишь в их мечтах…а сейчас все так же остаются те дети, которые пытаются нести в одиночку взрослые проблемы.
14-летняя Юля говорит: «А я задаю вопросы, кто бы мне помог в этом разобраться: Почему люди пьют? Зачем родители бросают детей? Ведь они тоже были детьми!»
Не бросай меня, мама.
Целый мир между нами.
Я хочу, чтоб ты знала,
Как я плачу ночами.
Почему этот берег,
Без конца уплывает?
Почему я не верю,
Что надежд не бывает?
Я тебе нарисую
Прошлогоднее лето.
Здесь из форточки дует
И на венах отметка.
Здесь железные двери,
Потолок угнетает,
Но я всё-таки верю,
Что надежды бывают.
Майонезная банка —
Моя чашка и ложка,
И кривая осанка.
Как-бы жизнь понарошку.
Бесконечность истерик
Эти дни вызывают,
Но я всё-таки верю,
Что надежды бывают.
Забери меня, мама.
Не нужны мне игрушки.
Я не буду упрямым,
Стану очень послушным.
Эти страшные звери
В темноте нападают,
Но я всё-таки верю,
Что надежды бывают.
Не бросай меня, мама.
Целый мир между нами.
Я хочу, чтоб ты знала,
Как я плачу ночами.
Нет нормальной одежды,
И я часто болею.
Ах, надежды, надежды,
Почему я вам верю?
Не скрывайтесь от сердца,
Не пытайтесь не слышать.
Помогите согреться,
Помогите нам выжить!