Продолжение.
20-06-2010 23:38
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
6. РЕГРЕССИЯ И РЕЛИГИЯ
Кроме сказанного выше в регрессии проявляется еще один основной мотив рака, находящийся на заднем плане. Регрессия представляет собой возврат к началу, к истокам. Больные утратили обратную связь со своими первоосновами, их жизнью управляют опухолевые клетки, что составляет большую опасность для физического тела. Человек явно нуждается в живой связи со своими корнями, с религией. Но она подразумевает не только шаг назад, а, прежде всего, обратную связь. Только в этом случае отступление становится прогрессом. Это кажущееся противоречие находит отражение и в раковом заболевании. С одной стороны, клетки возвращаются к примитивным формам, с другой — они совершают огромный скачок в стремлении к всеядности и бессмертию.
Подобное противоречие может разрешить только религия в ее исключительном смысле. Религия подразумевает возврат к единению. Оно, обозначаемое в христианстве как рай, является истинной целью пути. Согласно Библии, люди вышли из рая и должны когда-нибудь туда вернуться. Это путь от неосознанного единения к осознанному. Изгнание из рая находит свое продолжение в возвращении блудного сына в отчий дом. О том, насколько глубоко запал в людские умы этот образ, свидетельствует тот факт, что в древнеиндийских источниках этот путь описан аналогичным образом: «Отсюда сюда». Древний символ змея, кусающего свой хвост, наилучшим образом характеризует этот действительно всеобъемлющий образ. В религии путь к просветлению и бессмертию всегда описывается в образе продвижения вперед к исходной точке и представляет собой движение по кругу или спираль. Здесь в равной степени необходимы предусмотрительность и внимательность, и направлены они к одной цели, к единению.
Обращение к прошлому с вопросом: «Откуда я пришел?», желание узнать: «Куда я иду?» вытеснены у больных раком из области сознания и представлены в физической форме. О том, насколько недальновидными в прямом смысле этого слова становятся больные, свидетельствует их чрезмерная осторожность и предусмотрительность, ограниченные узкими рамками совершенно конкретного окружающего мира и будущего. Они настолько близко к сердцу принимают других людей, их мораль и жизненные правила и с такой осторожностью встречают завтрашний день и все новое, что для главных вопросов к прошлому и будущему у них не остается места. Раковый процесс с его регрессией в бездну и неизлечимостью является страшным и, в то же время, истинным отражением ситуации.
Осознанное возвращение к началу с его неограниченными возможностями и поиск бессмертных ценностей наполнены исключительным смыслом. Проникновение в неведомое приведет «к болезни как к пути». Но этот путь все же является дорогой, на которой наряду с возможностью гибели скрывается возможность извлечь из ситуации пользу. Это своего рода последний толчок к пробуждению собственных потребностей.
Сюда также относится определенный психотерапевтический опыт, свидетельствующий о том, что раковые пациенты в глубине души «не религиозны». Если же некоторые личностные характеристики позволяют предположить обратное и подчеркивают религиозность и покорность судьбе, то обычно это церковная набожность, едва ли имеющая точки соприкосновения с религией, а лишь управляющая жизнью и регламентирующая ее. Цепляние за религиозные правила скорее представляет собой противоположность религии и оставляет сердце пустым и холодным. То, что снаружи производит впечатление полной событиями религиозной жизни, может внутри оказаться пустышкой. Безжизненность, окруженная внешней активностью, находит анатомическое отражение в опухолях с некрозами (мертвыми участками) в середине. Аналогичным образом нельзя путать обнаруженную медицинскими социологами в больных покорность судьбе с религиозной позицией: «На то Божья воля!» В большинстве случаев речь идет о смирении по отношению к превосходящей, но не принимаемой судьбе. Основу покорности в самой ее глубине составляет не вера в божье творение, а, наоборот, отчаяние и бессилие. Таким образом, потенциальные раковые пациенты оказываются предоставлены не жизни и ее возможностям, а собственной осторожности, предусмотрительности и неуверенности в завтрашнем дне.
7. РАК КАК КАРИКАТУРНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ НАШЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Сообщения о раковых больных, «ушедших из жизни неожиданно в расцвете лет, на пике карьеры по причине коварной болезни» производят диаметрально противоположное впечатление. Если рассматривать скрывающиеся за этим жизненные судьбы, подобные выражения демонстрируют удивительную слепоту. При более внимательном знакомстве оказывается, что это не произошло неожиданно и без предупреждающих симптомов. Именно отсутствие любых физических реакций и сигналов свидетельствует о «нормопатии». Подчеркивание высокой ответственности раскрывает при более внимательном рассмотрении тот факт, что заболевшие беспрекословно выполняли свои обязанности. Ответственность же подразумевает способность отвечать на запросы жизни. И именно потенциальным раковым пациентам не хватает этого качества. Отсутствие умения определять границы и сказать «нет» легко позволяет взвалить на них массу обязанностей. С другой стороны, они охотно берут это на себя, чтобы придать своей жизни внешний смысл - при недостатке внутреннего. Полученные результаты и успехи превращаются в хорошее прикрытие, а под ними буйно цветут чувство неуверенности в себе и депрессия.
В психиатрии известно понятие «депрессии в маске», т. е. депрессии, которая скрывается за физическими симптомами. При раке часто за внешними успехами прячется скрытая депрессия. Маска в этом случае настолько высокого качества, что о болезни никто и не догадывается. Типичный раковый больной считается образцом во многих отношениях. Он добрый и неагрессивный, спокойный и терпеливый, производит впечатление уравновешенного и симпатичного человека именно потому, что он не эгоистичен, а самоотвержен, готов помочь, пунктуален и аккуратен — здесь представлены все идеальные качества, поэтому нет ничего удивительного в тесной связи этого больного с окружающим миром. Правда, социальный успех, вопреки или благодаря внутренней оцепенелости, выходит за рамки типичного идеального подчиненного, но полностью соответствует образу современного человека. Раку также нельзя отказать в способности производить впечатляющий поверхностный успех. Едва ли какое-либо другое заболевание может так быстро покорить организм и подчинить его собственным интересам, никакая другая болезнь не будет такой упорной и стойкой по отношению к проводимому лечению.
Никакой другой болезни не удается так хорошо показать человеку его истинное лицо. Рак олицетворяет превращение достойных идеалов подчиненного в противоположные, эгоистичные. Физическое искажение этих идеалов вызывает обиду, как и любая другая карикатура. И происходит это не потому, что она говорит неправду, а, наоборот, потому, что попала в точку.
8. РАК И ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА
Итак, мы рассмотрели две составляющих рака: рост и регрессию. Третьей составляющей является защита. Рак может существовать годами, не образовывая при этом опухоли. Медицине и, прежде всего, натуропатии известна подобная ситуация, называемая преканцерозом. Описанные выше психические предпосылки могут существовать достаточно долгое время, предпосылки физического характера в форме соответствующих канцерогенов и раздражителей тоже будут иметь место, и все же рак начнет развиваться только при наличии определенных стартовых раздражителей. До этих пор он будет находиться, словно в заточении, под управлением доминирующей иммунной системы. Только уничтожение физической защиты позволит ему образовать первичную опухоль. Некоторые пациенты чувствуют коллапс иммунной защиты и характеризуют этот период как особо напряженный и полный страха.
Тесная связь рака с иммунной системой проявляется и в том, что он использует эту систему, которая должна была бы подавлять его развитие, для собственного распространения. Он подвергается нападению со стороны лимфоцитов из лимфатических узлов и использует лимфатические протоки для продвижения вперед. Лимфатические узлы представляют собой предпочтительную область поражения. Путем захвата казарм личного состава войск и продвижения вперед рак демонстрирует смелость своего нападения и готовность прибегнуть к любым средствам. С другой стороны, здесь проявляется бессилие системы защиты. Рак достигает этого благодаря превосходной маскировке. Аналогично тому, как ему удается отключить в своих клетках «ген старения», он обезвреживает систему опознавания клеток по внешнему виду. При помощи этой маскировки раковые клетки могут незаметно и, что самое главное, безнаказанно передвигаться непосредственно «в пасти льва», то есть в центре системы защиты. Здесь возможно проведение медицинского лечения. Если удастся иммуннологическим путем демаскировать раковые клетки, они окажутся в наибольшей опасности.
На вопрос о том, что же приводит к несостоятельности системы защиты, можно дать общий ответ, не ограничиваемый раковым процессом. Любая простуда свидетельствует о следующем феномене: как только кто-то в переносном смысле сыт чем-то по горло и закрывается на психическом уровне, на заместительном уровне немедленно вступают в реакцию соответствующие физические возбудители, и горло начинает болеть. Выражаясь медицинским языком, слабость защиты делает заболевшего более восприимчивым. Там, где сознание закрыто, приходится включаться соответствующим физическим компонентам. Иммунная защита ослабевает в том случае, когда сопротивление на психическом уровне чрезмерно. Изначально человек обладает здоровой системой защиты на обоих уровнях. Важность защиты физических границ от влияния чужого, полного опасностей мира при помощи иммунной системы очевидна. Точно так же мы нуждаемся в психической защите, чтобы слишком сильные впечатления не перерастали в психоз. Целью защиты на обоих уровнях является достижение золотой середины между полной открытостью и абсолютной закрытостью. Если на одном из уровней произошел перекос, на другом приходится двигаться в противоположную сторону. Тот, кто слишком закрыт психически, становится уязвимым на телесном уровне.
Идеальное соотношение характеризуется значительной психической открытостью, базирующейся на прочности. Допускается все, и при этом не надо опасаться за свое психическое здоровье. Это возможно на основе потенциально сильной защиты, которая редко вступает в бой, но в случае необходимости на нее можно положиться. Если человек умеет решительно сказать «нет» и защитить свое жизненное пространство, он редко пользуется такой возможностью. Такому состоянию соответствует наличие физической защиты, которая, благодаря хорошей тренировке, способна справиться с любыми возбудителями. Именно потому, что система защиты не щадит себя и реагирует на призывы о помощи, она всегда готова к борьбе и уверена в победе. Так как защита не ослаблена на психическом уровне, она не подвергается опасности потерпеть поражение от возбудителей. Тот, кто позволяет возбуждать свое сознание и умеет на том же уровне себя защитить, может не прибегать к помощи тела.
К сожалению, в этом мире, рпасплачивающемся за неконфликтный путь развития культуры и цивилизации, гораздо чаще встречается чрезмерная закрытость сознания и, соответственно, слишком большая открытость тела. Если неконфликтная позиция «не-могу-сказать-нет» попадает на физический уровень, она находит проявление в форме неспособности себя отгородить. Этот принцип подтверждается опытом повседневной жизни. Открыто противопоставляющий себя жизни (жизнестойкий = живой) человек обладает здоровой физической системой защиты и тем самым менее подвержен инфекциям. Ограниченный рамками и запуганный человек будет чаще «хватать» вирусы и культивировать соответствующие болезни. И наоборот, страстная натура, «огонь и пламень», может в состоянии открытости вообще не заболеть.
Для того чтобы защита полностью пала и началось образование опухоли, необходима очень глубокая изоляция и закрытость. Это происходит тогда, когда человек перестает открываться какому-либо значительному аспекту своей жизни. Если эта связь висела на волоске, и тот внезапно оборвался, кажется, что прервался контакт с жизнью. Подобное может произойти, если у натуры угнетенной, почти никак не связанной с окружающим миром, умирает единственный близкий человек. Поскольку он без этого человека больше не сумеет плыть по реке жизни, он может не захотеть открыться этой огромной потере. По мере того, как с помощью психической защиты сознание будет закрываться от утраты, система физической защиты будет разрушаться. Таким образом иммунная система становится индикатором открытости и жизнестойкости. У пациентов, знающих, что такое депрессия, любой фактор, влияющий на его неустойчивое состояние, может привести к значительному ослаблению иммунной защиты. Для этого достаточно увольнения с работы, ставшей смыслом жизни, или окончательного разочарования в партнере после многих лет совместной жизни. Типичный раковый пациент в соответствии со своим внутренним состоянием склонен попадать в такие ситуации. Его приспособившаяся и тем самым угнетенная внутренняя сущность иногда начинает шевелиться и предпринимать попытки возврата к жизни, но каждая попытка активизирует подавляемое с таким трудом чувство безысходности, и повторное неожиданное «закрывание себя» провоцирует начало болезни. Раковый пациент, даже добившийся успеха, находит множество возможностей, чтобы не дать доступа жизненной энергии. Для этого подходит все, что ставит под сомнение маску его депрессии, т. е. успех.
9. РАК НА СОЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ
Раковая клетка, как мы уже говорили, собирается поработить весь физический мир и перекроить его по своему образу и подобию. Поэтому она проникает сама или посылает своих агрессивных «миссионеров» в самые отдаленные уголки организма-государства. В медицине их называют метастазами. Это слово имеет греческое происхождение и означает превращение, перемещение или блуждание. Желание «вмешаться» повсюду, вплоть до самых удаленных отделов тела, по силам эмбриональной клетке, располагающей, при всей своей простоте, любыми возможностями. Развитие же означает также ограничение и специализацию. Оба этих качества раковая клетка или утратила, или подавила в себе.
Незрелость подобной позиции становится понятной при сравнении поведения взрослого и ребенка. Ребенок может примерить на себя любую специальность и любой образ жизни, и думать, что его папа, как увеличенное олицетворение собственного «Я», все может. В мечтах он путешествует по всему миру, не задумываясь при этом о конкретных проблемах питания и размещения на ночлег. Его желание играть всеми игрушками на детской площадке и участвовать во всех играх иногда раздражает родителей, но на ранней стадии еще не составляет проблемы. Взрослый же, имеющий аналогичные требования, быстро превращается в вызов окружающему миру, предлагая на выбор следующую альтернативу: или он, или окружающий мир. Убеждением или применением силы окружающий мир приспосабливает его в соответствии со своими потребностями, побуждая тем самым к своего рода запоздалому взрослению, подобно тому, как пытаются вернуть в общество отбывшего наказание преступника.
Возможность того, что этот человек сможет противопоставить себя окружающему миру и навязать ему свою волю, встречается реже. На духовно-психическом уровне такие попытки расцениваются как мания величия, почти всегда подавляются и «успешно» ликвидируются в психиатрических клиниках. Нечасто «сумасшедшему» удается действительно захватить власть. В политике это называется терроризмом и подавляется чаще всего при помощи силы. Террористы называют себя революционерами, государство же объявляет их опасными преступниками, не достойными ни милости, ни уважения. Если они одерживают победу, то власть их будет признана, ведь они стали новыми хозяевами страны.
В экономике представители соответствующей точки зрения с самого начала будут встречены аплодисментами, и рак наглядно показывает, каким образом достигается экономический успех. Типичный предприниматель времен раннего капитализма ликвидирует существующие границы и без малейшего сожаления сметает со своего пути конкурентов, припирая их к стене, вытесняя с рынка, нанося им вред или, по меньшей мере, контролируя их сделки. Вместо метастазов и новообразований здесь появляются филиалы, дочерние предприятия и отделения. Сначала головная фирма перерастает себя, так же как это делает опухоль, затем она берет под свой контроль окружающую среду и распространяется по всей стране, а в идеальном случае - по всему миру. Она жаждет иметь везде свои представительства и держать все в своих руках. Это и есть кредо капитализма и исконный способ действия крупных концернов. Вести себя при этом приходится, естественно, агрессивно и безжалостно.
Раковые образования и филиалы концернов имеют аналогичные цели. Они стремятся как можно более полно внедрить собственные программы и не оставить шанса конкурентам. «Образцовость» рака можно увидеть на географической карте в любом предпринимательском офисе. В центре ее жирной красной линией обведена головная фирма, наводнившая свое ближайшее окружение более мелкими филиалами, обозначенными красным цветом. К периферии этих метастаз становится меньше. Некоторые страны еще свободны от них, тогда как в других имеются более крупные колонии. Разрисованная таким образом географическая карта поразительно походит на полученное при помощи исследований изображение раковой опухоли.
Другую, правда, не такую эмоциональную, зато наполненную историческими фактами параллель можно увидеть в развитии колониализма. Образование колоний за пределами своей страны являлось с точки зрения отдельной державы раковой стратегией. Возникало желание оказывать влияние, по возможности, на весь мир, и при этом ни в коей мере не пугала необходимость насильственного нарушения границ и жестокого нападения на уединенные, менее агрессивные народы. Чужие обычаи не только не уважались, а даже уничтожались, население объявлялось неполноценным и попадало в рабство. И такие империи в своей мании величия были убеждены в возможности создания по всему миру маленьких или больших копий Англии, Испании, Португалии, Франции или Германии. И лишь другие разраставшиеся империи могли препятствовать росту завоеваний. Как и у их анатомического аналога, у этих колониальных империй часто возникали проблемы с пропитанием, ведь речь в первую очередь шла о завоевании, а не о создании необходимой инфраструктуры. В странах бывшей португальской колониальной империи и сегодня обращают на себя внимание недостаточно развитые инфраструктуры. При таком неконтролируемом росте метастазирующих колоний многое погибло и на родине этих нерадивых дочерей. К крошечным «материнским образованиям», таким, как Португалия или Англия, в конечном счете присосались гигантские, постоянно разрастающиеся и съедающие силы империи. Особенно похожа на раковую опухоль Англия с ее полностью отделившимися от «материнского образования» колониями (США, Канада, Австралия, Южная Африка). История колониализма свидетельствует о том, что империи больше заботились о расширении границ и распространении власти, чем о торговле и обмене. Распухшие, словно от водянки, колониальные правительства паразитировали в экономически бедствующих, ограбленных странах, присосавшись к хребту порабощенных «примитивов», хотя уместнее, как нам кажется, говорить о примитивности мышления колонизаторов. Подобную «примитивность» по отношению к окружающему миру демонстрируют раковые клетки с их распухшими ядрами.
Раковая модель не только в общих чертах определяет наш мир, она может до мельчайших подробностей соответствовать некоторым сферам жизни. Наглядный образец тому представляет собой рост современных мегаполисов. На фотографиях, сделанных со спутников, можно увидеть, как яростно вгрызаются такие города в окружающий ландшафт. Подобно раковым опухолям, они посвящают свою жизнь всепоглощающему росту, отправляя вперед отдельных посланцев в виде городов-спутников, промышленных и ремесленных центров и прочих «метастаз». Если представить, как нашу Землю со всех сторон пожирают, беззастенчиво эксплуатируют и лишают силы сопротивления, эта картина окажется очень похожей на картину ракового заболевания. В оценке того, находится ли наша планета еще в стадии борьбы или уже медленно умирает, экологи, биологи, теологи и прочие -ологи не могут прийти к единому мнению. Состояние безразличия физического тела по отношению к жизненной силе рака называется кахексией. Тело отдает себя на растерзание и демонстрирует своей покорностью готовность перейти в мир иной. Поскольку наша Земля продолжает совершать попытки возрождения и всеми силами борется против быстро увеличивающегося рода человеческого, у нее еще остается надежда.
В образе мышления раковой клетки заложена грубая логическая ошибка. Она не видит последствий своей деятельности, ведущей к смерти всего организма. А ведь смерть организма неизбежно повлечет за собой смерть всех клеток, включая раковые. Многообещающим для раковой клетки представляется только начало всего предприятия. Она успешно отрекается от своего окружения и стремится к идеалу автократии, всеядности и вездесущности. Подобно простейшим организмам, рассчитывающим только на себя и объединяющим в единой оболочке все функции, она, существуя внутри клеточного соединения, превращается в почти независимого борца-одиночку. Свои высокоспециализированные качества она отдает за возможное бессмертие, которым обладают простейшие организмы. Раковые клетки и простейшие организмы живут, пока хватает питания. Все другие клетки, организованные в нормальные клеточные соединения, имеют естественную продолжительность жизни, заложенную в наследственном материале. Раковые клетки ликвидировали это ограничение и не проявляют тенденций старения, и этот факт может подтвердить один мрачный эксперимент. Клетки опухоли, хозяин которой умер в 20-х годах XX века от рака, и сегодня продолжают жить и делиться в питательном растворе, не старея и не изнашиваясь. То, что раковые клетки умирают вскоре после своего хозяина, объясняется прекращением подачи питания и энергии. Если простейшие организмы существуют действительно независимо и бессмертно в богатой водной среде, то раковая клетка не принимает во внимание, что бессмертна она лишь потенциально и уж никак не может быть независимой. Раковая клетка, как и человек, зависит от окружающего мира, т. е. от тела, в котором живет.
Тот факт, что наша планета уже достигла фазы начала болезни, отчетливо продемонстрирован при помощи рака в карикатурном изображении наших идеалов. Но еще более отрезвляющим является напрашивающееся само собой утверждение, что мы сами и есть рак Земли. Рост экономики подобен сумасшедшему росту раковой опухоли. Темпы роста огромны, но у предпринимательства не существует достижимой конечной цели. Успех нацелен на новый успех, далее на будущее и за пределы видимости. Рак тоже ставит перед собой неведомую цель, а приходит к уничтожению организма. Если мы будем откровенны, то сможем признать, что наше движение вперед столь же успешно может уничтожить организм Земли. Если осуществятся благочестивые намерения политиков, и развивающиеся страны ликвидируют свое технологическое отставание, находящейся в опасности экологии планеты будет нанесен смертельный удар. Впрочем, можно успокаивать себя тем, что эти желания нереальны. Тенденции нашей жизни, устремленные вперед, крайне серьезны и несут в себе нечто уродливое и угрожающее. Если мы не вспомним о том, что вышли из природы, и не увидим перед собой духовную цель, впереди нас ждет опасность неподдающегося обузданию рака. Необходимые предпосылки для этого у нас уже есть. Стоит только этой злокачественной болезни показать свое истинное лицо, как мы пугаемся, ведь мы узнаем самих себя. В такое правдивое зеркало нам не хочется смотреть. И это роднит человечество с раковым больным.
10. РЕШЕНИЕ РАКОВОЙ ПРОБЛЕМЫ
Трудно искать решение проблемы в самом раке, опираясь, с одной стороны, на свою растерянность, с другой - на собственную оценку. Являясь обществом, мы боимся собственных сил и энергии. Нагруженные множеством социальных обязанностей, мы отодвигаем их на задний план. Несмотря на то, что общество повсеместно декларирует в высшей степени свободное развитие каждого и свободное предпринимательство как основную норму жизни, большинство его членов подвержены связанным с этим серьезным страхам. Темпы духовно-психического роста значительно отстают от роста экономического. Величина национального валового продукта не в состоянии компенсировать постоянный недостаток во внутреннем росте. При помощи общественной поддержки многим людям удается своими силами заблокировать саморазвитие и добровольно, а иногда и по принуждению влиться в заданные структуры. Внешнее поощрение облегчает отказ от развития индивидуальности и ускоряет превращение человека в толпу. Таким образом, до «нормопатии» остается всего один маленький шаг.
Поскольку самоутверждение является одним из путей развития человека, его нельзя уничтожить, но, в крайнем случае, можно устранить так, что оно окажется на заднем плане. В материальном мире у него есть две возможности выразить себя: внутренний физический мир (микрокосм) и внешний (окружающий) мир (макрокосм). Процессы роста вытесняются из сознания в теневой мир бессознательного и оттуда на физический уровень или во внешний мир. Поскольку этот принцип всегда сохраняется и в своих возможностях выражения подстраивается под любой уровень, его можно обнаружить повсюду, в свободной или несвободной форме. Чем дальше он вытеснен, тем менее свободным будет его проявление.
В целом материальный уровень представляется нам менее, а духовно-психический - более свободным. При раковом заболевании, например, мы называем злокачественным то, что в переносном смысле представляется крайне желательным: принцип экспансии. Рак уничтожает любые границы и препятствия, повсюду проникает и распространяется, во всем принимает участие, соединяется с любыми, и даже с совершенно чуждыми структурами, его ничто не останавливает и не ограничивает, он почти бессмертен и даже не боится смерти. Рак представляет собой экспансию на физическом уровне. Затем следует проникновение в сознание, где обнаруживается, что душа безгранична и бессмертна. Нас уже не удивляет, что сквозь самое злокачественное из заболеваний проглядывает наивысший жизненный принцип. Ведь самая густая тень всегда является отражением самого яркого света. Вместе с самоутверждением на задний план при раковом заболевании отступает и тот компонент, что стремится к конечной цели любого развития, к самой личности. Несмотря на то, что конечной целью остается середина, необходимо в начале пути ее оставить и двигаться по направлению к краю. Середина в качестве сомнительного компромисса стоит того, чтобы ее покинуть. В этом и состоит задача для раковых больных. Незаметный средний уровень, в котором удобно укрылся нормопат, не является последним пристанищем. Вместо гармонии середины здесь царит мнимая гармония. И хотя «злокачественные» силы эго не выходят на поверхность, они живут на заднем плане. И пускай нормопат своим бескомпромиссным эгоистичным «нет» никого и не обидит, но он никого и не осчастливит безоговорочным «да». Он постоянно извиняется за свое присутствие, но не может отказаться от первобытного греха (греха обособления от общества). Для него важнее казаться, чем быть. Но главное состоит в том, что и тут, в своей удобной середине, в которой он оказался, следуя пути наименьшего сопротивления, он не найдет покоя.
Ему необходимо осуществить изменения в психической, духовной или социальной областях, выйти за слишком строгие рамки. Речь идет о знакомстве со своим собственным эго, именно потому, что оно является не очень приятным спутником и не стяжало славу у окружающего мира. На место обособленности должны прийти самостоятельность и личная ответственность.
Американский терапевт-радиолог Карл Симонтон заставляет своих раковых больных по несколько раз в день проводить военные сражения и выигрывать их. Погруженные в управляемую медитацию, эти пациенты при помощи всей своей вновь обретенной агрессии полностью побеждают рак на клеточном уровне. Внутренние картины и фантазии поддерживают иммунную систему, реанимируя до сих пор подавляемую агрессию. Совет бороться с раком любой ценой лишь на первый взгляд противоречит гомеопатическим принципам. В борьбе с агрессивным раком агрессия как раз и является гомеопатическим, аналогичным средством.
Хотя эта первая ступень роста на благо собственных потребностей является очень важной и незаменимой, на этом нельзя останавливаться. Следующая ступень пути — всепрощающая любовь. Агрессия и любовь — понятия противоположные. Во избежание путаницы нам придется остановиться здесь более подробно.
Как показывает опыт, именно те пациенты, которые успешно и достаточно долго выполняли задачи агрессивного самоутверждения, склонны к быстрому бегству на «более высокий уровень». За этим скрывается ложное предположение, что переживание такого возвышенного чувства, как любовь, для них проще, чем высвобождение эго с его агрессивной энергией. Перепрыгивание или слишком быстрый переход с предыдущего уровня на более высокий не имеет смысла. Тот, кто после удара по левой щеке подставляет правую из трусости, не достигает цели. Любовь превращается в притворство. Такой ошибки раковый пациент не может себе позволить.
К намеченной, пусть и отдаленной цели необходимо идти твердо, не боясь опасности заблуждения. Все последующие шаги и задачи предусматривают продолжение преодоления предыдущих, иначе, как показывает опыт, они легко превращаются в бумеранг.
И хотя проявление силы эго является чрезвычайно важным в процессе пути, едва ли это может стать конечной целью. Следующий путь и его цели уже намечены самой болезнью. Вместо физического роста речь пойдет о духовно-психическом. Человек растет физически в течение приблизительно 20 лет, затем это должно продолжаться на духовно-психическом уровне, чтобы воплотить самого себя в более высоком смысле. В конце концов, речь идет о том, чтобы стать единым, вернуться в рай. Этому состоянию, которое разные народы называют по-разному, подразумевая при этом одно и то же, невозможно найти подходящее описание в мире противоположностей. Такие слова, как Вечность, Нирвана, Небесное Царство, Божье Царство, Рай, Бытие и Середина лишь приблизительно ему соответствуют. Проблему не только для раковых больных, но и для всех людей составляют ступени к этой цели и их последовательность.
Представленная в раковом процессе регрессия, олицетворяющая вопрос о происхождении, указывает нам путь. На место регрессии должна прийти религия. Рост, происходящий хаотично во всех направлениях, свидетельствует об опасности того, что прогресс без цели может закончиться смертью. Смерть, угрожающе ожидающая на заднем плане, является одной из форм возврата к началу.
Все указывает на конечную цель - единство. Но ее невозможно достичь силами эго. Насколько важно для пациента сначала найти свое «Я», настолько же важно затем перерасти его. Как только он научится пробиваться в жизни, у него появляется противоположная задача: уметь осознанно подчиняться более крупной единице. Сначала протест против жестких правил трудовой или общественной жизни и признание того факта, что собственный начальник - это не Господь Бог, может казаться важным. Если эго развилось и наслаждается завоеванной властью, необходимо признать, что этот путь так же приведет к катастрофе, как и путь подавления эго. После того, как будут нарушены незначительные правила, следует найти более значимые и подчиниться им. «Да будет воля Твоя» сказано в молитве «Отче наш», и здесь имеется в виду не начальник, и не партнер, и не собственное «Я», а Бог - или, другими словами, единство.
Не существует независимости от более крупной единицы, частью которой являешься. Оправданные амбиции в отношении самоутверждения и бессмертия могут достичь наивысшей точки в духовном осознании того, что единственная цель состоит в единении. Но оно никого и ничего не исключает и не позволит добиваться чего-либо для себя, исключительно из эгоистических соображений. Единение в равной степени охватывает и индивидуальности, и более высокие категории. Оно находится в середине себя, и в середине каждого человека, и каждой клетки, и в то же время оно одно для всех. Нет моего «Я» или твоего «Я», есть только «Я» вообще.
Необходимо найти в себе единение, бессмертие души и признать, что целое находится в нас так же, как и мы в целом. Но это и есть собственно центр, исследовать который может только любовь. И в раковом процессе это тоже имеет свой символ. Подобно любви, рак пересекает все границы, преодолевает любые расстояния, проникает сквозь преграды и проходит через препятствия. Как и любовь, он ни перед чем не останавливается, повсюду распространяется, проникает во все сферы жизни и подчиняет ее себе, как и любовь, рак стремится к бессмертию, и - так же, как и она - он при этом не боится даже смерти. Таким образом, рак действительно представляет собой теневую сторону любви.
11. СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ
Самое эффективное лечение начинается рано, с признанием того, что нормопатия — это уже болезнь, даже если она по своему состоянию близка к идеальному представлению нашего времени. И, наоборот, наше время живет иллюзиями, которые приводят к раку. По сравнению с этим ежедневно обнаруживаемые канцерогенные вещества являются безвредными. Если на такой ранней стадии начать предпринимать определенные шаги в направлении индивидуализации, можно будет действительно говорить о профилактике, не путая ее с обычной ранней диагностикой. Проведение на этой стадии необходимых мероприятий еще возможно без ощущения сильного угнетения со стороны пациента. Если диагноз уже поставлен, чувство угнетения чрезвычайно велико. И все же оно не только подавляет, но и придает мужество и способствует развитию. Многие пациенты воспринимают диагноз «рак» словно оглашение смертного приговора. Их возвращение назад в этом случае состоит в безропотном смирении, они, так сказать, больше не любят эту жизнь. Некоторые рассказывают об определенном облегчении, потому что тем самым с них снимается всякая ответственность. Другие пациенты принимают вызов под девизом: «Лишь теперь начинается настоящая жизнь». Они воспринимают диагноз словно начало нового отрезка жизни, который будет протекать по другим законам. То, что для первой группы больных становится концом всего, для них превращается в начало. И не так уж редко это действительно начало новой жизни. Как показывает
врачебная практика, медицинский прогноз оказывает гораздо меньшее влияние на предполагаемую продолжительность жизни, чем наличие внутренней установки. Все решительно зависит от того, ожидают ли больные еще чего-то от жизни. Вспомните древнегреческую мифологию. Во время борьбы с Гидрой Геракла укусил ужасный Рак. Бесстрашный герой вступил в борьбу и прежде, чем уничтожить Гидру, убил Рака.
После постановки диагноза важно, чтобы на заднем плане совершалось как можно меньше действий. Что бы ни происходило в сознании, не нужно, чтобы это отражалось на уровне физического тела. Предпосылкой этому становится откровенное видение собственной ситуации вплоть до признания того факта, что ничто не происходит случайно, а имеет свой смысл, даже такое страшное заболевание. Иногда только после этого прорывается наружу все отчаяние, вызванное диагнозом «рак». И как бы жестоко ни звучало, это имеет большое значение для дальнейших действий. Медицина, скрывающая от пациента его диагноз и обманывающая его «для его же блага», может показаться более гуманной. С другой стороны, она блокирует еще имеющиеся возможности для сопротивления.
К тому, что можно отнять у физического тела и что собственно является задачей психики, относится весь диапазон картин, которые рак навязывает организму: от расширения границ до их уничтожения, от жизненно важного роста до дикой агрессии. Необузданное творчество, нашедшее выражение в раковом процессе, осознанно создает для себя жизненное пространство. Возникающие мутации требуют мужества. Они повсюду более рациональны, чем в физическом теле. В то время, когда биологическая эволюция осуществлялась благодаря физическим мутациям, эволюцию индивидуальную двигали изменения на духовно-психическом уровне. В соответствии с изменениями, происходящими в раковой клетке, пациент тоже должен перестраивать свою жизнь.
Пациенты, начавшие все заново, рассказывают, насколько радикально болезнь изменила их жизнь. Самоопределение вытеснило влияние чужих лиц, на место угодливого подчинения пришло открытое сопротивление. У пациентов, добившихся определенного успеха в обществе, может случиться так, что существующему, но не видимому эго придется перейти на уровень сознания. Тогда выяснится, что есть еще что-то, гораздо более существенное.
Приведенные критерии аналогичным образом соответствуют лечению тела, начиная от биоэнергетических упражнений, мобилизующих жизненную энергию, до инъекций, которые приводят к возбуждению организма и тем самым стимулируют его для борьбы. Сюда же относится упомянутая Симонтоном форма психотерапии. При угнетении раковых клеток необходимо следить за тем, чтобы борьба против рака не превратилась в борьбу против собственной судьбы. Перед любым излечением необходима фаза смирения, ропот на судьбу приведет к обратному эффекту.
Существенным моментом является дыхание. Оно символизирует общение, выходящее при наличии рака на примитивный и радикальный уровень. Радикальная дыхательная терапия очень эффективна, так как при этом тело каждый раз накачивается кислородом. А это уже метод альтернативной медицины лечения рака. К тому же у многих раковых больных дыхание, являющееся источником жизни, ограничено и затруднено. В освобождении дыхания состоит возможность снова открыться жизни. Если после всей необходимой борьбы против оппортунистического общества они найдут в нем свое настоящее место, всем сердцем примут и займут его, то в любом случае это победа. Это означает конец всем попыткам выделиться, конец эгоизму. Больные признают, что они нашли свое место и представляют единое целое.
На этом пути решающее значение может иметь раскрывающее причины психотерапевтическое лечение, при условии, что оно объединит тело и чувства, а не будет действовать исключительно в области «думанья головой». Возможность расшифровать модель жизни, в которой рак стал необходим - это великий шанс. Другая возможность состоит в проблеме покорности и милости. Ведь всеобъемлющей любви в виде ключа к бессмертию не существует, и уж, конечно, ее невозможно получить терапевтическим путем. Можно лишь быть готовым и бодрствовать, когда это случится. Во все времена многие раковые больные использовали шанс находиться при смерти для того, чтобы открыть себя этому решающему шагу. Несмотря на то, что в начале эти люди тоже были нормопатами, под гнетом своей болезни они превратились в тех, кто внушает уважение уже одним своим существованием.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote