[показать]
Группа «Воровайки» - одна из самых популярных в русском шансоне. Их новый альбом «Украденная любовь» за первые три дня продаж разошелся 80 000 легальных копиях.
Почему блатные песни в России до сих пор слушают больше, чем рок и попсу
Не знаю, многие ли смогут подпеть хоть куплет не сходящим с экранов Диме Билану или МакSим, но то, что «Мурку» прогорланит каждый второй россиянин, - факт. И пусть в телевизоре почти не появляются коротко стриженные исполнители, стоит сесть в такси, и там уж точно лихими голосами выпевает что-то группа «Беломорканал», а павшую звезду в сотый раз качает белый лебедь. В караоке - главном измерителе народной популярности - сплошь поклонники Михаила Круга вдохновенно фальшивят «Владимирский централ» или «Кольщик». В рейтингах продаж музыкальных дисков как минимум три позиции занимают современные шансонье. А концертные залы Стас Михайлов или группа «Воровайки» собирают не хуже Филиппа Киркорова и «Фабрики». Чем же так сегодня берет россиян за душу «вольная песня»?
Сам термин «русский шансон» появился на свет не так давно - лет пятнадцать назад. Покойный продюсер Юрий Савостьянов, бывший самым влиятельным человеком в жанре, запатентовал его в 1997 году. Правда, сам Савостьянов признавал, что блатная лирика - лишь составляющая часть русского шансона.
Действительно, сегодня в это многогранное понятие можно запросто «упаковать» чуть ли не половину из всех известных исполнителей, начиная с Александра Вертинского, Леонида Утесова, Петра Лещенко, Марка Бернеса, Аркадия Северного, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича... Их творчество идеально соответствует определению «короткая авторская песенка со смыслом и сюжетом», что, собственно, и подразумевают под французским термином «шансон» (дословный перевод - «песня»).
Подробные рассказы про то, как «Сонечка справляла именины», а «Кольку-ширмача» исправил Беломорканал, известны в России еще с начала прошлого века. Но стоило дождаться девяностых, чтобы шансон - одна из составляющих контркультуры - стал официально разрешенным жанром. Именно тогда к нам хлынули записи эмигрантов - Михаила Шуфутинского, Михаила Гулько, Любы Успенской, Вилли Токарева, эдакий «Брайтон-стиль»: тоска по родине и, конечно, по любви. До сих пор шансон ассоциируется с хитами тех лет «Жиган-Лимон» или «Мой номер 245»..