До Николаевского художественного музея имени В.В. Верещагина мне удалость любоваться полотнами И.К.Айвазовского в 5 музеях:
1. Феодосийская картинная галерея И.К.Айвазовского;
2. Русский музей в Санкт-Петербурге;
3. Третьяковская галерея в Москве;
4. Симферопольский художественный музей;
5. Национальный художественный музей Республики Беларусь.
Николаевский музей богат четырьмя произведениями И.К.Айвазовского. Украшением коллекции музея является шедевр «А.С. Пушкин на берегу Чёрного моря», 1887 г. Этому полотну присвоен № 1, так как именно эта картина, переданная Академией художеств в 1914 году, положила начало формированию коллекции музея.
«Из череды великих мастеров кисти явился мастер, который всецело посвятил свое дарование "свободной стихии", как окрестил море Пушкин, и стал ее преданным певцом. Этим мастером был Иван Айвазовский. На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств».
Любуясь огромным полотном, вспомним творение великого поэта:
«Я знаю край: там на брега
Уединённо море плещет;
Безоблачно там солнце блещет
На опалённые луга;
Дубрав не видно – степь нагая
Над морем стелется одна».
Глядя на поэта, по-философски всматривающегося в морскую даль, вспомните:
«Погасло древнее светило;
На море синее вечерний пал туман,
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
[699x444]