• Авторизация


«Аполлон». Глава 1. «Аполлон Бельведерский». 14-10-2007 22:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


АПОЛЛОН — греческий Бог, сын Зевса и Лето (Латоны), первоначально, по-видимому, малоазиатское божество. Основной функцией Аполлона является «ведовство», «знахарство», выражающееся в «прорицании» и религиозном врачевании, тесно связанном с «заговорами» (в «Илиаде» Аполлон насылает чуму на войско ахеян). Напевный характер, одинаково свойственный и прорицанию и заговорам, делает Аполлона Богом пения и музыки; некоторые формы музыкальной лирики, например, так называемые «номос» и «пеан» были связаны с культом Аполлона. Поскольку «ведун» оформляет и хранит идеологию первобытного общества и подчиняет себе все области его жизни, функции Аполлона имели тенденцию к безграничному расширению. Аполлон был объявлен сыном Зевса — богом-юношей, рожденным Лето от Зевса на острове Делосе, одном из крупных центров религии Аполлона. В другом крупном центре, Дельфах, Аполлон стал вещать волю своего отца, Зевса, через свою пророчицу Пифию. Аполлон был поставлен на службу интересам могущественных дорийских государств; содержание религии Аполлона определялось аристократическим строем с его консервативной этикой. От имени дельфийского бога проповедовалась «умеренность» («ничего слишком») и «благоразумие», каралась «заносчивость», стремление выйти за пределы издревле установленного порядка в личной и социальной жизни («познай самого себя»). Культ Аполлона вытеснял пережитки древности, не умещавшиеся в рамках аристократического государства, заменял кровную месть своими «очищениями», способствовал героизации легендарных основателей знатных родов. Ассимилируя себе второстепенные культы, А. проникал во все отрасли жизни — в земледелие и скотоводство, в мореплавание и гимнастические упражнения юношей, в постройку городов и в основание колоний, в установление календаря и в пути сообщения, повсюду являясь блюстителем аристократической законности. Аполлон, по-видимому, значительно повлиял и на мифотворчество, приспособляя к морали феодального общества мифы, отражавшие первобытную социальную структуру. Аполлон, поглощавший второстепенные божества, умел примиряться с могучими соперниками, и в главном центре религии Аполлона, в Дельфах, рядом с ним мог находиться Дионис. Глубокое различие между этими двумя богами уже древние пытались выявить в противоположении успокаивающей, проясняющей сознание музыки Аполлона и возбуждающей, оргиастической музыки Диониса. Это различение было положено Фр. Ницше в основу его метафизического противоположения двух начал — Аполлоновского и Дионисовского. Аполлоновское начало есть «принцип индивидуализации», стремление к обособлению личного сознания от изначального единства бытия, к восприятию мира в четких и расчлененных образах. Дионисовское начало — принцип наркотического слияния с природой, когда все грани стираются, личность растворяется в первоедином и рациональное уступает место мистическому экстазу и художественной интуиции. Некоторые стороны образа Аполлона, развившиеся сравнительно поздно и не связанные со специфическими условиями феодальной Греции, заняли преобладающее место в римской и западно-европейской литературной традиции, а именно, солнечная природа Аполлона (древним является лишь его имя «Феб» — «сияющий»), поведшая к отождествлению его с Гелиосом, солнцем, равно как и представление об Аполлоне, боге поэзии, «предводителе муз» («Мусагете») на горе Парнасе.

Почему сегодня пишу об Аполлоне? Возможно, приоткрою завесу таинственности в заметках в будущем …

Аполлон Бельведерский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (Leochares) (ок. 330—320 до н. э.) (придворного скульптора Александра Македонского).
[398x599]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Mokrik 15-10-2007-01:22 удалить
Сегодня ты пишешь не только об Аполлоне %)
Морврана 15-10-2007-18:16 удалить
Слава Богу, с Вами всё ок...
Морврана 18-10-2007-14:54 удалить
Поздравляю!!!
Пусть жизнь приносит только приятные моменты, а окружающие только способствуют этому:)
[300x400]


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Аполлон». Глава 1. «Аполлон Бельведерский». | Банкир-искусствовед - Дневник Банкир-искусствовед | Лента друзей Банкир-искусствовед / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»