• Авторизация


Adobe Camera Raw (Часть 1 из 8) 28-02-2016 13:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Использование Adobe Camera Raw (Часть 1 из 8). ПАЛИТРА Basic.
Оглавление
Часть 2 >
Этой статьей я начинаю цикл публикаций об использовании Adobe Camera Raw.
Данная статья будет полезна тому, кто хочет научиться обрабатывать RAW файлы.
Если перед вами стоит вопрос «снимать ли вообще в RAW?», я бы рекомендовал познакомиться с этим материалом, быть может вы окончательно ответите на этот вопрос для себя! Если вы хотите ответить себе на вопрос: «что мы хотим получить от РАВ-конвертора?», я бы рекомендовал прочесть статью Д. Маргулиса о \"месте РАВ-конвертора под солнцем\"!
Дэн пишет:
Вопрос, которым следует задаться в первую очередь, - это место RAW конвертора в цепочке обработки изображения. Иными словами, требуется определить те цели, которые должны быть решены на этапе конвертации RAW-данных. Я могу представить себе 4 различных подхода к определению задач этого модуля.
Я думаю, тут каждый должен САМ определиться по какому из 4х предложеных пути двигаться. Например я, только в 1-2%, от всех сделаных снимков, соглашусь пойти по п.4.
Зачастую я иду по пути 2 и 3. Но это СУГУБО ИМХО!!!
Я часто слышу мнение, что обрабатывать РАВ - это СЛОЖНО, и боязно, особенно от тех, кто никогда этого не делал. И так же часто слышу от новичков, освоивших азы конвертации РАВ-файлов, мнение о том КАКОЙ ОГРОМНЫЙ потенциал заложен в «доФотошопной» обработке.
Поскольку без Фотошопа, условно «ВСЁ РАВНО НИКАК», то данная статья будет полностью посвящена адобосвкому Рав-конвертору Adobe Camera Raw, в простонародье АЦР.
ОЧЕНЬ МНОГО МОЖНО сделать при помощи этого нехитрого вообще-то с виду инструмента.
Всё, что касается обработке в АЦР, полностью относится и к популярному продукту Adobe Lightroom, который использует тот же самый «движок».
Чтобы открыть файл в АЦР есть 2 способа:
1. Загрузить Фотошоп и выполнить команду Open, тогда Фотошоп видя, что это РАВ сначала откроет АЦР и загрузит в него ваш снимок.
2. Вместе с Фотошопом устанавливается браузер Adobe Bridge. Можно запустить его. Это очень удобный инструмент для просмотра и каталогизации файлов и использовать контекстное меню «Open in Camera Raw».


Тогда выбранный файл откроется в АЦР

Обратите внимание на правую часть этого окна. Сверху расположилась область, где показана гистограмма. Здесь же информация о параметрах съемки:
На данном примере мы видим, что снимок был сделан на выдержке 1/400s с диафрагмой 5,6 ISO=100, фокусное расстояние объектива было 75мм.
Кроме того, мы видим значение каналов RGB в точке, на которой стоит курсор.
Ещё хочу обратить внимание на 2 треугольника вверху гистограммы.
Если их нажать, то можно будет увидеть области с пересветами и недосветами:
На этом примере области с пересветами показаны красным! Если нажать второй треугольник, то так же недосвеченные области будут синими.

Теперь остановим свой взгляд на палитре инструментов:
Здесь мы видим 9 вкладок, на каждой из которых нам предстоит остановиться подробнее.

Первая палитра Basic
Здесь сосредоточены основные или базовые корректировки. Их особенность - они все довольно мощные, применяются ко всему изображению целиком.
Первый инструмент White Balance – это баланс белого.
Баланс белого помогает нам исправить ошибки, допущенные при съемке, если мы выставили не правильно баланс белого в камере, или если съемка делалась при нескольких источниках света, имеющих разную цветовую температуру. Для этого есть 2 движка, верхний меняет гамму между синим и желтым, а нижний между зелёным и пурпурным. Эти цвета выбраны не случайно. Дело в том, что такая цветовая модель (в отличии скажем от RGB) наиболее точно соответствует человеческому восприятию цвета.
Мы всегда можем легко сказать холодный СВЕТ или ТЁПЛЫЙ, а так же при этом легко определить излишки зелени или пурпура.
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ:
Все движки в АЦР при двойном клике встают в значение по-умолчанию!!!
Теперь покажу на примере как это работает.
Если в камере установлен баланс белого «Вспышка», а при съемке реально вспышка не используется, а используется солнечное освещение, то общая цветовая температура снимка неизбежно исказится
Вот такой снимок я получил из камеры, забыв верно выставить баланс белого. Белый не кажется белым! Значения баланса белого AS SHOT (то есть «как снято») Temperature 2950, Tint +2.

Вот исправленная версия:

Здесь значение баланса белого Custom (то есть установленное пользователем) Temperature 5150, Tint +4.
Легче всего добиться такого эффекта, указав конвертору, где на фотографии нейтральный цвет. Обычно это белый, но не обязательно. Если белого нет, то можно указать серый, или любой его оттенок, который вы считаете наименее цветным, то есть нейтральным!
Делается это инструментом «пипетка» или White Balance Tool (I), расположенным в верхней палитре инструментов.

Я посчитал, что бордюр вполне подойдёт в качестве образца белого цвета на этом снимке, и ткнул пипеткой в него. После этого снимок приобрёл нормальный цвет.
Кроме того, АЦР предлагает подобно фотокамерам несколько предустановок (пресетов) для баланса белого. Помимо Рассмотренных нами As Shot и Custom есть ещё

• Auto – это АЦР пытается найти сам нейтральный цвет. Иногда удачно, иногда не очень. «Пипетка» однозначно надёжнее.
• Daylight – Солнечный день
• Cloudy - Облачно
• Shade – В тени
• Tungsten – Лампы накаливания
• Fluorescent – Лампы дневного света
• Flash – Фотовспышка
Обычно эти пресеты не очень помогают, так как дают слишком усреднённые значения, не учитывающие особенности конкретного снимка и особенности цветопередачи конкретной камеры.
Exposure
Следующий важный параметр – это Exposure (далее Экспокоррекция). Это очень важный параметр. Он позволяет откорректировать неправильно проэкспонированные снимки. Приведу примеры тяжелых случаев:

Это тяжелейший недосвет (вспышка работая в серийном режиме не успела зарядиться полностью, в результате выдержка была слишком коротка для сумерек). Выполнена экспокоррекция +3.
А это тяжелейший пересвет:

Здесь режим вспышки был выбран не верно, в результате экспокоррекция составила -3.
Экспокоррекция меняет общую освещенность сцены, делая её светлее или темнее. Увеличение экспокоррекции на +1 даст тот же эффект, что и увеличение выдержки снимка вдвое. То есть коррекция идёт по шкале EV (Exposition Value).
СОВЕТ: Удерживайте нажатой клавишу ALT, когда двигаете Exposure - это позволит увидеть области, где имеется ПЕРЕСВЕТ - они белые. Цветные области (красные, голубые) показывают места, где имеется перенасыщение одного или двух из каналов.
В этом месте я немоного отвлекусь и сделаю отступление. В идеале нужно добиться, чтобы в изображении не было ни недосветов ни пересветов, так как недосвет ведёт к потере детализации и цвета в тенях, а пересвет ведёт к потере деталей и цвета в светах. Вместе с тем, хотелось бы, чтобы тональный диапазон изображения был максимально широким, то есть чтобы в изображении были и тени и света и полутона. Максимизация тонального диапазона - это тема отдельного исследования. В этой статье я попытаюсь показать, как при помощи АЦР расширить тональный диапазон и избежать недосветов и пересветов.
При регулировке Exposure нужно добиться, чтобы не было пересветов в значимой для нас части изображенния - иными словами нужно установить точку светОв. Для этого очень удобно воспользоваться клавишей Alt. Рассмотрим пример:

Удерживая клавишу Alt - щёлкнем по Exposure. Видно, что область на небе пересвечена.

Теперь если мы считаем, что эта область для нас значима, и нам не нужен в ней пересвет, можно уводить движок Exposure влево до тех пор пока область не исчезнет.

Затем отпустить Alt. У меня получилось - 0.55

Таким образом мы выставили точку светов.
Движок Blacks. Рассмотрим его вне очереди.
Выражаясь по-простому, этот движок значительно усиливает самые тёмные части изображения. С ним следует поступать крайне осторожно. Недостаток Blacks может придать снимку излишнюю «дымку». Это создаёт ощущуение снижения контрастности изображения.
Вот снимок:

Если убрать Blacks в 0, то получим вот такой снимок:

Он как будто в дымке, но если добавить излишнего значения в blacks, то получим вот что:

Такой снимок совершенно неприемлем!
Единственный случай, когда большие значения Blacks бывает нужны – это создание «свервысококонтрастных снимков», таких как вот эти:


Если же рассказывать про Blacks по-научному, то Blacks устанавливает точку теней! (Про точку светов см. выше)
СОВЕТ: Удерживайте нажатой клавишу ALT, когда двигаете Blacks - это позволит увидеть области, где имеется НЕДОСВЕТ - они черные. Цветные области (красные, желтые) показывают места, где имеется недонасыщенность одного или двух из каналов.
Вернёмся к примеру с яблоневой веткой. Точку светов мы выставили, теперь выставим аналогично точку теней. Я нажимаю Alt, увожу Blacks в ноль

Теперь начинаю прибавлять, до тех пор, пока в значимых для меня участках изображения не появятся близкие к недосветам области. Мне это нужно, чтобы максимально расширить тональный диапазон.

У меня получилось Blacks=9. Отпускаю Alt.

Получилось фигово, но зато в этом изображении нет ни недосветов ни пересветов. Тональный диапазон его максимально широк. Чуть ниже мы вернёмся к этому примеру и доведём его до ума.
Таким образом, при помощи Exposure и Blacks с нажатой клавишей Alt решается вопрос о расширении тонального диапазона.

Следующий движок Recovery позволяет попытаться восстановить детали в самых светлых частях изображения.
Покажу на примере как это работает:


Стало видно, что в окне на заднем плане торец панельного дома. То есть появились детали, которых изначально (по умолчанию) не было.
СОВЕТ: Удерживайте нажатой клавишу ALT, когда двигаете Recovery - это позволит увидеть области, где имеется ПЕРЕСВЕТ - они белые. Цветные области (красные, голубые) показывают места, где имеется перенасыщение одного или двух из каналов.
Следующий движок Fill Light помогает создать эффект заполняющего света. Он поднимает уровень деталей в средне-тёмных тонах (тенях), с одновременным снижением общей контрастности снимка. Самые ТЁМНЫЕ участки изображения Fill Light старается не затрагивать. Посмотрим как это работает:


Деталей на шее голубя стало видно больше, стало заметно, что шея объемна, а на просто тёмное пятно, Самые глубокие тени на шее и в кустах на заднем плане остались не тронутыми. Вместе с тем снег стал менее контрастен и выразителен. Я умышленно делаю большие значения выполняемых коррекций, чтобы было лучше заметно, как это работает и на что влияет, в реальных случаях редко приходится применять такие большие значения для коррекций.

Движок Brightness отвечает за общую яркость снимка. Это очень тонкий момент. В виду изменение значения яркости работает очень похоже на экспокоррекцию, но есть существенное отличие! Дело в том, что движок экспокоррекции ОДНОВРЕМЕННО даёт усиление и ЦВЕТА и ЯРКОСТИ, а Brightness даёт лишь изменение яркостной составляющей.
Эта мысль требует некоторого пояснения.
Если считать, что экспокоррекция и яркость работают одинаково, то можно предположить, что два снимка, один из которых (А) сделан с усилением яркости + уменьшением экспокоррекции, а второй (Б) сделан с уменьшением яркости + увеличение экспокоррекции будут одинаковы, но это НЕ ТАК!
При увеличении экспокоррекции снимка ЦВЕТ тоже будет усиливаться, и дойдя до предела насыщения цвет будет «выбиваться», будут появляться БЕЛЫЕ пятна, не несущие ЦВЕТА в «светах». Соответственно если мы начнем ослаблять яркость эти пятна так и остануться белыми.
Чтобы лучше понять как это происходит СВЕДЁМ цветовую насыщенность на НОЛЬ. За это отвечает движок Saturation. Его мы выставим в НОЛЬ.
Представим, что мы дальтоники. Ведь от того, что мы видим изображение черно-белым – цвет на нём не перестаёт существовать.
Используя инструмент Color Sampler Tool (S), выберем точку нейтрально-серого цвета. У нас получилось (124,124,124).

Этот инструмент позволяет вывести на дисплей информацию о значениях в каналах RGB, для указанной пользователем точки. Точек может быть более одной, но нас сейчас интересует нейтрально серая точка близкая к (127,127,127) – в цветовой модели RGB этот цвет считается нейтрально-серым. Вот такая ТОЧКА:

Теперь получим рисунок А, сделанный с усилением яркости + уменьшением экспокоррекции

Он практически не отличается от оригинала!!!
А вот рисунок Б, сделаный с увеличение экспокоррекции +уменьшением яркости

При том, что Выбранная точка в нём вновь приобрела значения 124,124,124 характер рисунка совершенно другой.
Отсюда ВЫВОД, для изменения общей СВЕТЛОСТИ рисунка нужно использовать ДВА инструмента: Exposure и Brightness, в ЗАВИСИМОСТИ от ситуации!
Кроме того, есть ещё один момент, Brightness больше подходит для вытягивания СВЕТОВ, тогда как Exposure тянет тени и света одновременно.

Следующий движок Contrast – это изменение общего контраста картинки. При увеличении контраста тёмное становится более тёмным, светлое более светлым. Как правило, контраст требует усиления после прибавления Fill Light.
Вот как это работает. Имеется снимок:

Добавим Fill Light, чтобы поднять детали в тенях на заднем плане и на свитере

Мы потеряли часть контраста, добавим контраст

В результате контраст восстановлен и детали тоже не пропали.
СОВЕТ: Используйте движки Fill Light, Brightness и Contrast после выставления точек светов и теней.
Как и обещал, вернёмся к нашему примеру с яблоней.
Теперь отрегулируем Fill Light, Brightness и Contrast.

Сравним с тем, что было ДО:

Рассмотренные нами движки Exposure, Recovery, Fill Light, Blacks, Brightness и Contrast влияют на ОБЩУЮ СВЕТОВУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ изображения.
Если изначально не понятно: «КАК должно выглядеть изображение?», то можно попробовать применить механизм Auto tone, встроенный в АЦР. Для этого достаточно нажать на слово «Auto», расположенное чуть выше Exposure. Если же результат не совсем устраивает, то можно после этого слегка докрутить. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что этот механизм даёт иногда непредсказуемые результаты. Если после применения Auto, или в результате своих настроек, результат стал хуже, чем вы ожидали, можно, нажав кнопку Default, привести все 6 движков в первоначальное положение.
Как мы видим, гораздо более предсказуемый результат получится если идти по пути выставление точек светов и теней.
СОВЕТ: Есть ещё один метод определения точек светов и теней. Я бы назвал его \"математическим\". Нужно, воспользовавшись инструментом Color Sampler Tool, выставить 2 точки в значимой части изображения. Одну нужно поставить в самую светлую его часть (точка1), вторую в самую тёмную (точка2). Затем при помощи Exposure добиться среднего значения в точке1 близко к 245. Затем, при помощи Blacks добиться среднего значения в точке2 близко к 10. Вас не должно смущать, что \"пипетка\" даст 3 значения. Как правило, значения в глубоких тенях и светах во всех каналах должны совпадать с точностью до пары пунктов. Иначе есть сомнения в правильности установки баланса белого.

Следующий движок Clarity – один из моих любимых, это т.н. микроконтраст она же чёткость, она же ясность, она же прозрачность.
Работает этот механизм воздействия на изображение так: Изменению подвергаются области в некотором не большом радиусе от каждой точки. И если с некой области изображения есть контрастный объект - он станет ещё более или менее контрастным, при этом общий контраст изображения не изменяется.
Сильное уменьшение Clarity приводит к образованию эффектной ДЫМКИ, а сильное увеличение приводит к некоторому подобию усиления контурной резкости.
Особенно интересно это делать на портретах и пейзажах.
Покажу на примере как это работает!
Имеется снимок:

Уменьшим Clarity:

Тумана стало на порядок больше!
А теперь увеличим:

Туман рассеивается! Контуры луж, столбов, ветки деревьев приобрели РЕЗКИЕ очертания.
Применяя Этот движок к портретам можно добиваться даже изменения выражения лица!
Посмотрите это на следующем примере:





Следующий движок Vibrance рассмотрим в паре с Saturation.
Действие этих двух движков изменяет цветовую насыщенность картинки, но действуют они по разному.
Определим, что понимать под цветовой насыщенностью. Насыщенностью или интенсивностью цветового оттенка называют чистоту цвета, то есть его отличие от равного по яркости серого цвета. В цветовой модели RGB максимальной насыщенностью обладает любой цвет, в котором значение одного из каналов RGB равно нулю. Два других значения определяют цветовой оттенок, а максимальное значение - яркость цвета.
Если, например, взять чистый красный цвет (255,0,0) и начать снижать его насыщенность, то получим:

Как видно, с понижением насыщенности в чистый красный цвет как бы подмешивается серый цвет, уравновешивая его к аналогичному по яркости серому. При полностью сниженной насыщенности мы получили чистый серый цвет (равное значение во всех трёх каналах).
Обратное движение - насыщение цвета, происходит аналогично. Из красного как будто вычитается серый:

Нетрудно заметить, что значительное насыщение цвета в итоге грозит потерей информации в каких-либо каналах. Это особенно актуально для и без того насыщенных цветов - в этом случае даже незначительное насыщение может нивелировать разницу между двумя соседними оттенками, \"схлопнув\" их в один цвет. В итоге мы получаем зоны перенасыщения, без графической информации, в чём-то аналогичные пересветам. Это хорошо видно на следующем примере. Возьмём плавный градиент от (255,0,0) к (0,0,0)
и поднимем для него насыщенность +100%. Чёрной вертикальной линией обозначена зона насыщения - все цвета слева от этой линии превратились в один монотонный цвет (255,0,0). Т.е. Фотошоп не сделал различий между цветами, скажем, (254,0,0) и (210,0,0).

+100% насыщенности в реальной жизни, конечно, редко кто делает. Но даже реально используемые +15% в подобных случаях дают, так называемый ЦВЕТОВОЙ КЛИППИНГ - слипание близких оттенков и потерю графической информации:

Выделим на приведённом ниже рисунке 5 точек. Первая точка #1 (231,76,161) кажется нам весьма насыщеной, но таковой по определению не является.
Точка #5 (160,135,123) тоже не насыщена, более того она близка по цветовому значению к нейтральному серому (127,127,127).
Остальные 3 являются НАСЫЩЕНЫМИ Точка#2 (227,1,99), Точка #3 (0,71,157), точка #4 (76,127,0), так как в них один из каналов близок к НУЛЮ, и действительно – это ярко-красный лепесток, ярко синее пятно и ярко-зелёный лист.
!!! ЛУЧШЕ КЛИКНУТЬ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ПОЛНОРАЗМЕРА !!!
Теперь посмотрим, как изменятся значения в этих 5 точках при изменении Saturation и Vibrance
Вариант А:
!!! ЛУЧШЕ КЛИКНУТЬ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ПОЛНОРАЗМЕРА !!!
Ну здесь всё понятно. Изображение «десатурировано» или обесцвечено. Значения во всех 3х каналах всех пяти точек одинаковые. Это различные оттенки серого. Кстати, забегая вперёд, скжу, что этот самый простой способ перевода изображения в черно-белый вариант, является далеко не самым лучшим, так как не учитывает особенности зрительного восприятия человека, но об этом позже.
Вариант Б
!!! ЛУЧШЕ КЛИКНУТЬ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ПОЛНОРАЗМЕРА !!!
Здесь мы видим, что насыщенные точки 2,3,4 стали перенасыщены и ушли в цветовой клиппинг, то есть детали потерялись. Точка 1 тоже стала ПЕРЕНАСЫЩЕНОЙ, а точка 5 стала более ЦВЕТНОЙ, в ней увеличилась разница между каналами.
Поднятие Saturation ведёт себя вполне предсказуемо. Цвета насыщаются во всех 3х каналах одоноременно.
Теперь посмотрим, что будет если убрать Vibrance
Вариант В
!!! ЛУЧШЕ КЛИКНУТЬ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ПОЛНОРАЗМЕРА !!!
Точки 2,3,4 которые были СИЛЬНО насыщены по-прежнему несут в себе бОльшую часть своего базового цвета. Остальные точки сильно потеряли в насыщенности. Пятая осталась практически не изменой, а первая, которая изначально не была насыщенной, стала почти как пятая – то есть близка к серой.
Отсюда вывод, при понижении Vibrance те цвета, которые были изначально насыщены теряют цвета гораздо меньше, чем те, которые насыщены не были. Цвета с близкими значениями в 3х каналах практически не изменяются.
Теперь последняя каритнка:
Вариант Г
!!! ЛУЧШЕ КЛИКНУТЬ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ПОЛНОРАЗМЕРА !!!
Здесь мы тоже видим, что картинка стала более цветной, но!
Пятая точка тоже стала более цветной, чем была, но если её сравнить с вариантом Б, то мы видим, что она менее цветная, разница между каналами здесь (172,134,115) меньше, чем там (177,129,104).
Точка 1 – насытилась – канал G ушел в НОЛЬ, но она не ПЕРЕнасытилась, впрочем как и точки 3,4,5 – они все, став более насыщенными, не ушли в клиппинг и не потеряли деталей!
Выводы:
Хорошо видно, что Saturation честно поднял насыщенность для всех цветов - как насыщенных, так и не насыщенных. В итоге в насыщенных цветах мы получили цветовой клиппинг. Vibrance же, даже при таком большом значении как +100 картинку не разрушил. Самые насыщенные цвета остались прежними (точки 2,3,4), средне-насыщенные насытились существенно (точка 1), мало-насыщенные также почти не насытились (точка 5). Другими словами, Vibrance увеличивает насыщенность нелинейно. До определённого порога насыщенности (более-менее нейтральные тона, визуально примерно до 20% насыщенности) почти не трогает, сильно насыщенные (визуально примерно свыше 80%) также мало затрагивает, остальное (середина, т.е. примерно 20-80% насыщенности) насыщает сильнее. Зон перенасыщения, соответственно, не появляется.
На практике Vibrance применяется гораздо чаще, так как действует мягче и деликатнее и даёт меньше шансов промахнуться, устанавливая значения. Кроме того, Vibrance чаще используется из-за того, что он сперва насыщает ненасыщенные цвета и небольшое добавление этого параметра делает картинку красочнее, но без лишней «мультяшности», присущей Saturation!

В следующей части я расскажу о палитрах Tone Curve и Detail

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Adobe Camera Raw (Часть 1 из 8) | ivinow - Дневник ivinow | Лента друзей ivinow / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»