Когда первая книга Джоан Роулинг только начала продаваться, "Северное сияние", первую книгу трилогии Филипа Пулмана "Темные начала", уже читали по всей Англии. Однако бешеный успех Гарри Поттера не убил интереса к приключениям Лиры Белаквы, популярность трилогии Пулмана росла пропорционально поттеромании
Объясняется это просто. Очень многие из тех, кого принято называть интеллектуалами, были обескуражены успехом "непритязательных сказок недалекой домохозяйки" и выбрали Пулмана на роль "нашего ответа Роулинг". И тому были все основания. Пулман, учитель из Оксфорда, написал фэнтези с тем же смещением, что и Роулинг: центральный персонаж - ребенок, мир (а как потом окажется - миры) его книги гораздо ближе связан с реальностью, чем обычно это бывает в фэнтези. Только у него все это куда более интеллектуально - тут чувствуется и образование автора, и желание выйти за рамки обывательских штампов. Ну и ко всему прочему антиклерикальный, богоборческий пафос, разумеется, не мог не вызвать симпатий у интеллектуальной элиты.
В книгах Пулмана все и правда чрезвычайно интеллектуально. Да и полет фантазии у Пулмана куда как смелее, чем у Роулинг. Тут тебе и деймоны-зверюшки, неразрывно связанные с людьми, которые отсылают к сократовскому деймону (внутреннему голосу человека - важнейшей части его сущности), и игра с историей, и параллельные миры, и восстание против Бога (в книге - Властелина), возглавляемое, разумеется, человеком.
Только в результате получается не новый Толкиен и не ответ Роулинг, а нечто куда более близкое к творениям Ника Пирумова и прочих фэнтезийных графоманов. Фэнтези - очень опасный жанр. Творя свои миры, автор оказывается в пространстве, где он может делать все, что хочет. Тут нет никаких рамок, никаких заданных ограничений. Вот все и творят, фантазируют, закручивают, наполняют смыслом, философствуют, отсылают, намекают. Герои мельтешат, мысли скачут как блохи, самые жгучие банальности преподносятся как откровения, добро и зло так перепутываются, что и сам автор уже не может ничего разобрать, а только закручивает и закручивает дальше.Вначале Пулман еще кое-как справляется с помощью мира параллельной истории, но полет фантазии и стремление к "глубинам" (книга забита всеми интеллектуальными штампами и модными идеями последних десятилетий - от либерально-интеллигентских до традиционалистских) уносят его. Вместо того чтобы прописывать детали своего мира и так заставить нас вжиться в него и полюбить, он расширяет этот мир, причем столь радикально, что уже никакими деталями невозможно удержать внимание читателя. В книге есть удачные моменты, остроумные находки, - но литературы не получается. Потому что именно система ограничений, а не полет фантазии создает литературу. Домохозяйка Роулинг это поняла. Учитель литературы Пулман - нет. А потому мир Гарри Поттера - замкнутый и расширяющийся осторожно, от книги к книге, оказался столь востребованным, а мир Лиры Белаквы обречен быть в лучшем случае его отсветом в умах интеллектуалов.
www.profile.ru
АНДРЕЙ ГРОМОВ
26.04.2004