В нашем городе есть весьма хороший магазин настольных игр Ludo. Помимо стандартных магазинных услуг, там также можно взять одну из множества открытых коробок и опробовать игру прямо на месте совершенно бесплатно. Сегодня я наконец-то собрался воспользоваться этой возможностью и, захватив с собой своего друга Веталя, отправился тестировать игры.
Начать решено было с "Пляски смерти" - игры для двух игроков от местной фирмы Revaler, повествующей о борьбе Бога и Дьявола за людские души. Игровое поле представляет собой уменьшенную копию находящегося в местной церкви Нигулисте полотна Пляска смерти (единственного дошедшего до наших дней экземпляра, кстати). На данном полотне изображены Папа Римский, император, король и прочие влиятельные люди. За их души игрокам и предстоит сразиться. Также на поле выкладываются карточки "тайных танцоров" - люди, о которых в начале игры ничего не известно, но души которых могут быть "дороже", чем у тех, чьи личности известны. Перед началом игры один из игроков берёт на себя роль Бога, а второй, соответственно, Дьявола. Каждый получает соответствующую колоду и торги начинаются. В свой ход метафизическая сущность может сначала сделать ставку на одну из душ, а потом либо узнать личность (и ценность) одного из скрытых танцоров, либо подсмотреть одну из ставок противоборствующей стороны. Ставки делаются при помощи имеющейся у игрока колоды. Там помимо очков влияния двух типов (стихий) имеются карты, нейтрализующие при торгах очки одной из стихий, а также карты, делающие выбранного человека атеистом (жест отчаянья из серии "так не доставайся же ты никому!"). Когда колоды на руках у противников заканчиваются, настаёт черёд подсчёта очков. Вскрываются личности тайных танцоров и души распределяются в соответствии со сделанными на них ставками. Тот, чьи души принесли наибольшее число очков выигрывает и получает власть над Землёй на ближайшие 1000 лет (по крайней мере, так сказано в правилах).
Игра достаточно проста в освоении и быстро играется. С момента когда мы в первый раз взяли в руки коробку и до конца первой партии прошло не более получаса. Правила в коробке есть как на эстонском, так и на английском и русском, а сами игровые элементы (поле и карточки) вообще обходятся без слов, так что языковой барьер в освоении игры - не проблема. Качество исполнения и стилистика также заслуживают похвал: изображения на карточках выполнены в стиле средневековых гравюр, а монетка, которой определяется, кто первый ходит и кому достанется душа в случае "ничьи" сделана на манер средневековой чеканки. Единственными недостатками можно назвать, что поле не раскладывается на столе идеально прямо (что, в прочем, игре не мешает) и "рубашки" карт несколько выпадают из общей стилистики. Приятным бонусом можно назвать приведённую на обороте поля историческую справку о полотне, которым игра обязана своим названием. Это, на мой взгляд, делает игру неплохим подарком и сувениром (хоть и несколько дорогим) для интересующихся средневековой живописью людей. Впрочем, по понятным причинам, я бы не рискнул дарить её очень религиозным людям.
По двум партиям трудно сказать, насколько игра быстро надоедает, однако по моим впечатлениям, наибольшее удовольствие от неё можно получить, если есть возможность играть с множеством разных людей: реиграбельность с одним и тем же противником достаточно низкая.
В первой партии мне досталась роль Бога и я спас немало заблудщих душ, обеспечив рай на земле на ближайшее тысячелетие. В следующий же раз роли поменялись, однако и тут мне, благодаря коронной демонической хитрости, удалось выйти победителем, не смотря на то, что Всевышний явно чего-то подкрутил в теории вероятностей - монетка была всецело на его стороне всю игру. Таким образом, равновесие можно считать восстановленным, а судьба мира находится в руках рода людского.
Разобравшись с духовной сферой, решено было обратиться к вещам более материальным и мы открыли коробку с "Цитаделями" - игре, посвящённой фентезийному градостроительству.
Данная игра уже не так проста, как "Пляска смерти". На разбор правил у нас ушло минут 10. Впрочем, не смотря на кажущуюся запутанность, ничего особо сложного по прочтении буклетика не обнаружилось и игра пошла своим чередом. В "Цитаделях" каждый игрок выступает в роли градостроителя, стремящегося построить город, который был бы лучше и богаче, чем у других. Если не вдаваться в подробности, то игровой процесс выглядит примерно так - сначала игроки определяют, какой из доступных персонажей кому будет покровительствовать в данный ход. Покровительство того или иного персонажа даёт некоторые преимущества: так вор может похитить у другого игрока все деньги, король позволяет получить на следующий ход приимущество при выборе покровителя, наёмный убийца может лишить другого игрока хода и т.д. Далее, игроки либо набирают деньги, либо карточки строительства и, если у них хватает денег, строят в своих городах районы. Игра завершается, когда кто-то из игроков отстроит в городе 8 районов.
Игра хороша тем, что позволяет добиться победы очень разными способами. К примеру, какие районы строить? Логика подсказывает, что более дорогие, поскольку они приносят больше победных очков. Однако, если заручиться поддержкой архитектора, можно за ход отстроить 3 дешёвых района (без таковой поддержки можно строить только один) и закончить игру прежде чем остальные успеют отстроиться. А можно сконцентрироваться на творении пакостей и лишать других возможности отстроиться, пока у тебя самого копятся деньги на дорогой район. Однако, как нам показалось, игра всё же плохо приспособлена для игры вдвоём и по настоящему насладиться ею можно, имея за столом человека 4, поскольку тогда просчёт действий противников не так элементарен, как в случае, когда противник всего один.
"Цитадели" - игра средняя по продолжительности. Мы отыграли свою первую партию где-то за час. Второй играть не стали, поскольку уже немного подустали от "поединка умов". Видимо, метафизическая сущность из меня лучше, чем градостроитель, поскольку на сей раз победителем вышел Веталь.