Становясь анархистами, мы объявляем войну не только отвлеченной троице: закону,
религии и власти. Мы вступаем в борьбу со всем этим грязным потоком обмана,
хитрости, эксплуатации, развращения, порока - со всеми видами неравенства,
которые влиты в наши сердца управителями религией и законом. Мы объявляем войну
их способу действовать, их форме мышления. Управляемый, обманываемый,
эксплуатируемый, проститутка и т.д. оскорбляют прежде всего наше чувство
равенства. Во имя Равенства мы хотим, чтоб не было больше ни проституции, ни
эксплуатации, ни обманываемых, ни управляемых.
Нам скажут, может быть, - так говорили не раз: "Но если вы думаете, что всегда
нужно обращаться с другими так, как вы хотите, чтобы с вами обращались, то по
какому праву прибегнете вы к силе в каком бы то ни было случае? По какому праву
направите вы свои пушки против варваров или цивилизованной нации, вторгающихся
на вашу родину? По какому праву убивать не только тирана, но даже простую змею?"
По какому праву? Но что хотите вы сказать этим туманным словом "право",
заимствованным у законников?
Может быть, вы хотите спросить: буду ли я сознавать, что хорошо поступил,
поступивши таким образом? и одобрят ли мой поступок те, кого я уважаю? Это, что
ли, вы спрашиваете? Если так, то ответ будет очень прост.
Да, конечно да! Потому что мы требуем, чтобы нас убили, нас самих, как ядовитую
змею, если мы пойдем вторгаться в чужую страну, в Маньчжурию или к зулусам,
которые нам никогда не делали никакого зла. Мы говорим нашим сыновьям, нашим
друзьям: убей меня, если я когда-нибудь пристану к партии завоевателей.
Конечно да! Потому что, если бы когда-нибудь, изменяя нашим принципам, мы
завладели наследством (хотя бы оно упало с неба) с целью употребить его на
эксплуатацию других, мы хотели бы, чтобы оно было отнято у нас.
Конечно да, потому что действительно искренний человек заранее потребует, чтобы
его убили, если он станет ядовитой змеей, чтобы его поразили кинжалом, если б он
когда бы то ни было подумал занять место свергнутого тирана.