[230x310]Василий Максимов – один из самых выдающихся художников-передвижников. Прославился преимущественно картинами на тему крестьянского быта. Но изредка он изменял крестьянской тематике и делал зарисовки быта других слоев населения. Серия картин о судьбе женщины из небогатой дворянской или обеспеченной мещанской семьи, живописующая главные вехи ее жизни, позволяет нам заглянуть в самый укромный уголок прошлого: куда не заглядывали великие писатели и более прославленные живописцы. Великим непонятны и чужды были скромные женские радости, тихое повседневное счастье.
Эти четыре картины вы вряд ли сможете увидеть вместе – разве что их соберут на какой-нибудь крупной выставке Максимова. Дело в том, что их приобрели для разных музеев и галерей. Хотя это серия – по сути, триптих, с добавлением еще одной, возможно, не имеющей отношения, хотя многие искусствоведы считают ее продолжением сюжета...
Шитье приданого, 1866 год (Москва, Третьяковская галерея)
На картине «Шитье приданого» перед нами – счастливая невеста незадолго до свадьбы. В компании младших сестер и брата она дошивает приданое. И вот задумалась, замечталась о будущем, которое ее ждет, о красивой свадьбе и о том, как после придется жить своим домом, быть хозяйкой! А строгая мать заглядывает в комнату и напоминает девочкам, чтобы не расслаблялись: ко дню свадьбы приданое должно быть закончено, постельное и столовое белье помечено вензелями, а тонкие рубашки новобрачной покрыты вышивкой. Да, ей приходится быть строгой: столько дочерей – и всех предстоит замуж выдавать. И всем надо дать приданое... Нелегкая задача.
Мечты о будущем, 1868 год (Петербург, Русский музей)
На следующей картине «Мечты о будущем» та же юная женщина, но уже – жена, уже в счастливом ожидании материнства. На ней юбка с высоким поясом и широкая блуза – наряд беременных позапрошлого столетья. Она снова шьет приданое, только теперь не себе, а своему малышу. И снова задумалась о будущем, уронив на колени недошитую распашонку... Кого она носит под сердцем, мальчика или девочку? Легко ли пройдут роды? Что ждет ее малыша? В те времена, при низком уровне медицины, каждые роды для женщины были серьезным риском, и так тяжело было уберечь младенца...
Материнство, 1871 год (Таганрогская картинная галерея)
Однако для героини Максимова все обошлось хорошо, потому что на очередном полотне, названном «Материнство», мы видим ее – уже молодую мать! – в том же углу, возле того же окна и того же растения в кадке, но на руках у женщины ее ребенок, и золотые лучи солнца заливают сценку радостным светом.
С дипломом! 1890 год (Полтавский художественный музей)
Картина «С дипломом!» написана спустя девятнадцать лет. Новое время, и теперь уже женщина сама может выбирать себе судьбу: стать женой и матерью – или учиться, получить диплом, найти себе службу, самой зарабатывать на жизнь. Еще не старая женщина – возможно, та самая мать! – с гордостью читает диплом своей дочери... Возможно, той самой, которая младенцем лежала у нее на коленях на предыдущем полотне! Девушка уезжала учиться, теперь вернулась, и первым делом из чемодана достала диплом: видимо, с отличием, раз она так им гордится.