EnglishGermanFrenchSpanish
ТРАНСПОРТИРОВКА ЛОШАДЕЙ
Укрепление и расширение торговых контактов, а также участие в международных соревнованиях по конному спорту в различных регионах планеты ставит вопрос о быстрой и недорогой транспортировке животных. От правильного выбора способа доставки лошадей и профессиональной подготовки обслуживающего персонала в значительной степени зависит успех их выступлений на состязаниях и сохранение наилучших физических кондиций. Для перевозки лошадей используют железнодорожный, автомобильный, воздушный и морской транспорт. Перед отправкой лошади должны пройти установленный карантин и все необходимые ветеринарно-санитарные обработки. В день отгрузки лошадей осматривает ветеринарный врач и дает свое заключение. Животных с признаками заболеваний от погрузки отстраняют. Для предохранения конечностей от травм используют ватники с бинтами или нагавки, но следует помнить, что в этом случае их надо снимать не менее двух раз в сутки и массировать область суставов и сухожилий. Каждый вид транспортировки имеет свои особенности, поэтому сопровождающие лошадей лица должны иметь определенный опыт перевозки животных и быть соответствующим образом проинструктированы. Вид транспортировки зависит от расстояния и материальных возможностей.
Перевозка по железной дороге. В первую очередь вагоны, предназначенные для транспортировки лошадей, следует тщательно промыть и продезинфицировать. В стенах вагона не должно быть торчащих гвоздей или других острых предметов. Заблаговременно готовится специальное оборудование в виде досок, гладких жердей и бруса. Для каждой лошади делается кормушка, желательно съемная, которая крепится к грудной доске. Для сена лучше всего использовать специальные сетки-рептухи. Специалист заранее составляет план расстановки лошадей, исходя из индивидуальных особенностей их характера и пола. Жеребцов необходимо грузить отдельно от кобыл. Если есть такая возможность, предназначенных для транспортировки лошадей желательно заранее помещать в соседние денники или стойла. В стандартном железнодорожном вагоне можно разместить восемь лошадей, по две в четыре ряда, однако в этом случае затрудняется подход к животным и остается мало места для размещения имущества и фуража. Вариантов загрузки может быть несколько, например: потри головы у задних стенок и по одной впереди них. Схема размещения зависит от темперамента животных и предполагаемой длительности транспортировки (потребность в фураже). Лошадей в железнодорожные вагоны грузят со специальных платформ или погрузочных площадок. Поставив их рядом головой к выходу, сначала закрепляют грудную перекладину, а потом разделяют лошадей продольными. Укрепив доски, лошадей привязывают на недоуздок и специальный ошейник, снабженные крепкой веревкой или ремнем. Остальных животных размещают у противоположной стены вагона. Затем загруженных лошадей отгораживают еще одной поперечной перекладиной, которая служит задней стенкой для впереди стоящей лошади. Во время погрузки нельзя шуметь, так как лошади, попав в необычную обстановку, нервничают и волнуются. В первую очередь грузят более опытных и спокойных животных, за ними следуют молодые или легко возбудимые лошади. Лишь в крайнем случае при погрузке следует применять силу и подручные средства (веревки и ремни). Лошадей сопровождают два человека; им запрещается одновременно покидать вагон во время остановок. Распорядок кормления и поения остается таким же, как и в хозяйстве, лишь в два раза уменьшают количество концентрированных кормов (до 2-3 кг овса, 1-1,5 кг отрубей). Сена дают 8-10 кг. Чтобы избежать потерь, лучше использовать подвешенный к потолку или стене сетчатый мешок-рептух. Лошади очень чувствительны к сквознякам, поэтому надо следить за тем, чтобы окна были открыты с той же стороны, с которой открыта и дверь. Вообще во время движения поезда лучше всего окна держать закрытыми, оставив приоткрытой лишь дверь. В пути запрещается поить лошадей холодной водой, особенно в жаркое время года. Если же вода холодная, то в ведро сверху следует положить немного сена, и лошадь будет пить небольшими глотками. В холодное время лошадей желательно накрывать попонами и ежедневно проводить массаж туловища и конечностей с помощью соломенного жгута. Перевозку небольшого количества лошадей на короткие расстояния лучше всего осуществлять автомобильным транспортом.
Перевозка автотранспортом. Автотранспорт - очень удобный вид перевозки животных, так как позволяет доставлять их непосредственно от конюшни до места. При этом время на доставку лошадей даже на значительные расстояния (1 тыс. км) существенно уменьшается по сравнению с железнодорожным транспортом. Это имеет решающее значение при поездках на соревнования внутри страны и особенно за рубеж. К примеру, если транспортировка лошадей из Москвы в западно-европейские страны по железной дороге занимает 8-10 дней, то специальной машиной или автобусом - 2-3 дня. При этом в пути лошадям можно делать легкий тренинг.
Перевозку на относительно небольшие расстояния (до 200 км) практически осуществляют лишь автотранспортом. Специальные автобусы вместимостью 6-8 голов используют при доставке лошадей на тренировки. Так, высококлассных лошадей с Центрального Московского ипподрома летом перевозят для плавания на Москву-реку. В районе ст. Павшино оборудован летний профилакторий для отдыха и психологической реабилитации животных. В некоторых странах многие владельцы скаковых и рысистых лошадей возят их для резвых работ на близлежащие ипподромы, в то время как остальные тренировки проводят в хозяйстве. Перевозить лошадей можно не только в спецавтобусах, но и в оборудованных грузовых машинах. В этом случае с помощью специальных деревянных щитов наращивают передний и задний борта машины до 2,2-2,5 метров. Лучше всего делать борта съемными. На расстоянии 1,2-1,3 метра укрепляют поперечный брус. Лошадей, размещенных в грузовой машине, разделяют продольной перегородкой. Лучше, если она будет "глухой", но можно использовать и обычную перекладину из жерди диаметром 10-15 см. Желательно, чтобы поперечный и продольные брусья были круглыми и гладкими, без сучков и острых углов. Задняя стенка в машине должна быть высокой (1,5-2 м), к ней крепится продольная перегородка. Для большей безопасности пол кузова делают двойным. Погрузку лошадей производят со специальной площадки через открытый задний борт, при этом необходимо следить, чтобы между погрузочной площадкой и бортом машины не было щелей. В холодное время года кузов машины нужно покрывать брезентом, хорошо натянув и закрепив его. Лошадей одевают в капор и попону. Летом, при хорошей погоде, на короткие расстояния лошадей можно перевозить в ненакрытой брезентом машине. При выгрузке животных убирают заднюю перекладину и продольную перегородку, затем два человека в кузове одновременно разворачивают лошадей в одну сторону и спокойно выводят их поочередно из машины. В настоящее время в различных странах разработано огромное количество модификаций специального автотранспорта для перевозки лошадей. В некоторых из них лошадей располагают вдоль, под углом или поперек кузова. В зависимости от потребности в конеместах автомобили, автоприцепы и спецавтобусы могут вмещать в себя от двух до двенадцати голов. Необходимо помнить, что при перевозке лошадей нельзя допускать сквозняков, особенно в жаркое время года. Во время остановки следует открыть двери, дать лошадям несколько остыть и только после этого поить теплой водой. Во время длительного путешествия (2-3 дня) лошадям в пути дают 2-3 кг овса, 2 кг отрубей и 7-8 кг сена. Серьезное внимание следует уделить кормлению животных концентрированными кормами. Скармливать зерно и отруби надо в привычное, как при обычном распорядке дня, время. Если в прошлом при перевозке животного у него наблюдались отклонения в пищеварении, то таким лошадям следует до минимума сократить количество концентратов за счет увеличения объема сена. Если во время стоянки имеется возможность организовать проводку лошадей, то ее делают в течение 30-40 минут. За это время убирают и проветривают автомашину.
Перевозка самолетом. При транспортировке лошадей с одного континента на другой в рамках торговых операций или для участия в различных соревнованиях наиболее эффективен воздушный транспорт. За счет быстрого перемещения на значительные расстояния лошади сохраняют спортивную форму и могут успешно выступать в ответственных соревнованиях. Лошадей перевозят на специально оборудованных грузовых самолетах в контейнерах-станках, имеющих переднюю и заднюю дверцы. Станки обычно располагают один за другим в два ряда и прочно закрепляют. Лошадей в станках крепко привязывают на такую длину поводьев, чтобы они не могли встать "на дыбы" и не стремились перепрыгнуть через переднюю стенку станка. Особенно строгих лошадей дополнительно фиксируют подбрюшными ремнями, которые позволяют приподнять животное над полом, лишив его опоры. Перелет, имеющий фазы подъема, свободного полета и приземления, по-разному влияет на организм животного. В момент подъема во много раз повышается нагрузка на опорно-двигательный аппарат лошади, мышцы которой предельно напрягаются. При этом лошади нервничают, у них резко повышается пульс и кровяное давление, учащается работа сердца. Ускорение разбега самолета перед взлетом или торможение при посадке могут нарушить равновесие и вызвать испуг или падение животного. Особенно важно следить за лошадьми во время запуска двигателей, так как нарастающий шум может напугать животных. Сопровождающие животных люди должны быть внимательны во время всего полета. В особо крайних случаях, когда не остается ни малейшей возможности успокоить лошадь голосом или лакомством, приходится прибегать к применению усыпляющих инъекций. Во время полета лошади обычно привыкают к мерному шуму моторов и ведут себя относительно спокойно, им можно давать хорошее сено, которое следует подвешивать в ретухах непосредственно перед головой животного.
Перевозка водным транспортом. Еще совсем недавно, особенно в приморских странах, наиболее распространенной была транспортировка лошадей водным транспортом. Их перевозят в трюмах кораблей, где размещают в оборудованных стойлах или специальных открытых контейнерах, похожих на обычные денники, на верхней палубе. Грузят лошадей на корабль при помощи подъемного крана. Животных сначала заводят в специальный контейнер с открывающимися передними и задними дверцами, а затем краном переносят контейнер в трюм корабля. В трюме заранее готовят стойла для лошадей, в которые их и переводят. При перевозке на небольшие расстояния лошадь в течение всего путешествия можно оставить в контейнере, который необходимо прочно прикрепить к полу трюма. В этом случае значительно сокращается время на погрузку и выгрузку. В последние годы на относительно коротких морских линиях стремительно развивается паромная перевозка грузов. В этом случае специальный автотранспорт с лошадьми въезжает и размещается в трюме парома наряду с другими большегрузными транспортными средствами. Этот способ существенно сокращает общее время транспортировки животных и исключает травмы при погрузке в специальные контейнеры. При хорошей безветренной погоде перевозка лошадей судами не вызывает никаких проблем. Животные обычно хорошо себя чувствуют, не теряют аппетита. Однако во время шторма некоторых лошадей укачивает, их общее состояние ухудшается, они отказываются от корма, часто ложатся. Это необходимо учитывать при оборудовании станков, которые должны быть достаточно просторными. Если перевозка морем длится не более суток, то лошадей достаточно кормить лишь качественным сеном. В случае более длительной транспортировки, дачу овса сокращают до 2 кг в сутки и ежедневно дают кашу из запаренных отрубей. Находясь в море, лошади много пьют, поэтому ведра с водой должны быть постоянно наполненными. Если нет качки, то лошадей кормят три раза в день, а сено дают без ограничения. В штормовую погоду концентраты исключают полностью, оставляют только сено и поят 4-5 раз в сутки.
[511x341]