• Авторизация


Без заголовка 21-12-2009 18:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Alcasar_1474 Оригинальное сообщение

Собор как символ - 1.



Как я уже писала однажды, мой дневник, всего лишь дверь в историю и в искусствоведение. Посему и посты новой рубрики, которую я открываю сегодня, наверно, не станут ни для кого новостью, а просто попыткой собрать вместе некоторые факты.

[700x553]

Кафедральный собор в Сеговии. Испания. 
 
[398x599]
Интерьер кафедрального собора в Сеговии.
 

А говорить мы с вам в этой новой рубрике будем о соборе и его «тайнах». Но слово «тайна» будем рассматривать в самом широком смысле его значений: и как истину веры, и как замысел Провидения, не всегда подвластный человеческому сознанию; и как ключевые события в жизни Иисуса и Девы Марии, которые упоминаются при чтении Розария и в священных мистериях, которые разыгрывались в Средневековье в церковном дворе или внутри церкви. Тайной являются и соблюдение религиозных обычаев и обрядов, связанных с эзотерическими культами древности; и знания в той или иной области, доступные только посвященным; и факты, которые невозможно объяснить, прибегая только к традиционным методам исследования…

[449x698]

 

Витраж кафедрального собора в Сеговии.
 

Так или иначе, но все эти значения слова «тайна» наделены, прежде всего, семантическим богатством, и именно оно частично объясняет то завораживающее воздействие, которое соборы оказывают на нас до сих пор. Недаром их называют «энциклопедией под открытым небом». В средневековой культуре соединение буквального смысла конструктивных и декоративных элементов с высшим символическим значением, с одной стороны, было доступно только тем верующим, которые могли его понять; а с другой было призвано служить главной цели – научить расшифровывать то, что было скрыто за «знаком»…

[700x495]

 

Duomo di Pisa. Кафедральный собор в Пизе.
[700x556]
Интерьер собора в Пизе. Италия.

 Я прекрасно понимаю, что сейчас о семиотике культуры вообще и искусства в частности не пишет только ленивый, но при этом хороших статей я почти не вижу, ибо одним только словарем символов здесь не обойтись. Поэтому и делаю попытку более-менее адекватного разговора в виде такого своеобразного путешествия по семантическому миру собора и «божественной» устремленности Средневековья.

[518x699]
 

Кафедральный собор в Бургосе. Испания.

 

В принципе, что такое собор никому объяснять не надо.. Но в средневековом сознании само это слово  было тесно связано в первую очередь со словом кафедра, что в переводе с латинского означает торжественное заседание или  проведение торжественных церемоний, обрядов и собраний, имеющих особое значение для сообщества людей, и воплощение символа власти. Ведь собор для любого человека того времени был центром духовной, политической и культурной жизни, заменяя все достижения научно-технического прогресса, которые есть у нас. Поэтому почти самым главным в соборе для Средневековья было то, что он являлся местоположением облеченного властью епископа, главной церковью диоцеза, священным зданием.

[524x699]

Интерьер кафедрального собора в Бургосе.

Однако, если спросить современного человека, что такое собор – то, скорее всего, мы получим ответ, что в первую очередь это монументальное церковное здание, в котором воспроизводиться видение мира, религиозная концепция искусства в Средневековье. Есть люди, воспринимающие собор как центр единения очень разных людей, связанных единой верой, единой конфессий. Для третьих – это поразительный результат применения научных, технических и духовных знаний эзотерической направленности, тщательно скрываемых и защищенных строгой тайной. И это уже независимо от того, находится или нет епископский престол в здании, воспринимаемом как «собор».

[524x699]

Купол капеллы de Santa Tecla. Кафедральный собор в Бургосе.
[700x595]
Купол капеллы del Condestable. Кафедральный собор в Бургосе.

Сейчас очень модным стал тезис о том, что архитектура и скульптура позднего средневековья были произведениями мастеров, посвященных в знания, не входящие в общепризнанную науку, и применяется он к так называемому «готическому» искусству. Относиться к данной концепции можно по-разному, но сказать, что она совсем не имеет под собой оснований, безусловно, нельзя, тем более что в последнее время она получила подкрепление  в виде достойных внимания исследований. И напомню, что готический период открыл новую главу в искусстве Запада, быстро и почти повсеместно придя на смену романскому искусству, но между этими двумя способами художественного выражения не существует настоящей преемственности.

[700x524]

Кафедральный собор Удине. Италия.
[700x525]
Интерьер собора в Удине.

Неважно, готический или романский, но при возведении такого здания как собор, возникала необходимость использовать мастерство профессиональных строителей. К работе привлекались каменщики, плотники, каменотесы, объединенные в корпорации, строго соблюдавшие профессиональные уставы и переезжавшие с места на место, так иногда их приглашали работать в центры, географически удаленные от мест проживания общины. Определяющее значение в решении воздвигнуть или расширить какую-либо церковь имели вера и экономическая свобода города, наличие рабочей силы и средств. Это явление было типичным для романского искусства. В этом плане показателен пример так называемых мастеров-комаций. Были ли они или нет уроженцами провинции Комо точно неизвестно (одни историки придерживаются версии о происхождении этого определения от старонемецкого слова machio, «каменщик», от которого произошло французского слово macon, провансальское maso и испанское mason; другие историки придерживаются латинского cum machininis). (В этом месте позволю себе непозволительную роскошь неловко пошутить – из всего этого следует, что слова махина и масон имеют одно происхождение, что с точки зрения семантики, т.е. «тайного», заложенного смысла крайне забавно)))

  [700x469]

Более поздняя роспись купола собора. Удине.

Но, начиная с лангобардского периода, имеются свидетельства об их присутствии в разных частях Европы от Швеции до Далмации и от Византии до Сирии, что, в общем, не удивительно, если вспомнить, что коллегии комациев состояли при римских Легионах и вместе с ними приходили на завоеванные земли с одной целью – строить. Как самый яркий пример можно привести Вал Адриана. Нам эти переезды мастеров-«каменщиков» интересны тем фактом, что они позволяли строителям сравнивать особенности разных культур и овладевать новыми техническими приемами, символами в искусстве возведения соборов. Можно предположить, что принципы объединения и внутренняя структура таких групп бродячих строителей не сильно отличалась от организации последующих строителей готических соборов, с которыми и связана основная гипотеза о «тайне соборов»…

  [700x525]
 

Кафедральный собор. Авила, Испания.
 
[700x443]
Интерьер собора Авилы.
 
[700x525]
Внутренний двор собора в Авиле.
 
[501x699]
Окно-роза и витражи собора Авилы.
 
[589x699]
Кафедральный собор Монреаля. Италия.

[700x439]
 

Интерьер собора в Монреале.
 
[700x525]
Внутренний дворик собора в Монреале.

[700x525]
 

Кафедральный собор в Милане. Италия.
[700x525]
Кафедральный собор Милана.
  [681x699]
 
Кафедральный собор Сиены. Италия.
[524x699]
Интерьер кафедрального собора Сиены.
[696x700]
Средневековая миниатюра - интерьер собора Сиены. Италия, 15 век.
 
[700x661]
Кафедральный собор Notre-Dame de Senlis.
[525x700]
Интерьер кафедрального собора Notre-Dame de Senlis.
[700x525]
Notre-Dame de Senlis.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Alerie - Рукопись | Лента друзей Alerie / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»