психологические возраста..
14-05-2008 11:43
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
задачи и характеристика уровней восприятия человека..
всего уровней 7, расскажу о 5ти более доступных..
1. младенческий.
2. детский.
3. подростковый.
4. юношеский.
5. взрослый.
1. младенец.
основная задача - приобретение базисного доверия к МИРУ.
задача 1 - исследование и освоение физического тела(его потребностей, его границ, его движений).
задача 2 - научиться заботиться о себе при помощи других.
признаки:
на лице удовольствие или боль.
в еде, лишь бы много, зависят от еды.
избегают боли, не могут её терпеть.
неряшливы. неуклюжи.
спонтанная смена настроений.
эмоции не осознаются, а проживаются. жизнь наполнена переживаниями в "здесь и сейчас".
в управлении диктаторы.
определенность внутри - потребности, жизнь по потребностям. неопределенность внешняя разной степени от среды. зависят от скорости удовлетворения потребностей.
1.детский.
основная задача - освоение эмоций, как инструмента управления поведением.
задача - научиться понимать другого человека(речь).
задача 2 - научиться действовать по правилам.
задача 3 - научиться заботиться о близких.
признаки:
любит привычную знакомую пищу.
одежда привычная, стиль не имеет значения(его может и не быть).
говорит о себе.
живет и действует по правилам(убеждениям).
уважает привычки, они ему упрощают жизнь.
мимика и жесты эмоциональны. отношения - Я и ОНИ. ОНИ делятся на своих и чужих, старших и младших, сильных и слабых, авторитетных и не авторитетных и т.д..
эмоциональное состояние сильнее них и обстоятельства сильнее них.
жизнь состоит из случаев.
управляют авторитарно. могут быть хорошими исполнителями.
неопределенность внутри. включается регуляция эмоциями, потребности и эмоции могут вступать в конфликт, отсюда неопределенность. устанавливается и отрабатывается взаимодействие механизмов регуляции: потребностями и эмоциями. поэтому необходима внешняя определенность - правила и авторитет. их нужно знать и выполнять, тогда появится определенность. правила даже опускаются внутрь, становясь привычками. т.е. идет нормировка эмоциональной системы регуляции.
3. подростковый.
основная задача - освоение чувств(чувства меры, чувства такта, чувства умеренности, чувства времени, чувства целого, чувства гармонии и т.д.)
задача 1 - научиться договариваться и действовать сообща.
задача 2 - научиться ставить задачи и получать намеченный результат.
задача 3 - научиться заботиться о ДЕЛЕ.
признаки:
в речи слова Я и МЫ. Я как МЫ. МЫ это сила! пока МЫ едины - МЫ непобедимы! и т.д.
отношения МЫ и ОНИ. ОНИ - все остальные.
контролируют эмоции, но любят их испытывать(особенно у других)
мимика слабо выражена. на лице чувства, энергия в глазах(интерес, безразличие, включенность, понимание и т. д.).
контролируют привычки - избавляются от вредных(бросают курить, не пьют), приобретают полезные (пунктуальность).
заботятся о теле(спорт, отдых, питание)
разборчивы в одежде, ценят имидж, стилем подчеркивают принадлежность к группе.
изысканы в еде, лучше меньше, но со вкусом.
заботятся о времени, уважают точность.
чувствуют ситуацию, развита интуиция.
прошлое видят СОБЫТИЯМИ.
главное в жизни - ДЕЛО и его результат.
зависят от ценностей своей группы.
нарушают правила и вводят новые.
определенность внутри. регуляция эмоциями освоена, ушла внутрь и воцарилась определенность. за счет слаженной работы двух систем регуляции, расширились возможности ориентации во времени, обозначилась важность времени. выходит на первый план задача освоения пространства с помощью чувств, обладающих большей разрешающей способностью и большим радиусом действия. действие начинает охватывать большое пространство и возникает дефицит энергии. эта нехватка устраняется экстенсивным способом, при помощи ассоциирования, создания команд, организаций. появляется внешняя неопределенность, которая устраняется локальными правилами и договоренностями принятыми в данной группе.
4.юношеский.
основная задача - освоение видения и понимания процессов.
задача 1 - принятие духовных основ мироздания(например, Библейские заповеди), выработка собственного мировоззрения, определение своей позиции.
задача 2 - установление отношений с окружающим Миром, с Богом и людьми.
задача 3 - научиться заботиться об окружающем МИРЕ.
признаки:
контролируют чувства и пользуются ими для понимания.
тело обременяет, т.к. требует много заботы о себе.
интересуют мировоззренческие вопросы, смысл жизни, религия.
невнимательность к еде, ко сну и отдыху.
стиль одежды определяется внутренними процессами, выражает позицию или состояние.
выделяют приоритеты в жизни (учеба, работа и т.д.)
устанавливают долгосрочные отношения (с любимым человеком, коллегами,...)
живут для себя, близких и других людей.
прошлое видят периодами, эпохами.
любят размышлять, главное понимание.
на лице отрешенность.
неопределенность внутри. в результате деятельности на третьем уровне осваивается пространство. появляется необходимость предвидения и планирования. возникает задача освоения времени. интеллект как инструмент освоения времени занимает подобающее ему место. он создает модели и начинает предсказывать, но модель не есть действительность, отсюда возникает неопределенность. возникает потребность согласовать внутренний и внешний мир. понять мироустройство, увидеть причины мироздания. обрести определенность за счет соединения с миром и подчинения себя законам Бытия.
5. взрослый.
основная задача - видение причин и взаимосвязей.
задача 1 - определение своей системы ценностей.
задача 2 - выработка принципов.
задача 3 - актуализация системы ценностей через принципы (самоактуализация).
признаки:
освоили возможности всех предыдущих уровней, полностью заняты реализацией этих возможностей.
видят причины событий и могут подчиниться необходимости.
видят процессы.
проблемы материального характера решают легко.
хорошо ориентируются во времени, могут им управлять.
осознают свою жизненную задачу.
знают себе цену.
в их жизни есть место Божественному и Человеческому.
определенность внутри. внешний и внутренний миры согласованы и управляются единым причинно следственными связями. неопределенность внешняя с том что они служат одновременно Богу и Кесарю, являются слугами двух господ.
пси-возраст не зависит от физического, поэтому человек может родиться в любом возрасте..
за одну жизнь человек, как правило способен\успевает прожить\перейти только 1 уровень..
в мире около 1-2% старцев, 7% юношей, 14% подростков, все остальные дети и младенцы.. учителей нет..
страны и цивилизации тоже могут иметь свои психологические возраста..
человек может быть на нескольких возрастах сразу, ибо жизнь заставляет вести себя соответственно физическому возрасту и той группе в которой находится человек, но таща нерешеные задачки за собой, человек уменьшая эффективность обучения и скорость развития..
составленно по лекциям марии урих и по собственным юношескими допонималкам..=р
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote