А. Павлов: С движением «Эмо» мы разобрались, что к чему. Теперь хотелось бы выяснить, кто такие толкинисты?
[показать]М. Серов: Толкинисты это последователи писателя Дж. Р. Р. Толкина. Они начитались его фэнтези – «Властелин колец», «Сильмариллион» и т.п. Увлекшись мифами этого английского фантаста, они делают деревянные мечи, едут в лес, проводят игры, в которых воображают себя героями его романов – хоббитами, эльфами, альнурами и т.п. Завершаются эти игрища попойками. Знатоки шутят, говоря, что есть три степени «толкинутости». Первая – «Я хоббит!». Вторая – «Пошли искать Кольцо!». Третья – «Профессор (так называют Толкина его почитатели), Вы не правы! Все было совсем по-другому». Среди последователей Толкина различают белых и черных толкинистов. Черные толкинисты «смыкаются» с сатанистами.
А. Павлов: Расскажите в двух словах о Толкине и том, каково его учение.
М. Серов: Толкин это английский писатель. Он был ревностным католиком. В свободное время любил выпить в кругу друзей. Своими книгами он создал фантастический мир, в котором библейские мотивы переплетаются с скандинавскими и древнеиндийскими языческими мифами. В настоящее время книги Толкина, созданные по ним фильмы и музыка находятся в широкой продаже.
А. Павлов: Отец Николай, как можно расценить творчество Толкиена с православной точки зрения?
Священник Николай: С точки зрения святоотеческого учения творчество Толкиена можно охарактеризовать как смесь ереси с языческим идолобесием. Судите сами. Толкин был католиком, а святитель Марк Ефесский пишет: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики».
Преподобный Феодосии Печерский свидетельствует: «Множеством ересей своих они (латиняне) всю землю обезчестили. Нет жизни вечной в вере латинской». Святой праведный Иоанн Кронштадтский утверждает: «Нечестивые не узрят Славы Твоей, Христе, т.е. неверующие, непрививающиеся католики, злые лютеране, богохульники и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники».
С другой стороны Толкин увлекается языческой мифологией, неразрывно связанной с идолопоклонством. А идолы язычников, – как учит нас святой пророк Давид, – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. (Пс. 123, 15–18).
«Язычники, – говорит (апостол) Павел, – не имели нужды в других оскорбителях, но сами себе делали то, что им могли бы причинять враги, – пишет святитель Иоанна Златоуст. – Потом, возвращаясь опять к причине, апостол говорит: иже премениша истину Божию во лжу, и почтоша и послужиша твари паче Творца (Рим. 1, 25). Что особенно было смешно в язычестве, то апостол перечисляет по видам, а что представляется достойнее прочего, о том он говорит вообще, но посредством того и другого доказывает, что язычество есть служение твари. И заметь, как он выразил свою мысль. Не сказал просто: послужиша твари, но прибавил: паче Творца, такой прибавкой он увеличивает вину язычников и лишает их всякого извинения».
Эти слова Священного Писания и cвятых Отцов вскрывают внутренне убогое содержание басней Толкина.
Святые Отцы предостерегают верных чад Православной Церкви от чтения такой литературы. «Произведения и новейших еретиков , – пишет святитель Игнатий Брянчанинов, – исполнены адского кощунства, дерзких, ложных умствований, страшного безстыдства и разврата. Понятие, которое дается о них здесь, еще очень слабо пред понятием, которое получается о них от чтения их писаний. Не может придти на ум обыкновенного человека то, что произнесли и написали ересиархи. Впрочем, все сочинения еретиков составлены под влиянием духов и заключают в себе нравственный яд, убивающий душу вечною смертию. их нравственные писатели преподают нравственность, свойственную ветхому Адаму, так как они о ней только имеют понятие, а отнюдь не нравственность христианскую, вполне недоступную для их ума и сердца. Романы, комедии и прочие сочинения явно греховные, исполненные сладострастия, также суть плоды ереси; некоторые из таковых сочинений написаны духовными лицами. Чтение всех этих книг крайне вредно, хотя для неопытных глаз в одних из них яд приметен, а в других очень скрыт. Неприметность яда не уменьшает его силы; напротив того, утонченные яды действуют с особенною разрушительностию». Святитель Игнатий здесь очень точно охарактеризовал творчество Толкина. Надеюсь, что у нашей молодежи хватит благоразумия, чтобы распознать еретический яд, скрывающийся под внешней привлекательной оболочкой, отвергнуть его и последовать отеческому совету богомудрого Святителя.
Спасибо... Нет, на самом деле не спасибо, потому что я счастливо забила на эту статью, а она теперь снова выплыла в фленте. Наверное, пойду сейчас в днев опять писать возмущённый пост...
Не, не пойду. Процитирую...
Нет! *перечитала* ПОЙДУ!
Грелль-чан, хуже) Орониэль, правильно!) Я тоже подумывала, но решила все-таки ничего не бить и всех не пугать) Leslie_Burke, и у тебя, и у Ананасти, и еще где-то) Ленор_Барбарисыч, ну еще бы, с осанвэ еще)
Ленор_Барбарисыч, если уж тебя взбесило, то у меня, по нолдорской логике, вообще состояние должно быть неописуемое Серполетта, ну так всё-таки я пошла. Бить.)
Серполетта, нну... на самом деле оно просто уже прошло, и я боюсь прокручивать страницу вверх, чтобы опять не впасть... в это самое... когнитивный диссонанс на все случаи жизни! ВСЕ!
Ленор_Барбарисыч, дооо, мы его после одного персонажа тут все теперь знаем) Серполетта, а ещё, что самое главное, употребляется он по смысле, и не по смыслу, и без смысла вообще, иначе какой из него... этот самый, диссонанс.)