[показать]«Исповедь» состоит из трех частей: про Ирину Богушевскую, про Светлану Сурганову и про Умку. Исповедь четвертой певицы, автора книги и по совместительству лидера группы Butch, равномерно раскидана по всем трем частям. Впрочем, откровения автора были поскромнее — она все больше слушала, нежели говорила.
Надо сказать, что я нежно люблю творчество первых двух героинь книги — Умку же я услышал впервые лишь на концерте-презентации книги 22 февраля. Butch, конечно же, тоже представлена в моей музыкальной коллекции. В общем, книгой я заинтересовался еще тогда, когда Елена Погребижская только поведала публике, что книга пишется.
Честно говоря, откровенность героинь меня несколько поразила — никак не ожидал, что они настолько отодвинут доску в высоком заборе своей жизни. До этого я слышал — не из первых рук, естественно — про аварию Ирины Богушевской, после которой она долго и тяжело восстанавливалась. Однако и подумать не мог, что «починили» руку ей в маленькой деревне в Армении после того, как все московские врачи оказались бессильными.
О болезни Светланы Сургановой я тоже слышал, но то, что она рассказала в книге, заставляет проникнуться к ней глубочайшим уважением. И несколько по-новому взглянуть на ее творчество. А также задать себе сложный вопрос «можно ли простить таланту подлость».
Умка, в миру — Анна Герасимова — не рассказывала о каком-то «большом жизненном испытании», однако вся ее жизнь как раз и производит впечатление такого испытания. Как не врать ни в чем ни себе, ни людям и при этом остаться собой.
В целом книга производит впечатление какого-то «светлого рассвета», освещая ранее непонятное и заставляя радоваться тем мелочам, из которых состоит жизнь. Героини — очень мудрые женщины, у которых стоит поучиться отношению к жизни и к смерти. Да и отношению вообще к окружающему миру — это того стоит.
Те из читателей, кто видит свое предназначение в музыке, тоже сделают для себя некие выводы. Например, почему Ирины Богушевской нет ни по радио, ни по телевидению, а при этом она собирает Кремлевский Дворец? Или почему Умка сама продает свои диски, а билеты на ее концерты дешевле, чем кружка пива в FAQ-cafe? Ответы на эти вопросы заинтересуют любого интеллигентного в лучшем смысле этого слова человека, который интересуется современной отечественной музыкой. Хорошей музыкой.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Книга «Исповедь четырех» Елены Погребижской рассказывает о жизни между землей и телевизором трех певиц: Ирины Богушевской, Светланы Сургановой и Анны Герасимовой (Умка).
Все было за то, что новая книга Елены Погребижской окажется нечитабельной.
Во-первых, профессия автора. Елена Погребижская широким массам известна как певица Butch, а творения наших певческих звезд если и могут что пробудить в душе, так только искреннюю солидарность с Павлом Афанасьевичем, советовавшим собрать все книги да сжечь.
Первая книга автора имела шикарное название «Дневник артиста» (хорошо еще, что с маленькой буквы) и оптимизму отнюдь не способствовала. Вся наша «певческая литература», как известно, пишется либо с целью срубить бабла на собственной популярности (если автор на слуху), либо подкачать популярность напоминанием о себе (если лучшие времена автора позади или впереди).
Ни то, ни другое не может служить внятным оправданием кражи времени и денег у читателя.
Новая книга, пусть и с не менее ужасным названием «Исповедь четырех», из этого ряда все-таки выпадет. Во-первых, Погребижская на сей раз пишет не только о себе и даже не столько о себе. Несмотря на то что фотография автора занимает честную четверть обложки, в книге всего три части, и посвящены они Ирине Богушевской, Светлане Сургановой и Анне Герасимовой, она же Умка. Явно подразумевается, что четвертая, авторская исповедь равномерно растворена в этих трех, как рафинад в чае. Но на самом деле это не так, и откровений автора в книге немного.
Состав исповедующихся, судя по всему, сложился достаточно случайно. Как признавалась позже сама Butch, предложения об участии в проекте делались и другим известным поющим дамам, но, к примеру, Диана Арбенина просто отказалась, а Земфира еще и наставительно попросила не писать о ней ничего при жизни.
В результате мы имеем попытку сделать что-то вроде «Женского взгляда Оксаны Пушкиной», только не с лицами, увязшими в «ящике», а с «женщинами русского рока». Проект, сделанный откровенно второпях и наспех. Каждая исповедь – дикий микст из цитат, авторских отступлений, справочной информации, интервью, комментариев из ЖЖ и диалогов в чате. Все собранное богатство залихватски вывалено кучей без какой-либо редакторской и даже корректорской правки. В результате фразы вроде «Ну, поехали туда прямо сейчас, это же ты что, это, прямо, я не знаю» прошу считать не ляпами, а самым что ни на есть стилеобразующим элементом.
От корзины с лаконичной надписью «Хлам» книгу спасло только одно обстоятельство – боги были к ней милостивы, звезды расположились удачно, и автор этого шанса не упустила.
Главная удача Butch – выбор персоналий. Казалось бы, классические лебедь, рак и щука, более несхожих певиц, чем Богушевская, Сурганова и Умка, даже поискав, найти не просто. Ирина Богушевская поет лирику и романсы с явным ретро-уклоном, с успехом замещая Любовь Орлову в мюзикле «Веселые ребята», Умку осколки Системы числят последним истинным хиппи, а успешная сольная карьера Светланы Сургановой после распада «Ночных снайперов» протекала у всех на виду и в комментариях не нуждается. Попытка впрямь соединить коня с ланью казалась обреченной априори, ан нет! Сочетание получилось неожиданно гармоничным, и книга зазвучала.
Нет, безусловно, каждой из трех героинь не занимать ни ума, ни даже образования (у Богушевской – аспирантура философского факультета МГУ, Герасимова так вообще кандидат наук), ни индивидуальности, ни жизненного опыта – всего того, что иногда именуют «бэкграундом». Каждой есть что рассказать – всех их судьба пробовала на излом многократно, от разводов до больниц и группы инвалидности.
Но главное все-таки не это.
Были такие незадачливые создания – полубоги. Статус очень обидный – ты вроде как и несоизмеримо выше тваредрожащего обывателя, но на деле – ни то, ни се. В дружную человеческую семью не вольешься, на Олимп не пускают, а подвигов от тебя требуют и те, и другие. Сегодня такие печальные полубоги бродят и в литературе, и на эстраде – в любой творческой сфере. Талант их очевиден и общепризнан, преданные поклонники в наличии, а их количество даже позволяет нормально жить, не размениваясь ни на что, кроме творчества. Но вот люди, для которых эти поклонники именуются терминами «целевая аудитория» или «потенциальные потребители», раз за разом аккуратно формулируют в твой адрес что-нибудь вроде «коммерческий успех неочевиден». Годы идут, а в телевизоре все еще с утра до вечера не маячишь и, как любит выражаться автор книги, «из всех утюгов не звучишь» (Butch даже собиралась назвать свою книгу «Повелительницы Утюгов», но это название зарубила Умка). Если и звезда, то локального масштаба.
Взять героинями своей книги трех «полубогинь» – шаг довольно рискованный, но в данном случае он оправдался на все сто. Дело даже не в том, что та степень откровенности, которую позволили себе «исповедующиеся», для истинных повелительниц утюгов невозможна и немыслима – статус не позволит, и продюсер голову оторвет.
Просто ситуация сегодня такова, что по-настоящему яркие индивидуальности, люди, которым действительно есть что сказать, обитают по большей части именно там – между землей и телевизором.
То, как Елена Погребижская распорядилась откровениями своих визави, вызывает искреннее уважение. «Исповедь четырех» вряд ли станет явлением литературы, но с точки зрения книжной документалистики ее работа почти безукоризненна. Сам автор именует книгу «журналистским текстом» и, надо признать, демонстрирует высший пилотаж журналистики (а именно из этой сферы бывший спецкор программы «Время» Елена Погребижская ушла в музыку). Заставить певиц раскрыться, разговорить их на степень откровенности, которой удостаивают не всякого близкого человека и которую они никогда не позволяли себе ранее, а затем подать это и без соплей умиления-сожаления и без сенсационной истеричности – это, как говорил Бендер, «высокий класс, чистая работа». Очень уместным оказывается даже нечищеный стиль – сырой, необработанный язык лишь подчеркивает подлинность рассказа. Автору хватило ума и такта не тянуть одеяло на себя.
Хотя фраза «Меня зовут Лена, я тоже пою» и проходит красной нитью всю книгу, нельзя не согласится с Ириной Богушевской, написавшей в своем ЖЖ: «Butch, оказывается, очень классный рассказчик. Ее личность, по жизни исключительно яркая, сквозь ткань рассказа еле-еле просвечивает, а в пиковых моментах повествования исчезает вовсе. И возникает ощущение, что пестрые картинки-эпизоды будто бы набросаны на общий фон – так, как если бы мы рассыпали яркие фотки из альбома на ткань, красивую и с узорами, но приглушенной расцветки. Такая, знаете, самоотверженность рассказчика, умение наступить на горло своей песне ради красоты излагаемой истории. Тем более, там есть ради чего».
Погребижская Е. «Исповедь четырех». М., Нота-Р, 2007.
18 АПРЕЛЯ 2007 17:32
А каковы Ваши ощущения и мнение о книге?????