И снова «невыносимая жестокость».
В уютных залах кинотеатра «Формула кино Европа» состоялась премьера одного из главных номинантов на предстоящий «Оскар» — новой картины братьев Коэнов «Старикам тут не место». По этому случаю гостей угощали тортами, украшенными изображением заокеанской статуэтки, а также прочими яствами. Среди публичных людей на премьере были замечены звезды кино, телевидения и даже некоторые политические деятели…
Говоря о творчестве братьев-режиссеров, пожалуй, самое трудное определить тот жанр, в котором они снимают свое кино. Некая смесь весьма абстрактной сатиры, детективной завязки, черного юмора и порой «невыносимой» жестокости — и есть их фирменный рецепт. Однако соотношение отдельных компонентов в нем от фильма к фильму заметно меняется, из-за чего авторский почерк режиссеров далеко не всегда остается типичным и узнаваемым.
Сюжет их нового фильма раскручивается по спирали вокруг сумки с «чертовой кучей денег». Сначала ее находит некий раздолбай, по всем параметрам соответствующий собирательному образу бездельника Лебовски из другого небезызвестного фильма Коэнов. Затем объявляется и охотник за «нечистыми» денежками — харизматичный Бардем-убийца со странным оружием в виде баллона со сжатым газом и просто маниакальной преданностью своим принципам (если сказал, что убьет, — значит, пора заказывать ритуальные услуги). Чуть позже появляется и охотник №2, нанятый мафиозными структурами, дабы остановить вышедшего из-под контроля охотника №1. И, конечно же, ни одна «техасская резня» не обходится без шерифа с мудрыми и усталыми глазами, чью роль исполняет актер и с недавних пор режиссер Томми Ли Джонс. Его-то устами и произносится приговор тому миру, в котором, по мнению братьев Коэнов, нет больше места ни старикам, ни просто честным людям.
Банальная по своей сути истина в коэновской интерпретации приобретает вселенский масштаб, ибо осуждению предается не только один западный штат, не только вся Америка, но, видимо, и все человечество. А интернациональный характер обвинений лишь подчеркивается тем фактом, что главного из всех «злодеев» играет неамериканский актер.
Если же говорить о художественных достоинствах картины, то перед нами редкое на сегодняшний день сочетание тонкого черного юмора и бескомпромиссного триллера. Фильм то рисково балансирует на грани треша, то вдруг взлетает в заоблачные высоты идейного кино, столь любимого «оскаровскими» академиками. Похоже, что братья Коэн играют со зрителем по правилам, известным лишь им самим, но игра от этого становится лишь интересней и изысканней.