Старик, море и нелегалы.
Где-то в средиземном море на территории итальянских вод затерялся небольшой остров. В летний сезон его жители промышляют обслуживанием многочисленных туристов с материка, а в остальные месяцы — рыбной ловлей. В самом начале фильма мерещится почти хэмингуэевский сюжет про старика, отчаянно рвущегося в море, несмотря на уговоры родных продать лодку и переехать на материк. Но впоследствии смысловой вектор несколько раз поменяет свое направление. Сначала на остров хлынет поток туристов, а вместе с ним в картине пунктиром замигает тема взаимоотношения «деревенских» и «городских». А когда в открытом море прямо по курсу лодки старика появится утлый плот с беженцами из Африки, история приобретет характерные очертания столь типичной и актуальной для европейского кинематографа социальной драмы о проблемах нелегальной миграции.
Возможно, благодаря тому, что фильм не зациклен на одной из тем, а как бы расплывается между ними, словно горячий воздух над раскаленным пляжем, «Материк» не кажется таким уж скучным и банальным, как большинство аналогичных ему картин. Кстати, сам материк, вынесенный в заглавие картины, в кадре так и не появится. Туда, рискуя своей жизнью, стремятся нелегалы, сбежавшие от одного из бесчисленных тоталитарных режимов, туда же устремлены и взгляды местных жителей, мечтающих в одночасье изменить свою жизнь, бессмысленно тянущуюся от одного курортного сезона до другого. Получается, что материк в картине скорее метафора, нежели географический объект. Эдакая земля обетованная, на пути к которой — бесконечность бушующих волн и едва ли не большая бесконечность несбывшихся надежд и бессмысленных ожиданий.