Ад по Муратовой.
Двое малолетних сирот, после смерти матери став жертвами квартирных мошенников, ищут в большом городе призрачного папу, но натыкаются лишь на эксцентричный цинизм типичных муратовских героев. Кира Георгиевна в очередной раз ставит неутешительный диагноз всему человечеству, методично уничтожающему собственное будущее в лице двух беззащитных беспризорников.
Во многих предыдущих (если не во всех) работах Муратовой ни один персонаж, включая главных, сочувствия не заслуживал по определению, олицетворяя тот или иной порок человечества, как то: алчность, глупость, бездуховность, мстительность. Причем данное правило распространялось даже на детей — вспомнить хотя бы девочку из «Трех историй», хладнокровно подсыпавшую крысиный яд в стакан с водой своему парализованному дедушке, устав слушать его нравоучения. Теперь же в «Мелодии для шарманки», казалось бы, появились невинные души, созданные как будто не для муратовского театра пороков и даже, быть может, вопреки ему, однако именно им суждено стать его закономерными жертвами.
В остальном же Кира Георгиевна верна себе до мелочей, ее авторский почерк, впрочем, как и всегда, узнается с первых кадров. Актерский состав традиционно неизменен, за исключением опять же малолетних актеров — дебютантов в большом кино, причем весьма удачливых: двенадцатилетняя актриса Лена Костюк уже получила на ММКФ «Серебряного Георгия» за лучшую женскую роль.
Бомжи, мошенники, умалишенные, бандиты, подозрительные пенсионеры и чудаковатые нувориши, словно в безумном калейдоскопе, сменяют друг друга под музыку Земфиры. Классическая рождественская сказка в стиле Диккенса превращается у Киры Георгиевны в самый что ни на есть ад, с присущими ему концентрическими кругами. Но, в отличие от ада Данте, преисподняя, населенная многочисленными муратовскими персонажами, слишком уж похожа на обыденную реальность, разве что немного утрирована и бесспорно мастерски стилизована.
Исходное сообщение shurickoff Безусловно интересны, ибо талант Муратовой очевиден, ее работы весьма оригинальны. Однако к любимым режиссерам я ее причислять бы не стал, так как не разделяю ее творческую мизантропию. Я верю, что есть хорошие люди в жизни, а, значит, должны быть и в кино. А у Киры Георгиевны таких по определению не наблюдается.Это так.
Исходное сообщение Snaika Зачем же сравнивать несравнимое? Муратова, по-моему, и не претендует на такое сравнение. Просто она свое собственное видение ситуации передала в киноформате. Что, кстати, делают многие режиссеры, вне зависимости от того, о каком времени идет речь. Просто то, что ближе, трогает сильнее.
Исходное сообщение Марина_Верниковская В последнее время, на мой взгляд, очень уж явно просматривается следующая закономерность: Чем больше негативного и порочащего страну и людей в ней проживающих в работах кинематографистов, тем больше вероятность для автора работы быть призером какого-либо фестиваля или конкурса ((( Почему так?Наверное, это вполне разумная закономерность. Режиссер, как гражданин своей страны, намеренно должен обращать внимание своего зрителя на те или иные недостатки общества, дабы хоть как-то повлиять на возможность их (недостатков) исправления. Какой смысл снимать "идеологические правильные" фильмы о том, как все у нас замечательно? Не знаю, как обстоят дела с "патриотическим" кино на Украине (а Муратова все же украинский режиссер), но у нас в России его одно время хватало до тошноты. Разнообразные "Мужские сезоны", "Сухие", "Личные номера" и "Коды апокалипсиса", снятые преимущественно на кремлевские деньги, повествовали наивному зрителю, как геройски и самоотверженно трудятся различные спец. службы, коим в нашем полицейском государстве несть числа. То, как они "трудятся" на самом деле, наглядно иллюстрируют события недельной давности произошедшие в московском метро. Абсолютно не вижу смыслу в существовании таких кинематографических агиток, снятых за счет налогоплательщика, дабы он (налогоплательщик) не сомневался, что его налоги идут на полезное дело (как, например, на Майбахи для генеральских чинов) . Вот кстати один такой высокопоставленный чин (не на майбахе, правда, а на бмв, но зато на встречной полосе): http://www.youtube.com/watch?v=FkL_BwoqAkY Есть и другого рода фильмы. Например, Кука, о котором я уже писал (http://www.liveinternet.ru/users/shurickoff/post58782521/). Добрый, наивный, человечный фильм, казалось бы. По крайней мере он бы был таким, если бы не был откровенной рекламой социальных служб, также отпиливающих большой кусок бюджета, и, видимо, из этого самого куска и профинансированный. А вот у Муратовой при всей ее фестивальной значимости с финансированием дела обстоят совсем иначе. Российское агентство по культуре и кинематографии ее не финансирует, потому что она снимает на Украине, а аналогичное украинское ведомство -- потому что она снимает на русском. Об этом рассказывала Рената Литвинова на пресс-конференции после показа фильма на Московском Кинофестивале (так как самой Киры Георгиевны по причине болезни там не было). Возможно, (опять же по словам Литвиновой) Муратова не сможет больше снимать кино, по такой банальной причине как отсутствие денег. Зато снимается уже, должно быть, не слабо бюджетный "Мужской сезон 2" о доблестных бойцах госнаркоконтроля, в офисе которого ( в реальной жизни, не в кино) эти самые доблестные бойцы так доблестно употребляют героин, что даже иногда умирают от передоза (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1196423)