Советский след.
Вот и подошел к концу 31 Московский кинофестиваль. Осталось лишь подвести итоги. За 10 фестивальных дней в центральных кинотеатрах столицы было показано более 250 фильмов, 16 из которых участвовало в основном конкурсе, и еще 14 — в конкурсе «Перспективы». Решение жюри основного конкурса особенно большим сюрпризом не явилось: понятно было, что фаворитами окажутся работы маститых отечественных режиссеров (буквально задавивших своим авторитетом менее известных иностранных участников конкурса), неясно было лишь то, как распределятся между ними имеющиеся награды.
В результате главный приз фестиваля — «Золотой Георгий» (за лучший фильм) — получил Николай Досталь и его «Петя по дороге в царствие небесное». Второй по значимости «Серебряный Георгий» отошел Александру Прошкину за фильм «Чудо». Приз за лучшую мужскую роль достался Владимиру Ильину за его актерскую работу в чеховской экранизации «Палаты №6». И только два «Георгия» уехали за рубеж: за лучшую режиссерскую работу (Мариана Ченийо — «Пять дней без Норы», Мексика) и лучшую женскую роль (двенадцатилетняя украинка Лена Костюк, сыгравшая в «Мелодии для шарманки» Киры Муратовой).
Официальными призами, увы, обделили и итальянца Сальватореса, привезшего на фестиваль эмоционально насыщенную экранизацию романа Никколо Амманити «Как велит Бог» (уже вторую в своей режиссерской фильмографии — первой была картина «Я не боюсь», поставленная по одноименной книге писателя). Без наград осталась и ныне украинка Муратова несмотря на очень тонкую, буквально ювелирную, отточенность своей картины.
Главный приз «Перспектив» забрал грузинский фильм «Зона конфликта» молодого режиссера Вано Бурдули, что в контексте сложной политической атмосферы в российско-грузинских отношениях оказалось весьма неожиданным событием. Впрочем, война — удел политиков, а не кинематографистов, что вполне убедительно было доказано обилием грузинского кино в самых различных программах фестиваля. («Посредник» Дито Цинцадзе — в основном конкурсе, специальная программа «Кино Грузии. От «Клятвы» до «Покаяния»).
Если же попытаться выделить некие общие закономерности программы 31 кинофестиваля, можно заметить одну очень странную особенность. Очень большое количество фильмов (как конкурсного, так и внеконкурсных показов) в той или иной степени затрагивает тему социалистического прошлого стран Восточной Европы. Спустя 18 лет после распада СССР и через 20 лет после падения берлинской стены, пожалуй, впервые за долгое время на первое место по актуальности выходит трагедия личности в тоталитарном обезличивающем государстве. Тема СССР, так или иначе, всплывает и у победителя Николая Досталя, и у Прошкина в его «Чуде», и в японской «Красоте», и в польской «Малой Москве», и у Тео Ангелопулоса в «Пыли времени», и в армянском фильме «Сплетенные параллели», и в «Английской клубнике» (совместное производство Чехии, Словакии и Украины), и даже в японском аниме «Первый отряд» (правда, в пародийном аспекте).
И все это весьма неутешительно подытоживается картиной Шахназарова «Палата №6», поставленной по чеховской повести. Ее действие перенесено из начала XX века в уже постсоветский период (в обход десятков лет подвальных расправ, тюрем, лагерей, психиатрических лечебниц и прочих возможных и невозможных форм преследования инакомыслящих), но тем нагляднее становится факт, что в обществе по сути ничего не меняется, даже при смене столь разных политических систем. Любая личность, не желающая шагать в ногу с безликой серой массой, автоматически оказывается потенциально опасным врагом. А по сравнению с этой правдой жизни даже метафорическая притча Триера про войну полов («Антихрист») со всей ее гиперболической жестокостью выглядит лишь детской сказкой на ночь.