«Пока я жив, я буду работать для людей»
07-03-2008 15:16
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Интервью с модельером Вячеславом Зайцевым
В середине марта в столице пройдет очередная Неделя моды в Москве, определяющая тенденции и тренды отечественного дизайна в будущем осенне-зимнем сезоне. Традиционно одним из хедлайнеров недели станет известный модельер ВЯЧЕСЛАВ ЗАЙЦЕВ, недавно отметивший свое 70-летие. Кутюрье рассказал корреспонденту РБК daily ВЕРОНИКЕ ГУДКОВОЙ о своих планах, увлечениях, взглядах на мужскую моду и трудностях совмещения искусства и бизнеса.
— Вячеслав Михайлович, каковы ваши творческие планы в эти юбилейные дни?
— Я полон творческих сил, реализую задуманное, и все это задуманное значимо. Постарался показать это в своей выставке в музее «Царицыно», где представлены вещи из моих коллекций, картины, графика, имеющие для меня особое значение. Эта выставка отражает и развитие отечественного костюма, и мои собственные, дорогие мне воспоминания. Глядя на то или иное платье, я вспоминаю, как показывал его впервые, как на эти показы приходили мои друзья, которых уже нет с нами, — Булат Окуджава, например. Многие коллекции уже разошлись, даже в фондах моего Модного дома осталось всего несколько моделей. И за каждой из них — история.
— Вы в полном смысле слова художник-модельер.
— Я изначально художник, а уже потом — модельер. Но так уж получилось, что у меня всегда было очень много работы, от меня зависели люди, которые работали со мной, и я подолгу не мог найти время для живописи. Я рисую пастелью, потому что не могу писать красками — аллергия на масляную краску. Когда появляется возможность, я уезжаю за границу и там много занимаюсь живописью, спокойно, там мне никто не мешает. В моде я выплескиваю свои положительные, радостные эмоции, предназначенные людям, а в живописи — свои чувства: обиды, разочарования, недосказанности. Они словно вырываются на бумагу, я даже как-то писал об этом в одном своем стихотворении. Я веду линии, как бог на душу положит, и лист постепенно заполняется. Я никогда не знаю заранее, что я нарисую. Не то что в одежде, где я работаю не для себя, а для другого человека.
Если бы было побольше времени, я бы мог стать живописцем или прекрасным графиком, я увлекался и модной фотографией, но увы. Хочется, тем не менее, сделать выставку модной фотографии, ведь у меня уникальный архив, уникальный! Я очень люблю готовить, с детства, — мог бы стать шеф-поваром. Мог бы заниматься скульптурой, мебелью, предметами интерьера, у меня очень много материала накоплено, задумок, но, к сожалению, — да-да, к сожалению! — мода забирает большую часть времени, к тому же у меня Дом моды, хозяйственные проблемы — то того не хватает, то этого... Так сложилась жизнь. А теперь прибавилась еще и «миссионерская деятельность», программа на телевидении, и времени не остается ни на что.
— Что вас вдохновляет?
— Вдохновение приходит неожиданно. И вдохновляюсь я не чем-то одним, а сразу — временем, пространством, городом, веком. Так, например, создавалась коллекция, навеянная городским костюмом XIX века в стиле ампир. Я вдруг почувствовал, что живу в этом материале. Наряды барышень, военные мундиры... Все это подспудно лежало где-то в моей памяти, и я был поражен, когда это вдруг раскрылось в коллекции словно само собой. Но главное — я вдохновляюсь человеком. Когда я работаю с заказчиком, я стараюсь узнать о нем побольше, я проникаюсь его жизнью, узнаю новое. Поэтому моя собственная жизнь интересна и наполнена. Человек — это самое интересное в мире.
— Вы работаете и для мужчин, и для женщин. Что для вас интереснее?
— Я воспеваю и женщину, и мужчину. В первую очередь мужчину, ведь женщину воспевают и художники, и поэты, и модельеры уже многие столетия. До XIX века мужчина почти не отличался от женщины декоративностью, изяществом своей одежды. Но наступил этот бюрократический век, и мужчины надели скучные костюмы, в которых они ходят по сей день. И я прежде всего своим внешним видом стараюсь привить представителям сильного пола интерес к свободе в одежде, потому что мало кто решается на это. И я не одинок — многие модные дома расширяют мужские коллекции, потому что приходит время возрождения мужской моды. Растет интерес к разнообразию цветов, форм, гротесковому преобразованию привычных силуэтов. Не у всех это получается одинаково хорошо — кто-то увлекается женственностью излишней, ненужной, кто-то ударяется в инфантилизм. Для меня же мужчина — это мужчина: спортивный, развитый, интеллигентный, деликатный и в то же время любящий людей, любящий женщин. И нравящийся им. Рафинированный самец. Он может себе позволить быть классиком, романтиком, сексуальным — любым, потому что ему все позволено. Это мой стиль.
— Не так давно модельер Валентино торжественно покинул мир моды. Вы не допускаете возможности в какой-то момент сказать «хватит» и тоже уйти на покой?
— Я не собираюсь делать никаких резких шагов, не собираюсь уходить из моды. Вон, Кардену восемьдесят пять, а он не уходит никуда. Меня спрашивают, не устал ли я — нет, я не устал. Надеюсь, пока я жив, я буду работать для людей. В моде нет возраста. Я, как Маленький Принц, приручил слишком много людей, они от меня зависят, я даю им работу, знания. Иногда кажется — и рад бы отдохнуть, отойти от этого дела, но не могу себе позволить.
— У вас много учеников, последователей. Что для вас преемственность в искусстве?
— Преемственность в искусстве и в моделировании тоже — умение, не следуя слепо канонам, максимально воплотить свой потенциал, но в рамках разумного, чтобы была максимально продумана идея одежды для человека, комфорт ее, функциональность.
— Ваш сын Егор Зайцев тоже модельер. Вы прослеживаете в его творчестве преемственность?
— Егор — совершенно самостоятельный человек. Он очень самобытный, подобных ему нет. Он уникальный человек по видению, по решению образов. Арт-объекты, которые он делает, его инсталляции вызывают у меня восхищение. Егор — прекрасный скульптор из ткани. Того, что он делает, нет ни у кого, притом что он пользуется самыми простыми тканями. Если дать ему ткани, которых он достоин, это будет нечто невероятное! Я с нетерпением жду момента, когда Егор взорвет российскую моду.
— У вас есть любимая коллекция?
— В каждой коллекции есть своя прелесть, но я еще не сделал коллекции, которая сделала бы меня счастливым, в которой мог бы максимально воплотить себя: всегда чего-то не хватает, или обуви, или аксессуаров, или ткань не совсем такая, какую хотелось бы. Вот сейчас будет фольклорная коллекция, с павлово-посадскими мотивами — очень, на мой взгляд, удачная, единая, цельная, выдержанная одновременно в традициях классики и фолка. Я сам получаю от нее огромное удовольствие и надеюсь, что публике понравится. Первый показ прошел на праздновании моего юбилея.
— Какие советы вы можете дать тем, кто хочет модно выглядеть нынешней весной?
— Весна — время пробуждения. Пробудите самые яркие эмоции и воплотите в своем образе. Уместны многоцветные наряды из легких тканей. Но не переборщите с красками, избегайте вульгарности, подчеркните свою индивидуальность. Больше свежести в образе! Универсальный помощник в этом — белый цвет. Украшения и обувь подбирайте внимательно, чтобы одежда не была отягощена излишествами. В моде блестящие кристаллы.
— Есть ли еще ближайшие планы — показы, выставки?
— Планов много. Я покажу свои работы в Париже, где самая взыскательная модная публика. К Неделе моды в Москве в марте делаю новую коллекцию осень—зима 2009, осенью покажу свои прогнозы на весну—лето следующего года. Открою в Иванове, на родине, две экспозиции — свадебные платья и выставку по мотивам русского национального костюма. Собираюсь продемонстрировать свои коллекции в Индии, Израиле, Сибири и Якутии.
— Трудно ли совмещать в России моду и бизнес?
— Пока трудно. Мы уже воспитали поколение достойных дизайнеров, способных совершить переворот в индустрии одежды. Но у нас пока нет «цивильного покупателя», стремящегося одеваться красиво, индивидуально, стильно. Пока повседневность улиц уныла: джинсы, размытые цвета, одинаковость, отсутствие изобретательности, ширпотреб и безвкусица массового производства. Тем, кто стремится сказать свое слово в моде, надо много учиться у предшественников, перенимать опыт, искать новое, воспитывать художественный вкус у публики. И очень много работать над собой, оставаясь терпеливым и доброжелательным.
— Вы следите за творчеством других модельеров — за рубежом и в нашей стране?
— Мне очень нравится Николя Гескьер, который реанимировал Дом Balenciaga. Считаю, он гениальный человек. Благодаря ему можно наслаждаться подлинной красотой кроя. Он дал мощный приток энергии старому Дому и при этом убрал излишнее любование формой. Гескьер своей модой рисует настоящую картину будущего. Александр Маккуин мне очень нравится. Замечательный художник — такой брутальный, мощный, с оригинальным видением формы. Такая глыба! Жаль, что он отчасти закован в рамки условностей, которые ему диктует фирма, на которую он работает. Ну и Готье, конечно, сумасшедший совершенно. Художник, эстет, актер. Явление в моде нового тысячелетия, enfant terrible, соединяющий несоединимое, ребенок, который сам радуется своим открытиям. Он мне безумно интересен. Кристиан Лакруа мне нравится своей живописностью и влюбленностью в исторический костюм. Сейчас очень много молодых модельеров — к сожалению, я не могу запомнить все имена. Начинается новый этап — обновление старых домов. У кого-то из молодых получается лучше, у кого-то — хуже.
В России я наблюдаю за развитием творчества Егора Зайцева, Валентина Юдашкина, Сабины Горелик, Маши Шароевой, Сергея Сысоева, Андрея Шарова, Лены Макашовой, Дениса Симачева, Максима Некрасова. Много молодых талантливых модельеров, чья работа радует неожиданными находками, подачей, собственным взглядом на объект и на процесс. И это здорово — вселяет надежду на лучшее будущее России.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote