Филип К. Дик - Мечтают ли андроиды об электроовцах?Там будет много миленьких кошечек и собачек...
и все мёртвые! (с) Осака, Азуманга.
О, беритесь за ручки своих эмоциональных модуляторов Пенфилда, господа читатели. И вводите следующие коды - безнадёжность, горечь, глубокое переживание напрасности приложения любых усилий, отсутствие смысла жизни.
Ввели? Замечательно.
Теперь откройте каталог Сидни, этот надгробный памятник биосфере Земли, и посмотрите, какие животные отмечены как “в”, вымершие. Подумайте о том, что никогда не увидите птицу в небе. Не погладите кота. Не покормите белку в парке. Даже не отмахнётесь от назойливой осы.
Подумали? Вот и славно, теперь вы в мире Рика Декарда, профессионального охотника на андроидов. На анди. Ну кто-то же должен усыплять анди, черт побери, они всё бегут и бегут обратно на Землю, бегут от чудовищной работы на далёких планетах, от эксплуатации, от своей собственной роботизированной безнадёги. Бегут, потому что они уже почти совсем люди, и хотят жить, любить, петь. А для людей они - вещи. Вещи, которые нужно сломать.
А на премиальные купить другие вещи, например, электроовцу.
Ах да, ещё один код, господа читатели. Бесконечный леденящий ужас неотвратимости энтропии. Ну вот теперь точно полная картина.
Книга Филипа Дика - одна из самых мрачных и болезненных книг, что мне доводилось читать. Как будто воздух отравлен, как будто солнце потухло и светит только грязно-бурым шариком через пыльные облака.
Всё, что автор хочет сказать о бесцельности существования в мире, где люди сами убили всё живое, и теперь продолжают убивать-убивать-убивать вещи, убивать искусство, убивать эмоциональную спонтанность, убивать душевное тепло в браке, убивать добрые приятельские отношения - всё это автор сказал ясно и громко.
Знаете, как египтяне делали? Когда умирал фараон, для него убивали рабов, и потом ещё убивали им все вещи, чтобы служили им в загробном мире.
Вот и у этой книги - дыхание древнего могильника, ждущего нас в ближайшем будущем.
И тут мне стало понятно, сколько же надежды во всех других книгах. Книги-катастрофы, постапокалипсис, мрачное фэнтези, назовите что угодно. А в книге Дика жизни нет, её последние капли уходят в песок.
Это минус 273 градуса по шкале надежды. Нет даже ощущения живой ли главный герой, или на этой безумной мёртвой Земле одни андроиды просто гоняются за другими андроидами.
Ох, лучшее описание депрессии, что мне доводилось видеть. И не только эта фраза. Вся книга…
Это не просто классика фантастики. Это грозное предостережение беречь свой дом и друг друга, пока единственной краской, закрашивающей всё вокруг, не оказалась черная беспросветность “отсутствия значения для самих себя”.
Ричард Морган - Сломленные ангелы.Полпред Ковач, сопровождая археолога Таню, слоняется из одного угла проклятой всеми несуществующими богами радиоактивной пустыни в другой. А за Ковачем вереницей, как утятки за мамой уткой, прутся какие-то люди. Запомнить их всех решительно невозможно, и иногда они все вместе пьют какую-то бормотуху, курят какой-то местный беломорканал и философствуют о природе насилия.
Радиоактивная пустыня, что характерно, получилась из вполне нормальной планеты, на которой что-то не поделили злые мега-корпорации, что конечно повод обсудить природу насилия ещё немного.
Под пустыней валяются небрежно прикопанные артефакты марсианской цивилизации каких-то высокотехнологичных ангельских попугаев, откапывая которые можно еще немного обсудить природу насилия.
В перерывах между философствованием и раскопками все занимаются разнообразным сексом и что-то взрывают, создавая ощущение, что разум читателя давно заснул и видит во сне “Забриски Поинт”, и зачем всё это происходит, непонятно ни Ковачу, ни Тане, ни читателю.
Вторая книга серии “Видоизмененного углерода” вышла странноватой - скомканной, горячечно-бредовой, даже где-то истеричной. Все друг друга предают, все рыдают, все агонизируют, галлюцинируют, и за всем этим вспухающим надрывом видится лишь следовое количество фантастики.
В какой-то момент книга пытается изобразить неплохой саспенс, мол, древняя цивилизация наверняка понатыкала защитных систем к своим артефактам, может, мы уже с ними столкнулись и теперь умираем, сами не зная этого, но всё напряжение сходит на нет, и простая человеческая алчность и подлость убивают вернее марсианских загадок.
И из всех чувств книга у меня задела только чувство фейспальма от порядков в армии Клина, на которую работает в начале истории Такеши. Высокотехнологичные профессиональные вояки, да. Безупречные боевые части. Поддерживают мораль в войсках профилактическими расстрелами через одного и показательными казнями, от наблюдения которых войско окончательно теряет боеспособность и идёт извергать своё неприятие насилия в кусты. Ну ребята. А вы точно элита местных морпехов?
Читать эту книгу, по-моему, не обязательно - не могу сказать, что она удалась. Ни как фантастика, ни как боевик, ни как занимательные половые приключения затейливых людей далёкого будущего. Но она и не настолько плоха, чтобы жалеть о прочтении.
Так, пляжный филлер.
Mike Ely - Journey to Centauri.“
Journey to Centauri” - новелла из тридцати пяти глав с предысторией к легендарной стратегической
игре Sid Meier's Alpha Centauri, которая сочетает классический геймплей игр серии “Цивилизация” с уникальным сюжетом, вдохновленным произведениями Грега Бира, Френка Герберта и Вернора Винджа.
До недавнего времени мне было, к сожалению, вообще неизвестно ничего о существовании данного текста. И двадцать лет меня терзал вопрос - а как же погибла последняя надежда человечества на выживание, корабль “U.N.S. Unity” где-то в небесах над недружелюбным миром Хирона? Что там пошло не так?
Год 2060. Населявшая когда-то Землю цивилизация, люди, из последних сил запускают корабль “Единство” в путешествие длиной почти шестьдесят лет к системе Альфы Центавра. Последняя свеча человеческой жизни, горящая в бесконечной пустоте космоса.
В надежде на новый мир крепко спит в криокапсулах команда, не ведая, что корабль строили не потому, что верили в успех колонизации, а только от отчаяния перед неотвратимой гибелью.
И, конечно, “Единство” ломается в самый неподходящий момент, вынуждая капитана до срока поднять из холодного сна офицера по науке, этого странного русского, Захарова.
А потом и офицера безопасности Янга, так как коды оружейной кто-то вскрыл. А потом и главного ботаника Скай, есть-то что-то надо, никто не запасал еду в полет. И да, главного хирурга Лала тоже пришлось поднять…
И если вы играли в игру, то на этом моменте вы поняли, что договориться эти люди между собой не могут никак. А если не играли в игру, то большого смысла читать эту новеллу, наверное, нет.
Она написана вполне приличным языком, и даже хороша как фантастика, как и сама игра. Но текст однозначно рассчитан на человека, уже знающего всех действующих лиц.
https://julia-denisova.livejournal.com/1169976.html