Сегодня я принесла вам 99-й. Наш девяносто девятый, в феврале которого увидела свет одна из самых дорогих моему сердцу игр - Альфа Центавра Сида Мейера, повествующая о сложном пути человеческой колонии на недружелюбной планете Хирон.
Это не только совершенно бриллиантовая 4X стратегия, которая торт даже двадцать лет спустя. Это ещё и уникальная нарративная история, которую сейчас многие называют шедевром твёрдой научной фантастики, но тогда мы и слов-то таких не знали.
Я наиграла в неё в прямом смысле безсчётные часы - Стима с его счётчиком тогда не было, но я посвятила этой игре годы. И вполне уверено выигрываю за любимые фракции даже на самом высоком уровне сложности, на “трансценденте”. За нелюбимые, конечно, не выигрываю.
Только одно меня печалило. Самописный диск с игрой, прекрасным декабрьским днём, как сейчас помню, было -33°, мне подарил мне на д.р. дружочек. Прямо в мои окоченевшие руки. И была на этом диске только базовая версия игры, а иначе игра бы на один диск не влезла. И аддона Alien Crossfire не было.
Меня это угнетало долгие годы, кручина у меня была. Любимая же игра, а я не всю её играла. И вот после того, как я в очередной раз исторгла стон, что “Альфы” в Steam нет, и где брать нужную мне версию непонятно, Фираксис не хотят никому продавать права и вообще всё очень запутанно, муж просто купил мне версию с G.O.G., одновременно осчастливив меня и озадачив тем, что так, оказывается, можно было.
Так что мне стало доступно редкое счастье поиграть в ту самую игру, в которой появилось что-то новенькое.
А заодно появился и повод написать обзор, а то вдруг вы вообще в Альфу Центавра не играли, тогда я иду к вам!
После крушения корабля колонистов, “Единства”, в котором выживают только лидеры нескольких фракций с горсткой последователей, выясняются некоторые тонкости будущей колонизации.
Например, что атмосфера планеты несёт судорожную смерть человеку. Гравитация 1.3G и всего 8.5% кислорода, и, главное, ядовитые споры. Ведь планета не то, чтобы необитаема - богатая соединениями азота почва стала плодородным субстратом для развития грибов и червей, грибы токсичны, черви - хищные, с неприятной привычкой вгрызаться в мозг жертвы и вызывать ужасающие видения и страшную агонию.
Но обратно-то не полетишь: и корабль сломался, и некуда.
Придётся строить базы, копать фермы, поднимать производство, открывать секреты мироздания, отсиживать себе зад в планетарном совете и, если не повезёт, воевать.
На старте игры дают выбрать, за кого же мы хотим играть. У лидеров разная агенда, разные ценности, разные сильные и слабые стороны. С одной стороны, они удачно попадают в какие-то архетипы, вроде “безумный ученый” и “отбитые крестоносцы”, с другой стороны, у каждого есть уникальная проработанная личность.
Лидеры фракций у нас такие, думаю вы и так их знаете, но на всякий случай перечислю.
Профессор Захаров. Ревёрсный “Безумный учёный”, практичный и нудный мужик, глава фракции Планетарный Университет и мой абсолютный любимчик. И дело не в том, что “Университет” - это такая Россия далекого будущего, хотя названия баз вроде “Академгородок” намекают, а в шикарных бонусах на науку, позволяющих делать то, что я люблю в играх серии “Цивилизация” больше всего - на ховертанке давить агрессивных дикарей с палками-копалками. Идеален для научной победы, которая самая ценная и в игровом плане, и в плане сюжета.
Леди Дейдра Скай, из фракции “Падчерицы Гайи”. Шотландка, няша, волонтёр Красного Креста, единственный в игре приличный человек, waifu material, и, что важно, по образованию биолог. С ходу может делать с нативными формами жизни любовь, дружбу, обнимашки. Хорошая наука, хороший прирост населения, хороша в качестве противника - у неё очень мирная ИИ-шка, которая не будет агрессировать, если вы только не творите военных зверств и не пытаетесь превратить планету в ядерную пустыню.
Правин Лал, мирный индийский дед, чьи последователи могут жить друг у друга на головах, быстро размножаться и активно за него голосовать. Нормальная, но несколько скучноватая фракция, заточенная на дипломатическую победу.
Набудайк Морган, воплощает собой самый безжалостный капитализм, по идее должен побеждать экономической победой, которая в игре так странно устроена, что я не помню, удалось ли мне хоть раз её получить. Обычно не играю за него.
Полковник Сантьяго, милитаристка и экспансионистка. На старте у неё один быстрый ровер, что позволяет иногда похватать ценные ресурсы первыми, но, в целом, бесполезна в моём стиле игры: развязывать войну в играх серии цивилизации и таскать юниты через полкарты очень нудно, я, по возможности, избегаю этого.
Янг - ещё один милитарист и экспансионист, с бонусом на скорость роста населения. В 90% моих игр в качестве ИИ не успевал построить и третьей базы - объявлял всем войну в виду крайней агрессивного ИИ и через это гиб самым первым.
Сестра Мириам Годвинсон и её фракция Верующих, те самые отбитые темплары. Бонус на мораль войск, но штраф к науке (-2!). В качестве ИИ очень агрессивна. Максимально неприятная соседка, я, честно говоря, вообще её из игры частенько отключаю, благо, с кем игрок-человек будет играть тоже можно настроить.
Воевать необязательно: агрессивные ИИ частенько умудряются удачно передраться между собой, а я шагаю в будущее с оставшимися кооперативными няшками. Тем более что есть кооперативная победа, то есть можно просто со всеми подружиться. Это выгодно, так как коммерция полезна для экономики, а деньги лишними не бывают. А вы говорите - игры провоцируют насилие. Да ничего подобного. Многие стратегии провоцируют исключительно пацифизм, это еще со времён Ascendancy пошло, где межзвёздная война была делом убыточным, долгим, скучным и бесполезным, что очень реалистично!
Ну да я отвлеклась, а у нас разговор наконец-то дошел до новых фракций из аддона.
Новые фракции.
Если наши старые знакомцы отдалённо напоминали страны - Россию, Индию, “Библейский Пояс” США, то новые представляют собой политические течения, которые появились уже после крушения “Единства”.
И тыкайте в меня пальцами, но мои любимцы - фракция, отпочковавшаяся от Университета.
Аки Зета 5 - не просто миловидная норвежская блондинка с Ph. D по компьютерным наукам, но и пробудившийся в человеческом теле Алгоритм. Алгоритм - утилитаристы и немножечко hive mind: лаборанты Захарова доигрались со своими кибер-имплантами до создания человека, который уже одной ногой в трансгуманизме. Алгоритм увлечены исключительно наукой и у них высокий рейтинг защиты сетей от шпионажа. Но Алгоритм аутично не понимают концепт свиданий и романтики, и считают размножение чем-то странным. Короче, у них штраф к приросту населения, но какого черта, всё равно их ужасно люблю. А качестве ИИ Аки Зета - самая мирная ИИ в игре, добрая кооперативная соседушка, ты ей технологию, она тебе, согласна на пакт сестринства прямо с порога, сразу после “здрасте”. Так, можно у меня будет ещё одна вайфу? Дейдра, прости.
Ульрик Свенсгаард, капитан пиратов-анархистов, которые делают аррр и пьют ром. У них тоже не очень хорошо с размножением, так как культура не котирует семейные ценности, зато бонусы к водным базам. И мне попадалось мнение, что это самая мощная новая фракция. Я не очень люблю водные базы, правда - очень мало вариантов для терраформинга, скучно, я люблю солнечные батареи с зеркалами Эйлера собирать в интересные конструкции, а вокруг водной базы только ферму, шахту и прибойную электростанцию можно сделать. Ульрик, несмотря на утверждение, что “вся культура пиратов строится вокруг агрессии” - хороший сосед: я не строю баз на воде, он не строит на суше, и у нас ноль конфликта за ресурсы.
Союз свободных социально-демократических Дронов, ну или как-то так, под председательством прораба Домея - загадочная фракция, с бонусом к производству, но со штрафом к науке. Приз моих симпатий за самую роскошную историю лидера - Артур Дональдсон был инженером, получившим трудовую травму коры головного мозга, которая вынуждает его теперь фокусироваться на защите прав рабочих. Он взял себе новое имя в честь своего перерождения. Ох и круто завернули, черти! Заменяю им Мириам в своих играх - Домей, кажется, менее агрессивен, а если агрессивен, то не ко мне. По бэку Домей ненавидит Янга за его политику авторитарного навязывания простому трудовому народу труда во благо элиты, а я приветствую всех, кто хочет выпилить Янга.
H'minee и Judaa Marr - два лидера фракций пришельцев, которые, с одной стороны, и составляют всю суть аддона, с другой стороны, на мой вкус его как раз и портят. Если они есть в игре, они постоянно воюют друг с другом, и объявляют войну любой фракции, если она подписывает мирный договор с противником, т.е вы будете с ними в состоянии войны неизбежно всегда. Дипломатическая победа, пока хоть одна из фракций пришельцев не истреблена, невозможна. ИИ остальных фракций, к сожалению, обычно не понимает, что нам бы, людям, сейчас всем объединиться и вломить инопланетникам по хребту, и вся планета увязает в скучнейшем многостороннем военном конфликте. Экономика в заднице, наука в заднице, ни мира, ни дружбы, ни жвачки - я попробовала так играть раза три-четыре, но плюнула, бросила и просто отключаю пришельцев. Играть за одну из пришельческих сторон - ничем не краше, стартовые бонусы все боевые и нет ни дипломатической, ни научной победы. Нафиг так жить-то? Плюс пришельцы портят атмосферу бесконечного одиночества человека в космосе, которая у Альфы Центавра была просто волшебная. Давайте притворимся, что их просто нет, а?
Роза из Ангелов Данных, фракции минархистов (не путать с монархистами) и либертарианцев. Лидер, чей характер описывается отсутствием травм детства, приобретшая тягу к созданию хаоса просто от скуки. Топит за свободу данных. Ни разу за неё не играла - фракция построена вокруг бонусов на шпионаж, я не люблю эту механику и, по возможности, игнорирую. Так что если Ангелы Данных клёвые и чем-то вам нравятся, напишите мне об этом!
Пророк Чо Дон из Культа Планеты - Трансгуманисты, с неправильными пчелами, делающими неправильный мёд. Культ сочетающий идею трансгуманизма с добровольным экстиншионализмом. Гугль мне вообще это слово по-русски нигде не нашел, но в английской википедии есть про это движение, такие ребята есть и в жизни, гуглите Voluntary Human Extinction. Они не просто хотят убить всех человеков, они хотят, чтобы все человеки сами вымерли, добровольно и с песней. Чо Дон - агрессивный ИИ, пытается объявить войну в любой непонятной ситуации, и с молодецкой удалью раздалбывает десятки своих юнитов о мои базы. Содрогаюсь от мысли за него играть такого, не хочу. И не буду.
Старые и новые фракции можно свободно смешивать в одной игре. Кроме них, появились новые юниты нативных форм жизни - споровые ракетницы, змеи какие-то подводные. Геймплей это почти никак не меняет. Ракетницы, правда, сносят улучшения и пытаются всё, что мы оттерраформировали, затерраформировать обратно, как было.
Добавилось несколько новых зданий, а также Секретные Проекты - это местные “Чудеса света”, дающие всякие полезные бонусы. Но мне и без этих изменений было хорошо.
Ещё мне встретилось место крушения “Единства” - но я точно не знаю, появился ли этот элемент рельефа в аддоне или всегда был в базовой игре, просто мне не попадался.
И главный вопрос, который касается старых игр - можно ли в это все играть сейчас, не пойдет ли кровь из глаз?
Мне кажется, что можно. Игра по красоте, конечно, уступит Beyond the Earth, но уникальная атмосфера и интересная история помогают сбалансировать возможные страдания от наблюдения пикселяции. Ну и не забываем про огромное количество эпической озвучки, которая от времени никак не портится.
… А меж тем, за двадцать лет с момента выхода игры некоторые научные проекты, которые в игре - вопрос далекого будущего, вроде расшифровки генома человека, или изрядно продвинулись, или даже завершились. Что добавляет отдельный слой удовольствия, конечно, от того, как бережно люди внесли туда только намечающиеся на момент разработки игры научные тенденции.
Альфа Центавра - это тот источник, из которого я узнала про трансгуманизм, про трансцендентность, про Конец Детства человечества. Она была и остаётся хорошей фантастикой, и это до сих пор уникальный сплав стратегии с отличной научно-фантастической историей. Это игра со своей философией, и с той самой ламповой романтикой далеких рубежей пост-человеческого. И время не сделало её хуже. Я не стала меньше её ценить, сравнив с более удачными последовательницами. Нет у неё последовательниц-то.
В далёком космосе любимая Планета по прежнему совершенно одна, и ждёт, в невинном Цветочном Сне, только тебя.
Eternity lies ahead of us, and behind. Have you drunk your fill? https://julia-denisova.livejournal.com/1167642.html