Странный сериал, в котором самый симпатичный персонаж погибает еще до начала событий, в глубоком космосе всегда находится время для эпиляции лобка,
кровь кипит в вакууме, и практически всё выглядит цитатами из Mass Effect-а, только без своей Цитадели с блэк-джеком и танцовщицами-азари.
Космическая фантастика относительно ближайшего будущего. Человечество заселило Марс, но смысла для зрителя в этом особого нет, так как марсианских поселений нам всё равно не покажут.
И Ганимед заселило (несмотря на некислую радиацию на поверхности), и Луну, и даже станций в космосе понастроило.
Самыми ценными ресурсами являются вода с воздухом, которые добывают, долбя киркою и динамитом астероиды, угнетённые реднеки, которых в английской версии зовут Belters, а в русской - астероидяне, так что я буду использовать вариант “космоиды”, так как я так хочу, и так как это даёт чудесные аллюзии к этим нашим Гандамам.
А для них настало самое время, ведь космоиды так хотят независимости от Землян, чьи души скованы гравитацией. Sieg, как говорится, Zeon!
Земля же представляет собой помойку из просранных полимеров, а Марс хотели было терраформировать, да решили, что огромный смертоносный флот нужнее, построим лучше его.
В результате во вселенной плохо всем, что придаёт, конечно, драматического накалу, но больше вызывает ололо, так как где-то мы всё это с вами уже видели.
Ололо вызывается еще и странными технологическим проблемами. То героические космоиды долбят лёд, роняя себе снег на башку с трагическим исходом, и ты, зритель, задаёшься вопросом, “а какого хрена?! Почему не дроны?!”, а также “Где регенерация воды?!”.
То в цветочки на космической станции перестает поступать прикорм и нарушается вся экосистема. Нет, правда? На цветочках? В горшках? Под лампочкам? А ещё неэффективнее систему регенерации воздуха слабо сделать?
То геном так свободно редактируют, что ГГ является родным сынАчкой аж восьми родителей, то в следующем кадре предлагается сопереживать девочке с редким генетическим аутоиммунным заболеванием.
Да ладно, что ты бухтишь, обычно говорят мне в этом месте читатели.
История-то хоть хорошая?Ну как сказать. Главный герой, его Холденом звать, такой Джон Сноу на минималках. У него вечно насупленное лицо-обмылок и моральные принципы всегда поступать хорошо. По сюжету он пытается остановить войну Земли с Марсом, которая и так немного назревала, а тут ещё работающий протеанский маяк нашли!
Его сопровождают арабского вида пилот, афро-американка с тремя научными степенями, и мужик с ПТСР и сексуальностью, которая “не может быть описана в простых бинарных терминах”. Опционально в команде еще появляется китайский ботаник, индийская бабушка-политик и тихоокеанская морпех-тян. Всё вместе оставляет ощущение, что кто-то отмерял дайверсити линейкой, чтобы никто, никтошеньки не придрался.
Разнообразие - хорошо, но только если авторы вытягивают уникальную историю каждого героя показать. Про Экспанс я такого сказать не могу - как появляется девочка-инженер Наоми нахлобученная тёмным-тёмным прошлым в первом сезоне, так она с этим загадочным тёмным прошлым и в третьем сезоне, почти ничего не раскрыли. Намекали, что небинарного и нейроотличного Амоса что-то в его прошлом сломало, да так, что в любой непонятной ситуации он теперь хватается за шотган - но так и не показали, что.
А это, знаете ли, роскошь, откладывать развитие героя минимум на три сезона, но шоураннеры Экспанса могут себе её позволить. А знаете, почему?
Мы сейчас на безрыбье, и они могут невозбранно тулить нам своего рака. При всём моём бухтеже, причины популярности Экспанса понятны - альтернативы-то нет. Если хочется современный сериал “про космос, но что б не Стар Трек” - то зритель обречен на Экспанс.
Да, Экспанс скучный.
Да, там большие
проблемы с развитием героев, некоторые сцены просто не работают из-за сложностей адаптации книги, в которой земноиды с космоидами разного роста и размера, а в сериале все одинаковые. И пораженные крики “о нееет, она же морпеееех” не вписываются в визуал девочки, которая должна бы быть под два метра ростом и за 100 кг веса, а в сериале просто обычного размера, и непонятно, почему вдруг так всем очевидно, что она морпеееех.
Да, в сериале два первых сезона просто филлеры с попытками изобразить коварную политоту, чтобы к третьему сезону абсолютно всё оказалось на тех же местах и с той же расстановкой сил.
Да, всё, что можно,
мы уже видели в Масс Эффекте, Гандамах, Звёздных Вратах и даже в “Солярисе”, сцены из которого бережно заимствованы прямо кусками.
Но выбора-то нет, приходится смотреть.
Зато радует, что
визуальная сторона у сериала очень приятная. Во всяком случае во всех сценах, где нет людей, которых снимают через какой-то синий фильтр и они все выглядят не очень. Но вот космические станции, корабли, бои в космосе, соляристические симметриады с ассиметриадами - всё очень красивое.
Музыка отличная и эпическая.
Мне sorta
понравился каст второстепенных героев - классно было увидеть Грега Брика в роли проводившего допросы марсианского офицера. У меня от его пронзительного взгляда отца Иосифа Сида из FarCry 5 каждый раз такое ощущение, что в моём мозгу кто-то тихонько орудует огромной зюзьгой, и тут оно как нельзя к месту. В приятной маленькой роли аугментированного шпиона Элиас - я никогда не просил об этом - Туфексис.
Космоидам сделали
свой язык, как будто смесь бёржевского надсада с испанским. Очень радовали ухо все эти “beratna” (братна!) и выразительная “Sabaka!”, и прямо почесывающее ухо нежное welwala (“предатель”).
Довольно приятно с точки зрения теории игр показали, что мало кто хочет на самом деле развязывать войну, и что
кооперация - это выгоднее и дешевле в плане расходования ресурсов. Вот сериалов, где в непонятных ситуациях герои садятся и обсуждают, “а может они не хотели сбивать наш корабль, может там поломка, может у нас сам корабль сломался”, и “а давайте не будем в них стрелять, а то они потом стреляют в нас, а не хотелось бы, чтобы в нас стреляли” прямо отчаянно не хватает.
И я, сделав над собой отчаянное усилие, даже смогла очень осторожно заинтересоваться какими-то персонажами - амбициозной старпомкой с со станции “Тихо” Карминой Драммер, да и тем же Амосом, который со своей нейроотличностью и комплексами какими-то непонятными хотя бы не просто ходячее клише на ножках, в отличии от Холдена. Но заинтересовалась я ими до степени “окей, меня не раздражает, когда они на экране, и мне не абсолютно все равно, умрут они в следующей сцене или нет”. Это не очень много.
Итого: скукотка спинного мозга, но смотреть ещё конечно буду, перед сном вообще отлично получается, иногда мне даже удавалось заснуть до конца серии.
PS. В третьем сезоне корабль героев переименовали в Пинус. Нет, я знаю, что это сосна, но…
Ну и пара скриншотов.
Только у меня в голове немедленно заиграл Дафт Панк? %)

Визуальный символизм не очень сложный.
https://julia-denisova.livejournal.com/1167568.html