Выяснить, что на что воздействует в Стелларисе и куда прикладываются эти перки, бонусы и цивики - отдельная исследовательская задача. Или даже детективное расследование.
Например, вы создали расу... Теней. Да, вас глаза не обманывают, среди возможных портретов в игре есть Тени из B5 - там вообще очень много почти бесстыдно откровенных отсылок. И вы хотите дать им трейт на бонусное производство физики. Вопрос в том - на чем это отразиться-то, как повлияет на игру? Бонус к производству физики вы увидите только на тех клетках, что обрабатываются вашим населением. А такие источники очков физики как, например Чёрные Дыры или другие небесные тела - никаких бонусов не получат, так как обслуживаются автоматизированными исследовательскими станциями, без населения.
Видовые особенности просто учитывать, если вы гордый владелец моноэтнической империи. А это, скоре всего, не так.
Бороздя просторы далекого космоса и обследуя планеты, на которые не ступало щупальце моллюскойда, вы наверняка найдете кого-то, кого захотите унести домой в целях братания. Хорошо добывающих минералы морских звёздочек. С радостью заселяющих непригодные для вас тундры лисичек. Совершенно счастливых и хорошо разбирающихся в биологии улиток.
Или даже всех вышеперечисленных. И вот ваша империя - это уже плавильный котел, где грибы живут бок о бок с птицами и каждый вносит свою лепту в процветание. А ваша задача - эту лепту оптимизировать.
Выглядит это в запущенном случае примерно так:
И вот, глубоко вздохнув над вашим многонациональным государством и засучив рукава, а я себе еще и чашечку кофе варю, вы начинаете все население аккуратно рассаживать и трудоустраивать. Счастливых биологов - в лаборатории, поющих гномиков - в шахты, лисичек - в колони-шипы далеким холодным планетам. Землю крестьянам, кресты землянам, как говорится.
И стоит навести порядок, как какой-нибудь гриб обязательно решит, что он self made man... то есть shroom, и съедет с любовно построенного для него рудника в другой край галактики, околачивать там груши в каком-нибудь диком необустроенном саду, даже без фермы, хипповать, дауншифтить и крутить фиджет-спиннер. Ибо
миграция! И вот те параметры, которые мы раньше обсуждали - они постоянно скачут и меняются, а ты ими жонглируешь, стоя на ходулях. Над разведенным костром.
И если видовых особенностей населения было недостаточно, чтобы взорвать игроку башку, еще есть разные фракции и разный уровень счастья. Придется выяснять не только в чем так хорош этот ваш новый гриб, но и какие у него политические взгляды, чего он от вас, как правителя, хочет и насколько он доволен своим качеством жизни.
Если они сделают игру еще хоть немного сложнее, уже будет честно платить игрокам за игру в неё как за полноценную работу! А то уже и сейчас-то тяжело и утомительно. Хотя весело. Ну то есть очень похоже на работу. Это ничего, такое бывает и с очень хорошими играми - я в свое время бросила EVE, осознав, что восьмичасовая смена за штурвалом шахтёрской баржи, когда ты закидываешь сапоги на пульт управления, пилишь ногти, сканируешь разные астероиды, вяло тыкаешь npc-пиратов боевыми дронами, читаешь книжку и одним глазом косишься на приборы - это не отдых. Это, черт побери, восьмичасовой рабочий день на шахтерской барже, которая, конечно, нарисованная, но мозг устает как от настоящей.
Но вернёмся к политическим взглядам космических грибов. Наши граждане, если они не hivemind или не gestalt (роботы под управлением центрального процессора тут называются именно так), могут
образовывать партии. А эти партии могут выдвигать правительству в вашем лице требования, часто странные и абсурдные.
Вот это Fleet Array V13, возглавляющий партию спиритуалистов, он требует отобрать у роботов гражданские права (то есть запретить им голосовать и возглавлять партии!). Гражданин Флит Аррей высказывается в том духе, что у машин нет души и их нельзя считать гражданами. По-моему это абсолютно прекрасно в своем абсурде, система партий добавляет в бочку космической фантастики ложку полнейшей ахинеи, очень живенько становится!
То, насколько вы выполняете требования партии, влияет на уровень довольства партии, который автоматически становится базовым
уровнем счастья всех вступивших в неё граждан.
Сюрприз в том, что партии в качестве требований генерят взаимоисключающие параграфы, и кто-то вами недоволен постоянно, начинает плохо учиться, мало работать и ходить с плакатиками, призывающими развязать войну или нарастить жирный стабфонд.
Недовольные партии можно запрессовать за очки влияния, но делать так не нужно - они становятся только еще несчастнее и бесполезнее. Намного лучше попытаться выполнить наименее зловредные и бессмысленные из их требований.
Помимо партийной принадлежности на уровень счастья еще влияют вполне нормальные, понятные вещи: степень пригодности планеты к обитанию (вот попробуйте быть счастливым посреди снежных равнин, если вы нежная тропическая фиалка!), репродуктивная политика (попытки влезать в личную жизнь граждан делают их печальными пандочками), жизненные стандарты (по талонам на продукты мы живем или можем себе позволить Теслу!) и объём доступных гражданских прав.
Для перетыкивания всего этого существует отдельное меню. Вы еще со мной или вас завалило грудой отдельных меню? :)
А я еще не дошла до эдиктов и модификаторов, работающих на всю империю. Игру можно пройти, ими тоже совершенно не пользуясь, так что упоминать их имеет смысл только в ключе "а вот вам еще механики!".
В этом, кажется,
самая большая проблема Стеллариса. Или по крайней мере самая большая после думстаков. Тут происходит такое количество цифр, механик, политик, перков, событий и модификаторов, что ощущение целостности за всем этим как-то теряется, и ты чувствуешь себя крошечным зёрнышком в гигантском космическим малиновом смузи какой-то статистики.
Но тех
механик, которых мне хотелось бы - их нет.
Нельзя
торговать технологиями - ни покупать за энергию, ни обменивать на свои. Да и вообще политика сделана утло и сильно напоминает новорожденную пятую Цивку, где раздел политики воткнуть-воткнули, но чем его заполнить еще не придумали. С другими империями мы можем быть в состоянии войны и мира, что логично, а так же вступать в федерации.
Можно дарить им планеты или требовать планеты у них (они, конечно, никогда не согласятся). Можно обмениваться минералами, энергией и покупать и продавать стратегические ресурсы. Еще вас могут вассализировать, ну или вассализировать можете вы.
Вероятность благоприятного для вас исхода дипломатических манёвров зависит от вашей этической похожести на ту империю, с которой вы пытаетесь общаться. Плюс минус кое-какие баги, например, до недавнего апдейта моих роботов-ассимиляторов объявляли врагами и атаковали автоматически все, даже пацифисты, которые по своей этике не должны быть способны вести захватнических войн. Но нет, видимо, против роботов несчитово, встретил их - унижай как хочешь! Не пнул банку - день прошел зря! Хреново быть железненьким сироткой, злые органики обижают.
Очень пригодилась бы подсветка причины, почему что-то не получается *вместо* списка требований. (Возможно, это спасло бы мне в жизни многие отношения! Кхм, отвлеклась).
А то сведение в голове условий, которые must be true со списком условий none of this shoud be selected - задача, с которой я справлялась исключительно в силу своего знакомства с булевой алгеброй и таблицами истинности, ни один пользователь не должен этим мучиться, я считаю.
Было бы здорово, если бы они переделали примерно все, что относится к
наземным боевым операциям - сейчас это какая-то контр-интуитивная боль. Я даже не нашла менюшку специализации армии и назначения планете генерала без отдельного видеообзора по этому меню. Спасибо товарищу АСпеку за наше счастливое детство, конечно.
Но что там за цифры, какая такая мораль, что на неё влияет, какие юниты крутые, а какие- не очень
- всё это темный лес. Я даже защищающую планету армию смогла нанять только после третьей полноценной игры, а до этого просто сидела и печалилась, что меня все быстро захватывают, а я всех - медленно.
Чем еще можно заниматься в игре помимо выживания, дипломатии и бесконечной раздачи лисичкам спичек, цезарям - кесарева, настенькам - аленьких цветочков, свинкам - мочалок и мыла, а авторам ревью, злоупотреблящим отсылками - подзатыльников?
В игре много текстового контента. Все открытия ваших исследователей, все цепочки событий - это стенки сай-файного текста, которые вы не увидите все за одно прохождение.
На старте вселенной для вас генерятся империи-прекурсоры... Кхем, я хотела сказать
предтечи с уникальным стори-лайном. Но всех их объединяет одно - они драматически вымерли, освободив место для вас.
Мини-спойлер: Цайбрекс не вымер, он просто так пахнет. Еще есть Иррасианцы и Первая Лига. Если вам лень читать много букв, но вы любите слушать сказку на ночь при помощи тытрубки, то [
тут есть видео по лору], очень их рекомендую. События прекурсоров разбросаны так хаотично, и так часто забагованы, что я сама не очень разобралась в сюжете.
Кроме того есть
левиафаны.
Это гигантские космические звери, которые потребуют от вас массивного флота, лучше - 40К, а на Stellar Devourer у меня получалось все шестьдесят тысяч.
Дракон, который охраняет своё яйцо, из которого можно майнить 30 единиц энергии и минералов.
Stellar Devourer, космический кальмар, который питается от разных звезд, и прилетает погреть твою планету, если ты на него напал, да не выпилил, что по идее расстраивает население и доставляет много лол ну и что роботам, у которых вообще нет настроения. Я люблю играть за роботов, у меня тоже часто вообще нет настроения!
Enigmatic fortress, из которой выпадает рандомно одна из трех топовых в игре технологий.
Древний дредноут, в котором более девяти тысяч Fleet power и который, на мой взгляд, самый бесполезный из левиафанов.
Межпространственный ужас - какая-то черная саранча без характера.
За победу над левиафаном дают технологии ценные, уважуху (влияние) и иногда науку.
Не уверена, относится ли к Левиафанам черная дыра Гаргантюа-Панрагрюэль, но она не требует флота, зато нужен ученый пятго уровня, помогать древней машине постигать бесконечность Творения.
Много всего происходит.
К сожалению, левиафанов я видела не всех - Призрак мне ни разу не сгенерился. Если вы его видели, расскажите, на каких настройках вселенной? А то вот Гаргантюа в маленьких вселенных, например, не генерится вообще.
Червь.Очень крутая, очень лавкрафтовская сюжетная ветка про Червя в Бесконечности, где всё, как надо - загадочные временные витки, сошедшие с ума от ужаса ученые, храмы зловещих древних богов и возможность проснуться однажды утром кем-то совершенно другим. Не буду спойлерить, но по атмосфере - это мое любимое событие в игре.
Эндгеймойвые кризисы.Не нравятся мне как идея. Всё, что происходит до них - подчиняется балансу и экономике, после них - на тебе
бесконечный респавн вражеских подкреплений. Откуда-то из-за края вселенной на тебя сваливается Большая, понимаешь, Беда.
Жрущие всё на своем пути космические креветки, в духе тиранидов\зергов. Оставляют после себя необитаемые планеты, пожрав всю
органику, да, и твое население тоже. Нормальному выпиливанию не поддаются - я уничтожила им все флоты и отловила их мать, мать их, а они все равно спавнятся из-за края мира по 8к каких-то мелких уродов, причем откуда они спавнятся не понимает никто, даже мой Sentry Array, дающий мне полную видимость галактики. Креветки не только бесят, но
еще и не лечатся. Ааа. Баги. Забагованные баги!
Подпространственные вампиры unbidden, ничего про них не напишу, они так быстро сожрали мне мою галактику, что я не успела понять, что это было и как выпиливать.
Континдженси - проработанное и вроде бы даже незабагованное событие, когда древний ИИ считает твою расу - в будущем опасной для мироздания сингулярностью и прилетает выпиливать, отсылка к Жнецам из ME. Заспавнились у меня два раза, один раз я им слила - причем Цайбрекс никакого флота мне не давал, а соседи по галактике никак не помогали в штурме, и второй раз - разгромила одной левой, ага, у кого-то одна стартовая локация кризиса сгенерилась на территории фанатично ксенофобных Павших, вторая - на территории падших роботцев, Ancient Caretakers, которые к тому моменту Gone Berserk - впали в боевое безумие. Это ты удачно зашел, энгдеймовый кризис, ну проходи, чувствуй себя как дома.
Раньше к кризисам еще относилось восстание ИИ, но тут снова ничего не скажу - оно у меня случилось только один раз, когда я прицельно охотилась за яйцом Дрейка, так что меня спас alt+f4 с загрузкой предыдущего сейва и срочной раздачей гражданских прав ИИ. Хотя очень, очень смутительно, что там было две опции - бороться с ИИ и встать на сторону ИИ, причем вторая была отмечена значком материалистов. Ничего о возможности сражаться на стороне восстания я в интернете не нашла, так что если вы хоть что-то знаете, напишите мне, пожалуйста.
Мегаструктуры.
Можно строить сферу Дайсона, миры-кольца, Sentry Array-и, и Scienсe Nexus-ы.
Они все стоят тысячи нефти, т.е кристаллов, и требуют дорогих эндгеймовых технологий. Зато за каждую дают ачивку, а за мир-кольцо даже две, если передвинуть туда столицу. Веселья в этом больше, конечно, чем экономической сообразности.
А еще мы слушаем хорошую музыку и наслаждаемся красотами космоса!
Теперь, внимание - Стелларис очень, очень аддиктивный. Если вы хотите в него поиграть и еще не играли,
берите отпуск. Он не во всех местах приятный, но то, что у тебя вот-вот что-то получится, а потом оно как-то поломалось и надо починить, просто не дает бросить игру и уйти спать. И я серьезно - с сентября по декабрь я наиграла в него 200+ часов, и я его еще не закомплитила в соточку.
Я играю в маленьких и средних вселенных, с небольшими флотами и скромным количеством планет - и тем не мене, среднее время на одну цивилизацию - около 20 часов. Это как минимум полные выходных по десять часов в день.
Не стоит брать Стелларис перед важными делами, сессиями и прочими дедлайнами, можно обзавестись дополнительными проблемами.
Внимание, часть вторая: в игре
очень тяжелые ачивки. Очень. В ней самые тяжелые ачивки, которые я видела в свой жизни ачивка-хантера, некоторые их них требуют по сорок часов сет-апа, и могут в любой
момент обломаться, например, поимка тиранидовой мамки.
Я рекомендую как минимум бэкапить сейвы, да, это можно делать даже в режиме айрон-мена, только ручками, иначе весь многочасовой прогресс будет неизбежно сливаться об рандом. А для ачивки за Гаргантюа-Пантагрюэль мне пришлось редактировать и сами сейв-файлы, так как нужный результат не спавнился мне тридцать раз подряд, и зависел от бессмысленно рандомного флага в событии. Если кому-то нужна помощь с редактированием сейвов, обращайтесь - у меня не с первого раза получилось, могу помочь. А вообще и для него тоже есть
[туториал].
Ох, дописала. Сами говорили - мол, лонгрид не беда, пиши еще. Пишу :)
https://julia-denisova.livejournal.com/1137985.html