ЧАСТЬ 1-Я
Античное стихосложение
Древнегреческий и латынь характеризовались долготой и краткостью гласных звуков. Поэтому в основе этой системы стихосложения лежит чередование кратких и долгих слогов, которые соединялись в стопы, напоминающие сочетание нот в музыкальном такте. Повторение таких стоп образовывало стих - стихотворную строку и обуславливало его внутренний ритм.
Понятие стопы сохранится, как мы увидим, и в русской классической системе версификации как условное обозначение такой речевой единицы, повторение которой создает ритм стиха. Метрическая система знала около 30 различных видов стоп. Среди них были стопы, сыгравшие впоследствии большую роль в развитии стихосложения у различных народов, в том числе и русского.
Хорей - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак).
Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.
Хорей – двусложная стопа с ударением на первом слоге:
В нЕбе тают облака,
И, лучистая на зное,
В Искрах катится река,
СлОвно зеркало стальное.
Схема стиха:
_____________ облака = 7 слогов (гласных букв)
______________ зное = 8 слогов (гласных букв)
_____________ река = 7 слогов (гласных букв)
______________ стальное = 8 слогов (гласных букв)
В этом примере рифмуются 1 строка с 3-й, 2 строка с 4-й. Аналогично – рифмы этих строк должны совпадать. И количество слогов (гласных букв) тоже должно совпадать. Цифровое значение привела к примеру, у Вас может быть другое, но главное – всё должно совпадать с рифмующимися строками. Это в стихосложении главное правило. Оно для всех видов рифмовки обязательно. Далее, уже по схемам, видно что и с чем рифмуется.
Ямб - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6- стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге:
ОпЯть стою я над Невой,
И снОва, как в былые годы,
СмотрЮ и я, как бы живой,
На Эти дремлющие воды
Схема стиха:
______________ Невой = 8 слогов
_______________ годы = 9 слогов
______________ живой = 8 слогов
_______________ воды = 9 слогов
Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге
ПрозвучАло над ясной рекою,
ПрозвенЕло в померкшем лугу,
ПрокатИлось над рощей немою,
ЗасветИлось на том берегу.
Схема стиха:
_________________ рекою = 10
________________ лугу = 9
_________________ немою = 10
________________ берегу = 9
Рифма и ее разновидности
Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.
Мужская рифма - с ударением на последнем слоге в строке.
И море, и буря качали наш чЕлн;
Я, сонный, был предан всей прихоти вОлн.
Две беспредельности были во мнЕ,
Мной своевольно играли онЕ.
Схема стиха:
____________________ чЕлн = 11
____________________ вОлн = 11
__________________ во мнЕ = 10
__________________онЕ = 10
Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Тихой ночью, поздним лЕтом,
Как на небе звезды рдЕют,
Как под сумрачным их свЕтом
Нивы дремлющие зрЕют.
Схема стиха:
__________________ лЕтом = 8
__________________ рдЕют =8
__________________ свЕтом =8
__________________ зрЕют = 8
Дактилическая рифма - с ударением на третьем от конца строки слоге.
Девочка во поле с дудочкой Ивовой,
Зачем поранила веточку вЕшнюю?
Плачет у губ она утренней Иволгой,
плачет все горше и все безутЕшнее.
Схема стиха:
_________________________ Ивовой =12
_____________________ вЕшнюю = 12
_________________________ Иволгой =12
_____________________ безутЕшнее =12
Гипердактилическая рифма - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:
Леший бороду почЕсывает,
Палку сумрачно обтЕсывает.
Системы рифмовки
Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.
Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (1строка = 2строкой; 3строка = 4 строкой) ( цифрами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов и количество слогов).
Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло
Схема стиха:
_____________________ зари
_____________________ глухари
_____________________ дупло
_____________________ светло
Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.
Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (1=3; 2=4)
Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.
Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(1=4; 2=3)
Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем.
Это обще наименование сложных видов рифмовки, например:
1= 4, 2= 5, 3 = 6; 1=6, 2=5, 3=4 и др.
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои.