СУДНЫЙ ДЕНЬ — ОДИН ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ЕВРЕЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ — ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ И ПОСТА. ОН ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕСЯТОГО ЧИСЛА МЕСЯЦА ТИШРЕЙ И ЯВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ ИЗ ДЕСЯТИ ДНЕЙ РАСКАЯНЬЯ, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ СРАЗУ ПОСЛЕ
В древности, когда Храм еще стоял в Иерусалиме, кающийся приносил
В Судный день просят прощения, искупления и очищения не только за грехи, совершенные против Создателя, но также за прегрешения, совершенные человеком по отношению к ближнему. День этот завершается по еврейской традиции тем, что каждый еврей как бы получает баланс (положительный или отрицательный) своих деяний, а на его основе — приговор милостивый или осуждающий. Это — день, когда выясняется, принята или отклонена его просьба о прощении Высшим судом на небесах.
В канун Судного дня, в предвечерние часы, принято есть «разделяющую трапезу». После нее и до исхода Судного дня — полный пост.
С начала Судного дня синагоги наполняются народом. Главной молитвой ближе к вечеру является известная во всем мире молитва
В Судный день любая работа запрещена; закрыты учреждения и предприятия, не работает транспорт.
Особое значение приобретает «закрывающая» молитва, произносимая при заходе солнца. Она — последняя, и после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Она включает в себя известную строку: «Открой нам врата до их окончательного закрытия на исходе дня».
После нее звучат звуки шофара (рога, в который трубят), а потом — завершающий все обряды призыв: «В следующем году — в Иерусалиме».
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СУДНОГО ДНЯ
Указание отмечать Судный день мы находим в нескольких местах в Торе. Действительно, говорится в книге «Левит» (глава 16, стихи
Он отмечался в древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм. Там в
Смысл обряда в том, чтобы очистить себя и свой дом от скверны, от грехов и преступлений и отвратить от себя гнев
Процедура очищения встречается и у древних греков, и у римлян, и у вавилонян. В отличие от других древних народов, у которых обряд касался только места молитвы и священников, еврейский первосвященник как бы очищал весь народ Израиля. Это видно из того, что, когда он входил в Святая Святых, ему разрешалось произносить табуированное имя
Другой признак очищения в Судный день — запрет любой и требование соблюдать пост.
Разрушение Второго Храма (70г. н.э.) и изгнание евреев внесли существенные изменения в процедуру Судного дня. Величественная служба первосвященника в Храме, смотреть которую стекались десятки тысяч людей, прекратилась. Судный день стал днем безусловного поста, самым святым днем года. Нарушение поста навлекало немедленный гнев и ответ
Суть обрядовых действий перешла их Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы.