• Авторизация


Дорогой Бунин, 21-10-2008 21:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«Кавказ» наряду с самим рассказом «Темные аллеи» открывает одноименный цикл рассказов в творчестве Бунина. Написанный на год раньше первого рассказа, рассказ «Кавказ», в котором еще нет окончательно сложившейся поэтики бунинского повествования, тем не менее вбирает в себя очень точно все размышления Бунина о любви, о чувствах, о человеческих взаимоотношениях.
Пространство рассказа, как и пространство почти всех других бунинских рассказов цикла, строится на противопоставлении. Бунин усиленно демонстрирует ее: Москва и города Кавказа выглядят полюсами, столичная слякоть, дожди, грязь сменяется солнечными пейзажами Кавказа. Между двумя пространствами нет четкой границы географической, существует лишь временная и эмоциональная, эта граница существует только для трех людей и именно она важна автору.
Москву в своем рассказе Бунин превращает в некоторый символ пошлости: не только пространства, замкнутого, затворнического, заставляющего существовать незаметно, «воровски», пространства нервного, беспокойного, трагического, но и чувств. Отношения Ее и ее мужа ничего для Бунина не значат, ничего они не значат и для самих героев, они убегают из отвратительного холода на юг, к идеальному естественному миру, миру покоя, гармонии, безмятежности.
Первый эмоциональный пик, ложная развязка, происходит в сцене отъезда, Бунин будто собирает в этом пике всю враждебность столичного мира естественным отношениям. Сразу после этого пика и начинается визуальный спад, приближение к гармонии. В повествовании происходит стереотипическое изменение: в пейзаже, в людях, в окружении, даже в запахах. Герои приближаются к высшему, по мнению Бунина, счастью. Они, как Адам и Ева, одни в своем мире, одни в своем счастье.
При помощи простых, понятных каждому читателю антитез, переходов, описаний, автор стремится донести свою позицию. Холод-тепло, тьма-свет, тревожность-безмятежность, а значит, ложные и истинные чувства, вот что важно Бунину показать. Тридцать восемь раз в цикле повторяются сюжеты, очень четко видно, в чем же заключается «настоящая» любовь бунинских рассказов.
Героям рассказа не даются имена. Это действительно неважно, в центре рассказа – чувства, а не люди, в центре – философия отношений, но отсутствие имен означает типичность, обезличивание, Рассказ начинается будто с середины, близко к развязки, ближе к пику, читателя не должна интересовать предыстория, не должно интересовать развитие отношений, не должны интересовать обстоятельства, вся суть может быть заключена в паре строк, но это будет великим, громадным и всеобъемлющим. Героев рассказа трое, но третий всегда в стороне, он мешает своими чувствами двум другим. Не он важен автору. Любовь в творчестве Бунина всегда эгоистична. Двое не думают ни о ком, кроме себя, настоящее и будущее для них – это всегда «мы», это всегда «наше счастье», в него не просто не может быть никто допущен – никто больше этого счастья не заслуживает. Они ищут свое счастье в уходе от мира, только там они могу обрести Великую и в то же время очень недолговечную любовь. Эта любовь всегда разрушительна. Она не приносит счастья никому, он уносит жизни и ломает людские судьбы, но эта любовь – это и есть вся жизнь. Эта жизнь длится совсем недолго, но это должно быть главным. Ни прошедшее, ни будущее счастье неважно, эгоизм любви ограничивает его со всех сторон, смерть третьего – это в каком-то смысле снисхождение, цена счастье, причем цена совершенно оправданная.
Что приносит такая любовь? Как может такое чувство приносить счастье, как может быть оно равным гармоничному, идиллическому счастью семьи. Любовь-страсть кажется абсолютно бессмысленной, хотя и саму эту фразу вполне можно назвать абсурдной. Если в любви пытаться искать смысл, то этот смысл – в гармонии, это заложено в человеческой природе, в человеческом подсознании. Бунин как будто и сам не знает, чем такая страсть должна закончиться. Может, это и неважно ему, если вся настоящая жизнь сгорает в один момент, непременно становится трагической. Поэтому рассказы так часто заканчиваются открытым финалом. Нет разницы в том, что будет дальше. Ничего равного уже никогда не будет. Страсть почему-то обязательно должна смениться рутиной, дождем и слякотью московской жизни. Герои-типы перестают существовать, становятся частью общей суеты, остаются глубоко несчастливыми, остаются один на один со своими проблемами, незначительными и пустыми. Такой автор видит всю жизнь, не веря в нее и не видя ее, не оставляя в ней места для созидательных чувств, для гармоничного счастья, альтруизм подменяя эгоистической рефлексией, естественность показывая не как гармонию, но как идеальное пространство разрушительной страсти, истинно же пустой и бессмысленной.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
21-10-2008-22:50 удалить
я что думаю, тот рассказ, который пишет бунин на протяжении всех "темных аллей" и чувства, которые он продлевает за счет введения новых героев в ту же историю не бессмысленны, он же не дает моральной оценки, не объясняет, что будет. он просто создает непрекращающюся атмосферу томления, смерти нет, стреляющиеся, вешающиеся герои возвращаются такими же в следующем рассказе, жизни нет, есть только трепет перед тем, что герой испытывает, он настолько силен и чувства опустошают настолько, что герой не может ничего уже осмыслить и пережить, у героев бунина вообще ничего нет и кроме них никого нет, вообще никого. эта обнаженность героя перед читателем, автором, другим героем, его бесконечность, цикличность и единственность, сведение сути героя к его полу (возможное, потому что имя теряет смысл в мире из двух человек), его первородность лишает нас возможности говорить об эгоизме. бунин не горький, он ничего не хочет сказать, он хочет только показать, что вот, люди умирают от любви, смысл и нравственное наполнение только в этом.
Phantom-13 21-10-2008-22:54 удалить
ты чудовищен,мы с тобой потом поговорим.
я понимаю, что он показывает,что люди умирают от любви. В этом его идиотизм, неискренность и эгоизм.
21-10-2008-23:01 удалить
в этом его суть, люди умирают, но никто из них не умрет, это же чертовски просто
Phantom-13 21-10-2008-23:04 удалить
Да, он так считает, а меня это раздражает в его философии. потому что жизнь-это не месяц сомнительного даже у Бунина счастья.
21-10-2008-23:10 удалить
это не философия. и не его. и вообще не имеет отношения к моему сообщению.
дуэль.
21-10-2008-23:13 удалить
да. это афазия.
21-10-2008-23:15 удалить
тебе принести легкость бытия?
21-10-2008-23:16 удалить
это книжка такая.
Phantom-13 21-10-2008-23:16 удалить
тогда я донесу тебе Маркеса,очевидно
Phantom-13 21-10-2008-23:16 удалить
я слышал о ней пару раз.


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дорогой Бунин, | Phantom-13 - Одиночество есть человек в квадрате | Лента друзей Phantom-13 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»