Как человек, очень заинтересованный в инфракрасной съёмке, мне всегда хотелось знать о ней как можно больше, однако не на все свои вопросы я мог получить ответы в сети. Поэтому мне пришлось встать на тернистый путь практического исследователя. Перво-наперво, мне было интересно, чем же различаются разнообразные фильтры, предназначенные для инфракрасной съёмки. Нет, кривые пропускания и значения в нанометрах в сети найти можно. Можно найти отдельные сэмплы, сделанные на различных фотоаппаратах и объективах. Но ведь всегда хочется экспериментировать по максимуму - взять данный конкретный фотоаппарат, примерить на него мешок фильтров и посмотреть, что же получится. Ибо искусство - это в первую очередь гармония (субъективное), и только во вторую - алгебра (объективное).
Итак, в этот прекрасный солнечный день я взял свой
несчастный Canon G5, а также мешок светофильтров: b+w 099, b+w 091, b+w 092, b+w 093, kood r72, УФС6, сел на велосипед и поехал бороздить Питер.
Первым был фильтр B+W 099. Это прозрачный оранжевый фильтр, предназначенный для съёмки на инфракрасную плёнку и цифровых камер, не имеющих hot mirror фильтра. B+W 099 блокирует голубую и зелёную части спектра, однако замечательно пропускает красный-жёлтый-оранжевый цвета. При выставлении ББ по листьям (здесь и везде далее ББ будет ставиться по листьям), небо имеет противный жёлтый цвет, листва белая (так как зелёный цвет полностью фильтруется), однако из-за специфики нашего зрения, кажется, что листва при жёлтом небе имеет на фото фиолетовый оттенок. Из естественных цветов, как уже говорилось, присутствуют красный, оранжевый, жёлтый, а также в некоторых случаях, как ни странно, оттенки синего. В целом, псевдоцвета очень богаты оттенками. Среди прочих фильтров это самый светлый.
[375x500]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[375x500]
Далее шёл красный фильтр B+W 091. Этот фильтр блокирует всё, кроме красного и инфракрасного, так что псевдоцвета на нём победнее. Из естественных цветов остаётся, соответственно, только красный (иногда). Небо имеет довольно приятный вишнёвый оттенок. Листва слабозелёная, почти белая (оставим это на совести конвертера RAW).
[500x375]
[500x375]
[375x500]
[375x500]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[375x500]
[500x375]
Следующим шёл инфракрасный фильтр B+W 093. Это самый брутальный из всех фильтров, отсекает даже часть инфракрасного диапазона. На Canon G5 фотографии с этим фильтром вообще не имеют псевдоцветов - чисто монохром. Зато очень хорошо снимать мрачнейшие HDR с архитектурой. Небо - тёмно-серое.
[500x375]
[500x375]
[375x500]
[500x375]
[375x500]
[500x375]
[375x500]
Далее использовался УФС-6, о котором я писал в предыдущем посте. Это инфракрасный фильтр из стекла отечественного прозводителя, имеющий коричневатый цвет. Фильтр довольно тёмный, примерно как R72. Блокирует большую часть видимого диапазона - от красного до фиолетового. При ББ по листве небо получается фиолетовым или синим, листва - бледно-зелёной. Из естественных цветов проявляется красный и некоторые оттенки синего и фиолетового. В целом, псевдоцвета довольно приятны и разнообразны.
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
Затем я взял тёмно-красный фильтр B+W 092. Этот фильтр чем-то похож на УФС-6, но не пропускает фиолетовую часть спектра. Псевдоцвета слабые, но заметные. Небо серое со слабой примесью красного. Из естественных цветов немного присутствует красный. Довольно приятный фильтр для тех, кто не любит излишек псевдоцветов.
[500x375]
[500x375]
[375x500]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[375x500]
[375x500]
[375x500]
Дальше по плану шёл Kood R72 - аналог всеми так любимого Hoya R72. На матрице Canon G5 этот фильтр даёт практически монохромную картинку с еле-еле заметными псевдоцветами. Вообще, этот фильтр является инфракрасным, но чуть-чуть задевает конец красного диапазона. На этом фотоаппарате R72 мне не нравится, так как я не люблю монохромный IR.
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[375x500]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
Ну и в конце, чтобы вы понимали, что такое модифицированный фотик, выложу несколько снимков без фильтра. В общем, цветопередача нормальная, но но солнце всё инфракрасное резко светлеет. В тени и при электрическом освещении цвета более-менее приходят в норму. Присутствуют все обычные цвета, но влияние инфракрасного очень велико. И ещё без фильтра почему-то хуже работает автофокус (хотя и так не фонтан).
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
[500x375]
Итоги. В итоге первым делом мне захотелось провести такой же эксперимент с немодифицированым фотоаппаратом. Постараюсь скоро выложить подобное для Canon 400D - а там как получится. Во-вторых, больше всего мне понравился фильтр УФС как обладающий наиболее приятной цветопередачей. Конечно, все цвета можно потом перекрутить в фотошопе, но зачем лишний раз возиться. Фильтр B+W 091 даёт самые приятные из всех псевдоцветов. B+W 099 даёт очень разнообразные псевдоцвета, но требует постобработки - жёлтое небо меня просто убивает. R72 и B+W 093 лишены псевдоцветов, но R72 гораздо светлее. B+W 092 - довольно скромный фильтр - вполне монохромный и чуть-чуть псевдоцвета.
Конечно, эти результаты мало применимы для обычных, немодифицированных камер. В частности, B+W 091, 099 и отчасти 092 мало подходят для ИК-съёмки, т.к. пропускают слишком много видимого света, а 093 - так как обрезает IR слишком высоко, на грани пропускания hot mirror-ом (во всяком случае, так для Canon).
Да, имея два снимка одного кадра - обычный и чисто инфракрасный, в принципе, можно заменить любой из вышеперечисленных фильтров, а также придумать множество новых. Однако это слишком трудоёмко. Выбор фильтров ограничен, но и среди них можно найти много чего интересного.
