пользовательские вопросы по звуку! я думаю что комунибудь это пригодится)
афтор Кристофер,
christopher@tut.by
взято с данного сайта
http://www.nestor.minsk.by/kg/
Подскажите, пожалуйста, какие наушники лучше приобрести для работы с электронной музыкой. Дома у меня SB Live! 5.1, дорабатываю на профессиональном аппарате (Digidesign 002 Rack). И какая разница ДЛЯ СЛУШАТЕЛЯ между закрытыми и открытыми наушниками? Цена $70-$110.
Если есть деньги, то лучше возьмите AKG AKG K271 Studio — у них есть одна фишка, по которой можно распознать, а именно: они автоматически отключаются во время снятия с головы. Стоят около 120-150 баксов. Кстати, есть хорошие наушники и подешевле — те же Nady (около 40), а есть и еще дешевле с хорошими характеристиками, но тут нужно слушать каждую конкретную модель. И, кстати, особое внимание уделите комфорту. Открытые и закрытые наушники — это типы данных устройств. Например, если вокалист стоит в студии и пишется на микрофон, то абсолютно не хочется, чтобы то, что у него звучало в наушниках, шло в запись. Поэтому предусмотрены специальные формы чашек, подобраны их материалы, специально рассчитаны динамики, и все это — для того, чтобы звук не распространялся извне. В очень дорогих моделях можно встретить и дополнительные системы заглушки, из-за чего данные устройства иногда напоминают дом на голове:).
Открытые наушники — это гораздо более легкое в исполнении решение. Не могу сказать определенно, какой из вариантов лучше для обычного использования — повторюсь: тут, опять же, нужно слушать.
Нужна качественная внешняя звуковая карта для звукозаписи и для настройки аппаратуры во время концертов. Нужны только вход и выход. Если есть выход на наушники, это плюс, миди — уже как получится. Самое главное — внешняя (USB или FireWire), качественная, невысокая цена. Работа будет вестись с микшерным пультом «Беринжер».
Понятно. FireWire дешевого вы не найдете, USB, если что-то более-менее недорогое, то посмотрите на продукцию ESI, хотя недавно они метнулись от USB к PCI. Вы сказали, что у вас есть пульт, то есть выход на наушники есть в нем. MIDI можно подключить отдельно через USB. То есть вам нужен обычнейший внешний интерфейс. И, кстати, как раз таки у Beringer есть такой. Не помню точно марикровку, но что-то из серии UA. Он дешев, имеет стандартные характеристики 16/48, в качестве коммутационных разъемов — тюльпаны.
Расскажите, пожалуйста, о 5.1-наушниках. Стоит их покупать или нет? Прочитал много обзоров, но так и не понял, хорошие они или плохие? На какую фирму стоит обратить внимание?
На самом деле то, что слышал я, мне понравилось. Есть нормальный объем, пространство 5.1 чувствуется. Многие сейчас могут спросить: почему же эта аудиотехника не распространилась? Тут много факторов, основные из которых — данная аппаратура не является предметом первой необходимости и недешева, звуковой/музыкальной продукции 5.1 даже сейчас (например, у нас стерео — главенствующий стандарт, и так будет продолжаться еще долго, пока не появится полноценное цифровое телевидение)… в общем, выпускается очень мало, и качественное ее прослушивание могут себе позволить только достаточно состоятельные меломаны, киноманы и любители игр. В последнем случае очень часто 5.1 заменяют 3D-движками, чтобы объем из 5.1 можно было полноценно прослушать в наушниках. То есть проблема только в этом. В будущем, как мне кажется, 5.1-наушники станут очень распространенным техническим стандартом. Выбирать их нужно на данный момент исходя из вашей техники. Например, есть варианты подключения через USB, а есть сразу на пять линейных выходов. Второй вариант более универсален.
Скажите, уважаемый, а в какой формат и с каким битрейтом вы жмете файлы для собственного прослушивания? Как вы относитесь к файлам с VBR?
Я вообще не люблю сжатые lossy-компрессорами (mp3, ogg, wma (в варианте lossy)) аудиофайлы, и многие мои знакомые могут подтвердить, что слушаю обычные CD даже в рамках портативных плейеров. Причем моя любимая их марка — Sony Walkman, коих у меня несколько в разных моделях — они дорогие, но качественные. Картинка получается просто супер. Многие утверждают, что при lossy нет ощутимых потерь в качестве, из сигнала выкашиваются незначительные для нашего восприятия частоты и спектры и т.п. Но для эксперимента сами попробуйте сжать какую-нибудь очень качественную запись, желательно прозрачную по музыкальному стилю типа Suzanne Vega или Robert Plant. Разница будет слышна сразу. То есть я не жму файлы.
У меня кодек АС’97, стоит ли мне покупать дополнительную звуковую плату за 20-30 у.е.? Возрастет ли качество?
Дело в том, что кодеки АС’97 достаточно часто выходят из строя. Поэтому платы за 20-30 у.е. пользуются спросом на рынке, плюс к этому в некоторых из них есть дополнительные возможности, чего нет у кодека, хотя их мало, и все можно восстановить программно. Что касается качества… Нет, ничего не изменится.
…Плата X-Fi… При записи гитары в WaveLab уровень получается очень слабым… и я заметил такую неприятную вещь: во время записи в наушниках звук один, а в файле совсем другой. Как вы думаете, в чем тут дело? Неужели в X-Fi?
Вы сами и ответили на свой вопрос. Уровень слабый, а если вы внимательно рассмотрите панель записи WaveLab, то найдете там так называемые точки срабатывания Threshold, то есть звук на более низком уровне не пропускается, ведь предполагается, что там находятся шумы. Эдакий гейт получается. То есть вы теряете очень много полезного сигнала. С одной стороны, я бы вам мог предложить понизить уровень этих самых точек, но… лучше используйте для усиления инструментальный предусилитель, коих выпускается много и по разным ценам.
Какие есть программы для преобразования нот с бумаги в цифровой вид?
Их достаточно много, и одна из таковых даже встроена в последние версии знаменитой Finale. Хотя многие по праву отдают лидерство Sherp Eye. Отмечу и еще одну вещь: нотации бывают совершенно разными, и специализированная программа, основанная на определенной музыкальной школе, некоторые символы может просто не распознать. Поэтому рекомендую, прежде чем проводить сканирование, просто поискать уже готовые варианты в Интернете. Например, совсем недавно выложили для бесплатного доступа всего Моцарта, также я видел очень много произведений Баха и Верди. То есть имеет смысл поискать.
Где-то слышал, что мелодии для инструментов можно просто напевать
Да, об этом у нас даже был отдельный материал. В общем, лучшие алгоритмы — в программе Celemony Melodyne, которая может не только
преобразовывать сыгранные/напетые музыкальные партии прямо в ноты, но и выравнивать все по нотам. То есть даже если споете фальшиво, это исправимо.
Что такое ламповые микрофоны? Никак не могу понять, что там делает лампа… В нее поют, что ли?
Все на самом деле очень просто. Конденсаторные микрофоны обладают большой чувствительностью по сравнению с динамическими, но при этом уровень сигнала на выходе с обкладок конденсатора получается очень слабым. Поэтому в цепь в целях усиления было решено внедрить лампу. Наш современник может сказать, что это сделано для «окраса» и т.п. Нет, на самом деле все гораздо прозаичнее, поскольку конденсаторные микрофоны стали широко использоваться в то время, когда все устройства делались на лампах. Других вариантов просто не было. Потом это выросло в некий культ, хотя сейчас имеют место и ламповые предусилители.
Кристофер, ответь, пожалуйста, на один простой вопрос. Дело такое… В моем доме стоит старое немецкое пианино, звучит классно, только разваливается. Хочу его отсэмплировать. Читал у тебя, что это можно сделать автоматически с помощью программ, назови, какие нужно.
:) Программы автоматического сэмплирования работают с MIDI. Принцип их действия достаточно прост в объяснении. На внешнее устройство (синтезатор) подается нота, вернее, команда на ее воспроизведение данным устройством, а с линейного выхода этого же устройства производится запись. И так нота за нотой. Таким образом сейчас отсэмплированы все старые аналоговые синтезаторы прошлого, вследствие чего в последнее время появилось очень много библиотек звуков по этому поводу. В вашем пианино MIDI нет:), так что просто берегите его. Предусмотрите все условия для сохранения. Кстати, где-то недавно видел сайт по этому поводу, а именно как хранить старые инструменты.
Делюсь ссылкой… Оказывается, в звуке можно делать секретные послания, влиять на человеческое подсознание
Прочитал. Эти сказки я еще слышал в детстве. И про сыгранные задом наперед «песнопения дьявола», и про прошивание посланий по типу 25 кадра, и про «смертельные шумы», а тут еще приплели и ультразвук, и почему-то стеганографию на младших битах wav-файлов.
На самом деле все это вымысел. Слуховая система человека плюс мозг устроены таким образом, что они просто в режиме реального времени расшифровывают сложную звуковую волну в определенном частотном диапазоне, называемом слышимым, причем обладают определенной скоростью реакции и чувствительностью. У нас нет перемотки в обратную сторону, чтобы расшифровать «дьявола», 25-й кадр — это также бред — не знаю, почему он так популярен. Ведь и зрительная, и слуховая системы имеют интегральные свойства, иначе бы не было DLP-проекторов с «цветным колесом», в которых изображение формируется путем чередования неких одноцветных кадров с определенной частотой. Говоря простыми словами, эти проекторы опережают скорость реакции. Да что там говорить — кадры в телевизоре выводятся по строчкам, и что, вы это замечаете? Интегральные свойства нашего восприятия — это то, что легло в основу большинства современных технологий. Ультразвук человек просто не слышит, чтобы там ни «прошивали». Стеганография — ну, в принципе, да — это «тайнопись» в дословном переводе, то есть сокрытие сообщений. Но ключевым в данном случае является слово «сокрытие», то есть защита от посторонних глаз. Например, вы видите шифр — он как-нибудь на вас влияет? А тем более если вы его и не видите, и не слышите.
Также в данной статье почему-то неправильно истолковано понятие «психоакустика». На самом деле эта современная дисциплина изучает психологию человеческого восприятия звуковых источников, их локализации. Благодаря этой науке, например, многоканальные системы для кино и для звука имеют разные расстановки, поскольку в первом случае внимание человека приковано к экрану, где находится главный персонаж. При этом что касается окружающих эффектов достаточно показать их только «намеком» — остальное человек достраивает сам за счет своего ассоциативного ряда. Вот что такое психоакустика, хотя… да, во многом там используется и «подсознание», но в несколько ином приложении.
Прочитал на одном из форумов, что для улучшения звука обычных компьютерных колонок нужно снять заднюю стенку корпуса. У меня обычные пластмассовые колонки, купленные на Ждановичах за 20 у.е. Я снял с них крышки, и что Вы думаете? Зазвучало лучше!!! Опубликуйте, пожалуйста, этот совет своим читателям, прокомментируйте…
Да, делайте, что хотите:). А если серьезно и по науке, то можно отметить следующий момент: диффузоры электромагнитных динамических головок излучают звук как в прямом направлении, так и в обратном. Поэтому в дорогих акустических системах сзади динамиков предусмотрены специальные акустические воздуховоды, фазоинверторы рассчитываются исходя из этого же принципа. А поскольку у вас, как я понимаю, обычные колонки с корпусами закрытого типа, то звуковые волны, распространяющиеся сзади диффузора, просто глушатся. Не всегда это делается целесообразно, качественно, да и вообще под вопросом, были ли какие-нибудь расчеты или нет. Возможно, просто брались динамики у производителей по соседству и устанавливались в разработанные дизайнерами пластмассовые формы. Например, когда однажды при тестировании одной из таких систем мой знакомый вскрыл корпус, его ужасу не было предела. В качестве «заглушки» там использовались отходы от производства мягких игрушек. Естественно, о качественной АС и речи быть не могло. Хотя он подписал договор с брэндом-производителем, поэтому о данном факте просто умолчал, описав красоту упаковки:). В общем, если вы ощутили, что стало лучше, то пользуйтесь так.
Купил недавно Creative X-Fi. Никогда не видел столько глюков. Постоянно приходится переустанавливать драйверы, звук может исчезать, воспроизводиться с искажениями. Несколько раз переустанавливал XP’шку. Но потом поработает чуть-чуть, и начинается свистопляска. Скажите, может, проблема в совместимости с другими устройствами? У меня стоит ТВ-тюнер Behold TV 507 RDS, CD-чейнджер с ИК-ДУ…
Судя по вашему энергичному описанию, вполне возможно, что вам попалась старая X-Fi, а материнская плата на чипсете nForce4, между которыми есть несовместимость, что было отмечено даже Creative в конце 2005 года. А так — других таких серьезных проблем с этими платами я не встречал.
У меня четыре обычные колонки. Можно ли их подключить к 5.1 и слушать пространственный звук?
Смешной вопрос, не так ли? Ну, во-первых, любой нормальный декодер 5.1 позволяет работать в квадрорежиме, то есть переделывает все под четыре канала. Если же вы не можете перейти в квадро и захотели повозиться с коммутацией, то можете три включить на левый, центр, правый, а четвертую — к одному из surround-каналов.
Порекомендуйте звуковую плату (USB, PCI) за 200-300 у.е. для домашней студии, но так, чтобы качество было… и надолго хватило.
Вечный вопрос. Итак, плат в этом диапазоне очень много — достаточно зайти в Интернет и поискать. Все они находятся на примерно одинаковом уровне качества, но при этом отличаются в функциональной части. USB как правило дороже равной по характеристикам PCI. То есть тут все зависит от ваших личных предпочтений. Единственное, на что имеет смысл обратить пристальное внимание… На все нынешние передовицы и новостные страницы компьютерных изданий. К нам приходит Windows Vista.
На ее полноценное и повсеместное внедрение маркетологи отводят три-четыре года, то есть, выбирая устройство, посмотрите на производителя по таким позициям:
. Является ли он чьим-то перекупленным подразделением, которое постоянно меняет хозяев.
. Как часто он меняет версии драйверов.
. Закрывает ли он линейки своей продукции, отказывая в технической поддержке.
. Основным или побочным видом деятельности является производство звуковых устройств.
То есть через три года этой компании может и не быть (1), она может переключиться на другую продукцию (2) и отказать вам в новых драйверах (3). Примеров тому масса, причем и на более дорогом уровне — например, сколько людей повесили на стены в качестве картинок Korg OASYS (драйверы только под 98-ю, были какие-то потуги от сторонних пользователей, но не от самого Korg), а стоила она больше 1000 у.е. Также неизвестно, сохранятся ли PCI-слоты через три года, ведь мы уже видели, как резко отказывались от ISA, DIN-5 (для клавиатуры), сейчас из продаж уходят те же флоппи-дисководы, а это значит, что в материнских платах скоро умножат на ноль соответствующий интерфейс, и т.д. То есть берите USB от, скорее всего, M-Audio. Если есть время подождать, то, возможно, Creative сделает X-Fi в USB-варианте. Также обратите внимание на Focusrite Saffire LE (FireWire), по крайней мере, пока эта компания ведет себя стабильно и уверенно.
Есть ли смысл в приобретении многопроцессорного РС для работы со звуком?
Отвечу, что, наверное, нет. Во-первых, многопроцессорные решения являются достаточно узкоспециализированными и обновляются с меньшей скоростью, чем растут частоты процессоров и технологии, в них применяемые. Во-вторых, вам нужно использовать софт и иметь драйверы, которые поддерживают работу в рамках многопроцессорных комплексов. Это встречается достаточно редко. На самом деле сейчас все уже немного успокоилось с тем, что аппаратных ресурсов не хватает. Есть множество других методов оптимизации для нормальной работы.
Возможно ли программными средствами определить "подлинный" битрейт композиции?
Пояснения: у Вас есть две совершенно одинаковые по своим атрибутам композиции. !Но! одна грабнута с аудиодиска в мр3 320 kbps, а вторая нехорошим дядей переконвертирована из mp3 192 kbps в mp3 320 kbps. Необходимы именно программные средства, так как нет хорошей акустики, и уши вместо осциллографа.
Очень давно мы несколько касались данного вопроса, а именно когда-то были студии звукозаписи и в Интернете, и явно которые записывали диски не только в форматах МР3, но и аудио. В то время МР3 был распространен практически только на компьютерах, а основные устройства для прослушивания требовали обычного аудиостандарта. Естественно, хранить большие объемы информации для таких случаев накладно, поэтому базы состояли из МР3- файлов, а потом перегонялись в аудио. Причем тогда бралась еще и наклейка (кругляш) с цветной печатью, на цветном принтере делалась обложка — в общем, все было похоже на правду. Но, как оказалось, такие диски очень легко определить на слух. Например, как сейчас помню, у меня пропал фирменный CD «Liquid» проекта Recoil, в продаже таких редкостей, естественно, нет, поэтому я заказал через знакомых копию. Но не знал, что такую:). Первые впечатления по сравнению с оригиналом — мутный «кашистый» звук, слышны некоторые искажения, отсутствует прозрачность, частотный диапазон неполный, а, как бы это выразиться, «рыхлый». Все это слышно даже в наушниках, то есть «хорошей акустики» для этого не нужно. Насчет программных средств… Ну, в плане разрядности обычного аудио CD вам всегда отобразится 16 бит, потому как стандарт такой. Единственное, что может помочь, так это спектральный анализ, но для того, чтобы автоматизировать процесс идентификации конвертирования, необходимо учесть алгоритмы сжатия, а их достаточно много различных, даже для тех же МР3. Этим никто не будет заниматься. То есть только на слух. Лично я определяю сразу, особенно если хорошо знаю оригинал.
Вопрос по акустике. Может ли старая советская акустика (типа Амфитон или Радиотехника s30, s90) соперничать с системами 2.0, которые сейчас есть на рынке?
Знаете, я, наверное, вызову много споров своим ответом, но считаю, что современные акустические системы являются лучшими по сравнению с экс- СССРовскими. Да, у нас есть прослойка хай-эндщиков, которые считают данные (названные вами) марки очень качественными, и даже могут вам посоветовать и еще лучшие советского (экс-советского) производства. Но, если бы так было на самом деле, то на студиях звукозаписи ставили бы те же S-90, ведь на студиях тоже нужен качественный звук:). KRK, Dynaudio, Genelec, что-то от Behringer — вот современные звуковые стандарты в разных ценовых диапазонах. Если не лень, то можете послушать и сравнить результаты. Мне кажется, что как объективно, так и субъективно лучшим окажется именно современный вариант. Вернее, превосходство будет очевидным.
Сам я далек от музыки ввиду общения с представителями класса медвежьих в детстве, однако это не мешает читать ведомые тобой колонки и знать, кто ты есть в мире компьютерного звука. Возникла некоторая проблема, в которой, надеюсь, ты поможешь. Дочь успешно занимается музыкой по классу пианино. Был взят напрокат у товарища сей агрегат сроком на год, дабы посмотреть, как пойдет дело: вдруг купишь, а дочь забросит через месяц. Однако коль скоро преподаватели говорят, что девочка одаренная, стал вопрос о покупке в вечное пользование. Тут мне и подумалось. Зачем держать дома такую гаргару, если возможно купить электроклавиши? Вопрос только в модели. Основные требования — полноразмерная клавиатура:-), ну, чтобы по количеству клавиш равнялось близко к реальному пианино. Ну и все это при ограниченном бюджете. Может, есть какие соображения?
По-моему, медведи — это семейство (!) млекопитающих отряда хищных, а «класс» — это вы завернули:). Хотя, если вы — из программистов или математиков, то все простительно — там «классами» считается другое. Ваш вопрос вполне стандартен, и я о нем не раз уже писал.
Дело в том, что пианино (фортепиано) — это несколько другой инструмент, чем синтезатор. То есть, если вы хотите приобрести последний в качестве полноценной замены первого, то вам понадобятся дополнительно контроллеры и механические педали, такие же, как и у основного инструмента, достаточно мощный компьютер, который бы потянул сэмплер типа Acoustic Grand Piano. Тогда отличий не будет. Хотя и клавиатура вам обойдется недешево такой тип клавиатур называется «динамическими», и по физике нажатия на клавишу и ее реакции они ничем не отличаются от лучших инструментов мира, которые и послужили для всего этого дела прототипами. Стоит это, как вы понимаете, не дешево — как минимум от 500 у.е., если говорить о полноразмерной реализации. Плюс активные мониторы (колонки). Вот и считайте, во сколько вам выльется альтернатива реальному инструменту. Единственный и очень большой плюс данного решения, помимо его компактности и возможности применения в других сферах, — ребенок может сидеть и репетировать в наушниках. То есть, все нужные гаммы, арпеджио, де Бюсси и куча нудных композиторов не будут вам слышны. Готовы ли вы заплатить за свободу слуха:)?
Обычный инструмент пианино (фортепиано) можно приобрести не очень дорого, то есть, у нас я видел объявления и по 150, и по 200 долларов, но при дешевом варианте будете постоянно возиться с настройщиками, клавиши могут западать, то есть будет требоваться их постоянный механический ремонт. То есть, проблем масса. Как средний вариант возьмите хороший подержанный инструмент, лучше немецкий, что будет дороже, ну, и позаботьтесь о звукоизоляции и для себя, и для соседей.
Просмотрел ваши статьи на сайте КГ, и многое из того, что там написано, оказалось для меня спорным. Например, вы писали про запись на микрофонную пару. В студиях это не используется, никогда такого не видел…
Запись сразу на два микрофона используется достаточно часто, особенно в фирменных проектах. Это дает естественный стереообъем. Причем не только для голоса. Например, в одном видео, где показывалась работа в студии очень известного проекта, я заметил, что, например, бас писали через комбик, но не на один, а на два микрофона. Потом я включил CD этого исполнителя, и действительно, бас-гитара там находится не в панорамном центре, а общий стереоэффект просто колоссален. В прошлом ответе мы говорили о шоу-бизнесе, и, переключаясь на наш отечественный, могу указать на его недостатки, которые и стали причиной вашего недоумения. Ведь практически нигде вы там не услышите чего-нибудь экспериментального из области звукорежиссуры. За рубежом же эксперименты — это стандарт. Нужно удивить слушателя, иметь свою «фирменную фишку». Причем сие там, что называется, в крови, с самого начала «их» шоу-бизнеса — от эксайтера, придуманного звукорежиссером «Битлз», эффекта с реверсированием звука у Джимми Хендрикса, реверберацией в реальном тоннеле у Led Zeppelin — в общем… много-много всякого. Интересно, а напишет ли кто-нибудь когда- нибудь про это книгу?
Во-вторых, ничего удивительного в многомикрофонной записи нет: оркестр записывается на огромное количество, ударная установка — на 12-14 (стандартный вариант), и почему бы не писать все остальное на два? Причем, говоря о микрофонной паре, нужно отметить, что уже несколькими производителями выпускаются специальные парные комплекты с креплением. Многие такие конструкции собирают самостоятельно. Например, я читал интервью с разработчиками из Native Instruments, так они, хоть и выпускают компьютерные инструменты, часто предпочитают музыке натуральный шум за окном — просто выносят туда микрофонную пару, коммутируют ее на наушники, в которых и слушают колокольный звон церквей, звуки окружающей среды и так далее. По существу, получается, что слушатель виртуально находится вне помещения. В принципе, именно для такого «эффекта присутствия» данные системы и разрабатывались. Мало того, уже выпускаются комплекты для записи в 5.1, сделанные по схожей схеме. Так что ошибок нет.
Хотелось бы уточнить некоторые вопросы. Хочу приобрести электрогитару и играть на ней. Но после чтения соответствующей темы на форуме оверклокерс.ру появилось убеждение, что необходим комбик. Однако статья твоя, про программку какую-то гитарную, заставила меня усомниться. Итого: можно ли играть в линейный вход компьютера без сильных последствий для психики? Видел в журнале "Планета Земля" гитару с USB-выходом, выходом на наушники, встроенным процессором и ценой в 150 у.е. — какое твое мнение о такой технике (цена подозрительно низкая)?
Да, конечно же, можно играть в линейный вход компьютера без сильных последствий для психики. Хотя последствия будут, но только в плане положительных эмоций. Среди качественных гитарных программ обратите внимание на IK Multimedia Amplitube, Native Instruments Guitar Rig, Line6 GearBox Plug-in. Наиболее любима гитаристами Guitar Rig. В принципе, здесь есть все: и кабинеты, и комбики, и примочки. Хотя буквально недавно IK Multimedia вообще выпустила конечную виртуальную студию для гитаристов — RiffWorks Standart, где есть программа многодорожечной записи, а также средства для быстрого создания ритм-секций.
Насчет USB-гитары за 150 у.е. Да, согласен с вами, цена подозрительно низкая. Наличие USB говорит о том, что в гитаре есть встроенный АЦП. Не думаю, что он качественный и может работать на современных характеристиках, т.е. выше 16 бит/48 КГц. Да и, к тому же, просто электрогитара за 150 у.е. — уже подозрительно. В принципе, вы можете использовать любую обычную электрогитару, на которой вам удобно играть.
У меня есть один очень важный вопрос: иногда бывает, мои колонки F&D SPS-757 гудят в прямом смысле слова. Звуковая карточка Creative Audigy 4. Я думаю, это происходит после того, как я поработаю с дискетой. Подскажи, пожалуйста, как от этого избавиться. В чем причина, как этого избежать?
Скорее всего, имеет место какая-то наводка с последующим самовозбуждением в рамках аналогового тракта. Попробуйте изначально отключить провод от CD-привода к звуковой карте, если он у вас так закоммутирован. Все равно этот провод бесполезен. Картина сохранилась? Тогда идем дальше. Если вы думаете, что все происходит после работы с дискетой, то очевидно, что подозреваете материнскую плату. Все проверить легко: включите плату на другой PCI-слот и проверьте, повторяется ли картина. Если повторяется точь-в-точь, то, скорее всего, виновата сама звуковая плата. Попросите у знакомых другую, включите и посмотрите, имеет ли место данная картина. Все дело в том, что не все Audigy 4 одинаково качественны, а собираются они сами знаете где.
Намылился я приобрести midi-клавиатуру для работы с Cubase и VST-плагинами. По каким параметрам ее выбирать, на что обращать внимание? Да и, собственно, где ее купить можно?)
Если кратко, то так: MIDI-клавиатура выбирается исходя из ваших личных требований, а именно количество октав, что подразумевает конкретные размеры (например, не все берут полные фортепианные варианты из-за того, что у них нет дома или на студии места), а также это сильно влияет на цену. Второе — сама клавиатура. Бывает нескольких видов, все зависит от реакции каждой клавиши на нажатие и механизма, реализующего эту динамику. Например, очень многим нравится обычная синтезаторная клавиатура, обладающая слабой чувствительностью к динамике, но на ней очень легко играть, особенно непрофессионалам. Кстати, это самый дешевый вариант. Далее идут улучшения в профессиональную сторону, в конце концов доходящие до реализации реального молоточкового механизма. Все это стоит денег.
То есть стоит вопрос: а что именно вы собираетесь делать в Cubase и какие VST-плагины использовать? Например, если у вас VST Grand Piano и собираетесь писать фортепианные концерты, то клавиатура должна быть, конечно, «будь здоров», а если делать что-то типа транса, техно и т.п., достаточно любого обычного варианта. В последнее время, кстати, именно компьютерщики полюбили клавиатуры-малышки (2,5 октавы). Стоят они недорого, а все необходимое сделать можно. Например, Behringer U-Control. Среди специализированных функций еще следует указать на такую характеристику устройств, как количество контроллеров, которые позволяют сделать программное управление. На самом деле любое современное ПО позволяет управлять им прямо с MIDI-клавиатуры. Но тут на любителя.
Кристофер, дело в том, что я люблю слушать качественную музыку, а веник у меня не очень большого размера. И хочу спросить, не знаешь ли ты, есть ли программы для улучшения звучания музыкальных файлов (песен), желательно для формата MP3. У меня колонки с сабом SVEN SPS-820. На качество звучания колонок я, в принципе, не жалуюсь, но от лучшего отказаться бы грех было. Я в нете такую прогу или прог не нашел. Вот и решил обратиться к тебе за помощью, вся надежда на тебя. И если ты знаешь такую прогу или проги, то напиши мне, откуда ее можно слить, сколько она весит и как называется. И еще у меня такой вопрос: какие бы ты посоветовал колонки с сабом для дома в пределах $100?
Ясно. Всякого рода улучшайзеры есть, типа набора плагинов DSP FX, специально для WinAmp. И вообще, если походите в Интернете по WinAmp- сообществу, то найдете все, что нужно. С другой стороны, вы говорите «качественную музыку», хм-м, у нас несколько разные представления этого понятия. Насчет качественной системы 2.1 до 100 у.е. — тут уж вам решать, просто ничего не могу посоветовать. Мне кажется, что 2.0 с приемлемым качеством звука в этом ценовом диапазоне найти гораздо проще.
У нас своя группа, на протяжении нескольких лет писали альбом в домашний компьютер, потом один кадр (новый звукорежиссер) обновил весь софт. Теперь мы не можем открыть нормально старые файлы…
Да, это случается нередко. Очевидный ответ: ищите старую версию программы. Почему я вынес этот вопрос на всеобщее обозрение? Чтобы многие задумались перед тем, как что-то апгрейтовать. Во-вторых, там все понятно: это сделал звукорежиссер. Но бывают и другие случаи. Например, внимательно следите за тем, что делает сам софт на вашем компьютере… Нет:), он не шевелится. Из личного опыта… У меня стояла программа. Во время подключения к Интернету она самостоятельно связалась с сервером разработчиков и обновилась. При повторном запуске потребовала ключ активации. Ну что тут делать — работать-то нужно: поехал через полгорода, нашел коробку, описание и этот самый ключ, приехал, ввел. Через некоторое время опять обновление, но мой ключ, как оказалось, уже устарел — нужно пройти перерегистрацию. И так куча проблем. Вот поэтому-то я и не люблю, когда говорят о близкой интеграции с Всемирной паутиной, новых возможностях Vista, которая отслеживает лицензии через Интернет, и так далее. Людям работать нужно. А насчет обновлений, описанных в письме, есть пословица: лучшее — враг хорошего.
Кристофер, я знаю, что ты озвучивал игры. Расскажи, пожалуйста, как и чем ты обрабатывал голоса персонажей, а то у нас есть проблемы. Есть ли какие-нибудь специальные эффекты или уже готовые программы для этого? Заранее благодарны.
Во-первых, голоса изначально нужно качественно записать в студийных условиях. Приглашать нужно актеров с хорошей дикцией. При разработке персонажа сценарист или тот, кто за это отвечает, должен предусмотреть его (персонажа) характер, после чего идет работа с актером. Причем тут нужно со всем определиться в самом начале, чтобы потом не переделывать. Например, если персонаж женский, то он может быть как агрессивным, так и откровенно сексуальным. Понимаете, о чем я говорю. Одного из другого программными методами не сделаешь. Во время записи уже можно использовать ламповые предусилители со встроенными компрессорами, то есть поджимать «голос». Потом идет, если это необходимо, обработка дополнительными и/или специальными эффектами. В самом стандартном варианте это питч (т.е. повышение/понижение основного тона), так же в военных стратегиях очень часто используется эффект радио, что делается обычным эквалайзером. Ну, а потом свобода творчества — морфинг, частотная модуляция и т.п. Есть такая программа iZotope Spectron, в которой множество возможностей по преобразованиям. Сам ее не использую, но знаю, что там все есть. А в завершение идет финальная обработка каким-нибудь многополосным лимитером (максимайзером) или компрессором. В конце произведенных действий выстраиваете всех персонажей с их фразами «в ряд» и слушаете, чтобы громкость везде была равномерной.
Кристофер, объясни, а почему многие студии сведения требуют, чтобы треки были записаны как минимум в 24 битах и от 48 КГц? Например, у меня стоит задача реанимировать старые записи, пересвести их, но никто не берется…
С более качественно оцифрованными треками проще работать, не нужно «выжимать» звук. Но на самом деле это обычно просто принципиальная позиция звукорежиссера, и даже, можно сказать, профессиональная позиция. Посудите сами: если приходит человек или современная группа с треками 16/44. Это значит, что писались они неизвестно где, будет много каши, неправильно выставлен уровень и т.п. Ну, как обычно бывает у несформировавшихся музыкальных проектов. С другой стороны, я вообще ничего не имею против треков 16/44, поскольку они подпадают под теорему Котельникова, то есть имеют необходимое качество, и с ними можно очень хорошо работать. Например, на конкурсах ремиксов в целях экономии треки предоставляются вообще в МР3-формате. И что? Ничего. Ремиксы нормально входят в CD-групп, и никто не заморачивается насчет того, в каком виде был предоставлен тот или иной трек. То есть все зависит от позиции звукорежиссера. С третьей стороны, вы говорите о реанимации старых записей. Если они были сделаны на профессиональной студии, то также: почему нет? Почему их не принять? Хотя, если у вас в треках уже «сидит» старая обработка (процессоры старого поколения), то тут вытягивать ох как много. Эта работа еще хуже, чем если все заново переписывать (с точки зрения звукорежиссера).
Мы записались на студии, но звукорежиссер не дал нам записи по отдельным дорожкам, объясняя это тем, что там у него ноу-хау, и треки не должны выходить из стен студии, такое правило… Конечно, мы начали спорить, но потом нам вообще было заявлено, что треки принадлежат студии, так как на ее оборудовании производилась запись... Можем ли мы требовать?..
Конечно, можете. Мало того, мультитреки нужно требовать, поскольку вам потом вдруг захочется пересвести песни заново либо делать ремиксы. Это нормальный ход вещей. Мало того, после того как звукорежиссер отдаст вам треки, вы должны проследить, чтобы он все у себя удалил, если у вас идет такая конфронтация. А «ноу-хау»:), скорее всего, выражается в одном из трех: 1) звукорежиссер напартачил и не хочет это демонстрировать коллегам; 2) звукорежиссер потерял часть треков и 3) он хочет на них заработать впоследствии (если станете популярными). С этими вопросами нужно быть ох как осторожными. Как дети, ей Богу.А в серьезных студиях все эти вопросы стоят пунктами договоров и являются естественным делом. Поэтому, например, очень часто вы может увидеть картину, когда, выходя из помещения, звукорежиссер всегда запирает в сейф записанный материал. Это далеко не потому, что данный материал является эксклюзивным, его очень хотят украсть и использовать, а просто звукорежиссер не хочет быть крайним, если треки попадут еще куда-нибудь (очень большие штрафные санкции по договору плюс увольнение со студии). Это я рассказал о цивилизованном варианте выстраивания взаимоотношений. Ну, а у нас все часто рассчитано на человеческую чистоплотность. Вот вы и получили один из отрицательных примеров.
Где-то читал у вас о программах, которые автоматически делают аранжировку. Сам я не умею ничего подобного, недавно приобрел компьютер. Так вот вопрос: как вы оцениваете возможности таких программ в стилях техно и транс? Можно ли достичь уровня «фирменных» проектов?
Вот так вот. Человек только компьютер приобрел, а ему уже нужно «качество «фирменных» проектов». На самом деле, аранжировка как таковая не так сложна, особенно если вы используете программы-автоматы типа Jammer Pro — как я понял, речь идет об этой программе. Хотя для работы с ней и ей подобными вам будут необходимы хотя бы минимальные знания структуры аранжировки, причем в тех музыкальных направлениях, которые вы предпочитаете. Например, в Jammer Pro вы выбираете инструменты, которые будут участвовать в аранжировке, а для каждого из них обозначаете музыкальный стиль, в котором они должны играть. Соответственно, тут вам пригодятся и знания в области музыкальной теории. В общем, просто так ничего не произойдет. Все равно необходим базис. Jammer Pro очень хорошо подходит для случаев, например, когда вы придумали некую мелодическую тему, и стоит задача обыграть ее в различных стилях, а времени не хватает. А так все делается, конечно, руками. Именно от рук зависит, как вы говорите, «фирменность».
Недавно приобрел мониторы, но хочу, чтобы все было профессионально. Как правильно расставлять мониторы ближнего поля?
Кстати, очень хороший вопрос. В принципе, мониторы ближнего поля сродни наушникам. Объясню, почему. Дело в том, что, когда вы слушаете звук на обычных колонках, то, в отличие от наушников, воспринимаете и перекрестные каналы (для стерео: из правой колонки в левое ухо и наоборот). Мониторы ближнего поля являются неким средним вариантом. То есть вы четко должны слышать распределение каналов, то есть их четкое разделение. Поэтому точка схождения от центров их излучателей в пространстве должна быть расположена позади слушателя. Но при этом должно соблюдаться условие: вы должны слушать все в полной мере. Ведь колонки также имеют свою диаграмму направленности. Поэтому, если колонки расположены близко друг к другу (например, стоят возле дисплея), то поворачивать их диффузорами к слушателю особенно и не нужно, но по мере увеличения этого расстояния некоторые углы следует предусмотреть. Частые ошибки:
. Слушатель поворачивает к себе колонки, хотя расстояние между ними невелико, а пространственная точка пересечения центров излучателей находится перед ним (следствие: плохое разделение между каналами).
. Слушатель ставит колонки на большое от себя расстояние, при этом расстояние между ними мало (следствие: плохое разделение между каналами). . Слушатель расставляет колонки между собой на большое расстояние, направляя их параллельно друг другу и не поворачивая к себе (с этом случае звуковая картина не будет достоверной, при этом частью воспринимаемые сигналы окажутся уже отраженными).
Это я описал вкратце.
Как защитить свой CD от копирования/воспроизведения на компьютере? Слышал, что есть такая технология, и даже видел такие диски…
На самом деле, технологий придумано и используется около нескольких десятков. Мало какие из них являются по-настоящему эффективными. Что касается аудиодисков, то большинство этих технологий связано с тем, чтобы, во-первых, запретить прослушивание аудио-CD на компьютере, сделать звуковые дорожки «невидимыми», во-вторых, чтобы вообще предотвратить копирование цифровым способом, что достигается различными путями: «образы», метки, цифровые подписи, сбойные секторы, системы шифрования и т.п. Большинство реально действующих требует специального оборудования при штамповке. А так, на простом уровне, вы можете найти и некоторые программы — достаточно ввести в Яндексе: «программы для защиты CD от копирования», часть из которых распространяется бесплатно, но не думаю, что они окажутся панацеей, хотя как защита от «непосвященных» пойдет.
В каких программах лучше всего делать подкастинг?
В любых, где есть возможность сведения нескольких аудиодорожек, присутствует частотная и динамическая обработка. Я знаю, что ряд фирм, учитывая звуковую профнеподготовленность владельцев сайтов, сделали специальное ПО для подкастинга. Оно также подходит нормально. Если хотите бесплатного, воспользуйтесь Audacity.
…У меня обычная акустическая гитара, недавно поставил на нее датчик и получил возможность подключать к компьютеру через линейный вход аудиокарточки. Начитавшись твоих рекомендаций по Guitar Rig и Amplitube, установил себе этот софт. Класс, крутейший драйв. Скажи, а я много теряю от того, что играю овредрайвом на акустике, а не на электро?
В принципе, все зависит от того, какая у вас гитара, где установлен датчик и т.п. То есть насколько сильно на звучание влияет резонатор. Как вы можете заметить, многие современные модели гитар часто вообще выпускаются без дек. То есть в учет берется только чистое звучание струны, не более того. Таким образом, теряете вы не сильно, хотя фирменные популярные модели отличаются своим звуком. То есть на простейшем дешевом уровне проблем нет.
Я присоединил проигрыватель патефонных пластинок, не виниловых, а патефонных, еще на 78 оборотов, к компу. Но остается шум от трения иглы о пластинку. Можно ли убрать этот шум программными средствами?
Понятно: вы его подключили к линейному входу звуковой платы, а та отображает то, что есть. Давайте рассмотрим поподробнее, что именно поступает в компьютер:
. Непосредственно сама музыка. Это в звукорежиссуре называют полезным сигналом.
. Гул от блока питания и из-за неудачной с современной точки зрения сборки. Поскольку у нас в стране общепринятая частота электросетей 50 Гц, то гул на 50 герцах присутствует.
. Шум самого устройства.
. «Шум иглы», потрескивания, пощелкивания.
. Интермодуляционные искажения. Они могут возникать, если пластинка чуть погнута либо двигатель работает неравномерно. Данный пункт не исправишь.
В общем, второй, третий и четвертый пункты весьма успешно удаляются с помощью всевозможного программного обеспечения (программ), где стоит в названии слово "Restoration", т.е. «реставрация». Такие есть у американских фирм Waves, WaveArts, а также во множестве другого специализированного ПО. Только вы должны знать, что модули, имеющие в названии слово Noise (иногда Noize) — это удаление шума, Hum — удаление гула (укажите 50 Гц), Click — удаление щелчков, Scratches — удаление потрескиваний. Два последних иногда совмещены в одном и том же модуле. Также есть программы, которые вообще совмещают все сразу, но эффект от их использования спорный. Вообще что касается старой музыки могу вам сказать следующее. Например, когда я работал на радио и делал программу о 50-60-70-х, то привез из Москвы, а также достал от друзей множество хорошо отреставрированных записей того же Марка Бернеса, Леонида Утесова, тех же Фицжеральд и Армстронга. После я их очень часто видел в киосках на обычных компакт-дисках. Может, вам проще поискать такой вариант.
Мне 47 лет, а сверху и сбоку выросли дети, которые крутят музыку, которая мне не совсем нравится! Слыхал, что есть такое — «Белый шум», т.е. выдается сигнал в противофазе, и… тишина.
Честно сказать, я не очень понял сам вопрос. Белый шум сейчас используется большей частью для компенсации ошибок квантования (оцифровки звука) — так называемый дитеринг. А по самому вопросу кажется, что вам просто мешает звук от соседей. Ну, тут уж, как сказать, раньше наши строители об этом вопросе как-то вообще не думали, да и сейчас не думают. Так же, как не думают, когда врубают газонокосилки в 8 утра, делают автостоянки под жилыми домами и так далее. То есть всем на всех наплевать. Посему вам нужно подумать о звукоизоляции самостоятельно или купить загородный дом:). Есть специальные системы звукоизоляции, разработанные специалистами, причем это не только окна, а на самом деле покрытия на стены, потолок и так называемые «плавающие полы». Эффект от этого есть, и очень хороший. Но стоит это немало. Во-первых, должны произвестись замеры специалистами, во- вторых, подобраны материалы, потом они (материалы) должны приехать сюда и произведена установка. По своему опыту могу сказать, что такие услуги делают в России и в Украине, в Беларуси я сам хотел этим заниматься год назад через одну строительную компанию как подразделение, но на получение наших всевозможных сертификатов на материалы нужны немалые деньги и время. Поэтому приспосабливайтесь: дети растут, и громкая музыка их скоро тоже будет мало интересовать:). На самом деле, понимаю, что все это большая проблема, главное — себя не взвинчивать: стресс — это плохо.
Кристофер, ты попробовал 9-й SoundForge? Знакомые с тобой мои друзья говорят, что ты вообще не любишь эту программу…
Я не могу любить или не любить программы — я им даю оценки применительно к практической работе. 9-й Forge, как и все версии начиная с 5-го, являются как бы проходными, по моему мнению. Они хватают «по вершкам», но нет целостности, общей идеи программы. Она потерялась, наверное. Да, согласен, был некогда хороший эргономичный интерфейс, даже лучший в некоторое время. С ним можно было быстро и удобно работать, но когда, например, у меня возникли серьезные проблемы с корреляцией между каналами, понадобился специальный индикатор. Он был в WaveLab. Тогда мы вместе с ребятами из студии, где работал, решили приобрести звуковой редактор от Steinberg — привыкал я к нему долго (месяц). И, знаете, проработали с WaveLab более четырех лет и жили спокойно. А теперь открыл 9-й SoundForge: опять куча идей, все летает, опять какие-то совмещения продуктов и технологий, все как-то кусками, набросано. Знаете, надоело. Хочется пожить спокойно. И вообще, мне кажется, что Sony Media Software постоянно «колбасит». Vegas у них — уже практически видеоредактор, ACID превратили вообще неизвестно во что. Например, до сих пор я использую для реализации первоначальных музыкальных замыслов ACID 2.0 (кой был куплен мною лицензионно), а на 3-й и апгрейд не стал делать. Понял, куда все идет. Оказался прав.
С другой стороны, я прекрасно понимаю людей, у которых есть некая профессиональная зависимость от SoundForge — к этой эргономике быстро привыкаешь. В общем, лично мне не понравилось в силу моей сегодняшней музыкальной и звукорежиссерской работы (может, стар стал), а вы решайте сами. На самом деле, редакторы звука просто исчерпали себя, окончательно выработана сама идея. А насчет Steinberg — у меня тоже нет к ним особой любви: кто меня знает, тот скажет, что работаю не в Nuendo/Cubase, а в Tracktion.
Меня зовут Алексей, мне 19 лет. Учился на баяне, но понимаю, что без компьютеров теперь уже никуда. Научите меня программе FL Studio, дайте ссылки на статьи…
Вот, блин, подборка получилась, один в 47 лет с патефоном, второй — в 19 на баяне. Это я шучу так. В общем и целом насчет компьютера. Любой профессиональный спортсмен вам скажет, что одного таланта мало, нужны и современные технологии (имеются в виду не допинги, а биомеханика). Сейчас человек, пусть у него и суперданные от рождения, не пробежит быстрее чемпиона мира. Точно так же и здесь. То есть вообще все одинаково. Image-Line FL Studio (экс-Fruity Loops от Дидье Дамбрина) — это программа культовая. Она используется и в тех композициях, которые вы слушаете на российской эстраде, и в зарубежной музыке. Это я вам могу сказать точно, поскольку общаюсь с аранжировщиками там и там. Программа легка в освоении на интуитивном уровне, что было заложено изначально, поэтому и полюбилась. Одна просьба: не пишите Кристоферу, посидите самостоятельно за освоением неделю, месяц, три месяца, пусть со словарями, но изучите сами. Тогда будет толк.
У меня интегрированная звуковуха, и через два года баловства я решил, что пришло время купить внешнюю. Тут-то и собака зарыта. Какую выбрать? Меня интересуют бюджетные модели до двухсот долларов. Никаких спецмагазинов в Минске я не нашел и посмотрел по прайсам интернет-магазинов. Но я разбираюсь не во всех характеристиках звук. карт, а опираться на цену глупо. Здесь надо отталкиваться от того, что мне надо в плане звука. А мне надо хороший ацп и цап в первую очередь для записи звука и мониторинга при сведении своих композиций и ремиксов (24 или 32 бита), и мне надо, чтобы было несколько входов и выходов для тренировки в ди-джеинге. Что посоветуете, я слышал, что неплохая креатив икс фай платинум, но она стоит от 200 и выше у.е.
В принципе, и выбор в указанном ценовом диапазоне невелик: это либо что-то от Creative серии X-Fi, либо ESI (Maya 44, Juli@) и Audiotrak (EX-5). Поскольку вам необходимо несколько входов, то, скорее всего, вам лучше подойдет… ESI Maya 44 или Juli@. Они как раз предназначены под ваши требования, то есть там отсутствуют все навороты типа выход 7.1 и так далее, а просто решена задача обеспечения максимального качества под низкую цену. Достаточно емко и красиво. Так что читайте спецификации и выбирайте. Но! Они не внешние! Из внешних вам нужно смотреть уже что-то из FireWire, а это как минимум Focusrite Saffire LE за более чем 300 у.е., причем и достать его трудно. Дело в том, что от USB в рамках профессиональных решений для десктопов уже отказываются. И этому есть множество причин: малая пропускная способность шины (для профзвука недостаточно), достаточно дорогая комплектация и т.п. То есть, как уже писалось раньше в прошлых ответах на письма: USB-варианты по качеству и функциональным возможностям ничем не отличаются от PCI, имеющих цену, на 50-100 у.е. меньшую. Единственное, где удобен USB-вариант — так это в рамках организаций выездных сессий записи, а также в домашнем использовании. Creative X-Fi Platinum — это не внешняя звуковая плата, а гибрид, состоящий из PCI-платы и вынесенной подключаемой к ней коммутационной панели. Решение достаточно стандартно. Кстати, Creative сейчас упорно пытается переводить X-Fi на USB-варианты и уже выпустила некоторые бюджетные модели. А в общем они борются с тем, как бы усечь свою же технологию:), чтобы пользователям хотя бы звук давался:))). Конечно, если бы нам не нужно было ничего слушать и записывать, то мы бы с радостью приобретали платы с надписью: «Здесь стоит резистор от легендарной технологии X-Fi». Честно сказать, не ожидал я от Creative таких маркетинговых шагов. В общем, смотрите на Maya44 или Juli@ и ни о чем не думайте:), в будущем предусмотрите возможность перехода на Focusrite. Рынок очень сильно, мягко говоря, колбасит, продукции становится все меньше и меньше.
Мне нужны наушники. Что-то слышал про санрайзер. От наушников мне нужен качественный мониторинг, ну и, опять же, цена не на последнем месте (я студент, как уже говорил).
Уже писал по этому вопросу когда-то. В общем, хорошие и недорогие — это AKG, легко выбираются в Интернете, мне нравятся K 271 Studio, если правильно вспомнил название (они у меня сейчас не под рукой). Если говорить о «немцах» (Sennheizer, Beyerdynamics), то они дорогие — это во- впервых; во-вторых — звучание у них какое-то странное. Я имею в виду те модели, которые считаются культовыми и имеют множество наград. Дешевого и хорошего вы там не найдете. А что вы хотели, если у них «капельки» для плейеров стоят больше 100 у.е. в некоторых моделях? Кстати, у Audio- Technica отличное звучание — можете что-нибудь подобрать из их арсенала. Так, теперь о Sony… Есть неплохие модели до 200 у.е., но внимательно смотрите на качество креплений чашек и т.п. Ничего не хочу сказать, просто намекаю. Так, что еще вспомнить… Nady… стандартное качество по дешевой цене, Beyerdynamics откровенно не нравится, о Sunriser (Sunrizer или еще как) никогда не слышал. В принципе, я всегда советую смотреть и на рынок бытовой техники, а именно на недорогие модели от разных производителей. Обычно качество там неплохое. Тут что важно? Не попасть впросак, то есть вы поскупитесь, возьмете, что-нибудь за 100 у.е., а это хуже, чем модели, стоящие на 50-100 дороже, и немного лучше, чем то, что продается на рынке «по 20 баксов за мешок». Так что смотрите сами.
по поводу мониторов. Я слышал, они бывают дальние и ближние. Чем они отличаются? На них мне денег не хватит — хватило б на звуковуху и "уши", — но хочется знать, на что ориентироваться и на что копить.
Дальние — это которые далеко, примерно около Владивостока. Если же они у соседа или у вас под диваном, то такие мониторы гораздо ближе (ближние). Это шутка, если кто не понял. Мониторы бывают дальнего и ближнего поля (!). Дело в том, что при проектировании профессиональных студий предусматривается несколько линий мониторинга — обычно три: ближняя, средняя и дальняя. Это не только дает более объемную картинку — на самом деле можно проверять, как звучит готовый микс на разных уровнях прослушивания. Вообще такому разделению существует множество применений. Соответственно, у мониторов для каждого из полей существуют свои требования к мощности (чем дальше, тем мощнее), воспроизводимому частотному диапазону и т.п. Как вы понимаете, все это очень дорого, и этот вопрос не совсем для вас. Вам нужны обычные мониторы ближнего поля. Среди наиболее удачных, что слышал я, просто рекомендую Behringer Ms40 (ок. 250 у.е.). Это стереопара на 40 (20+20) ватт RMS, может принимать сигнал как в аналоге, так и по цифре (24/192-оптика, коаксиал), имеет два регулятора Bass/Treble плюс регуляторы громкости для двух линий (аналог- цифра), выход на наушники. Что касается самого звучания, могу отметить, что оно получилось неожиданно удачным. Хотя вроде бы и конструкция стандартна (разве что 2 фазоинвертора), но получилось неплохо. А так могу отметить, что все мониторы за 100 звучат как все мониторы за 100 и так далее по ценовой шкале. Дело в том, что рынок мониторов является достаточно вялотекущим, и если у кого-то что-то появляется технологически нового, это сразу же оказывается разработанным у другого производителя и по такой же цене:). Главное — не покупайтесь на то, что советская (экс- советская) акустика является самой лучшей в мире — возьмите лучше дешевый microlab.
Вопрос по поводу софта. Я пишу и ремиксую в FL Studio. Знаю программу чуть ли не наизусть, и как-то при изучении у меня возник вопрос: почему не поддерживается моноформат плагинов. Я поясню: я загружаю в сэмплер моносэмпл ударных(one shot), а на канал микшера попытался повесить моноверсию одного из плагинов Waves Native Bundle (в частности, комрессора rc comp) — прога не захотела меня слушать и написала, что данный формат не поддерживается, а стерео поддерживается. Получается, что при загрузке монофайла прога все равно создает стерео с одинаковыми по панораме каналами?
К сожалению, под рукой FL Studio у меня сейчас нет, но я примерно догадываюсь, о чем вы спрашиваете. Скорее всего, дело в том, что сэмплер независимо от того, что в него загрузили, просто имеет стереовыход. Соответственно, закоммутировать его на моноплагин вы не можете. Вообще FL Studio достаточно странный продукт. С одной стороны, в нем можно сделать многое, а с другой — в интерфейсе все время пытаются что-то скрыть/упрятать, хотя на самом деле «фрутик» никак не отличается по методам и структуре работы от тех же Reaktor, Energy XT, AudioMulch, Reason. На этом, уважаемый Юрий, позвольте мне переключиться на другие письма, и, кстати, не называйте Беларусь Белоруссией (это ошибка). К вопросу насчет звукового образования… Интернет все вам правильно показал, в общем, и все ваши опасения оправданы:).