• Авторизация


Образование в России дошло "до ручки" 26-09-2010 22:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Статья посвящена проблемам образования в атомной энергетике и отражает современные реалии.
Не могу не поделится.
Публикую в некотором сокращении

http://www.atomic-energy.ru/articles/2010/09/26/14582

Создание единого информационного образовательного пространства НИЯУ МИФИ. Первоочередные направления работы

Публикуем статью ведущего научного сотрудника ГНЦ РФ ФЭИ, зам. директора по информационному обеспечению РАЯНО, к.ф.-м.н. А.И.Воропаева, посвященную вопросам формировния единого информационного образовательного пространства НИЯУ МИФИ.

Вводная часть

Перед созданным около года назад Национальным исследовательским ядерным университетом (НИЯУ МИФИ) стоит задача «стать мощным кластером в области ядерного образования, полностью удовлетворить потребности Росатома в подготовке кадров. НИЯУ МИФИ должен стать мощным игроком на мировом рынке образовательных услуг в области ядерных технологий, обеспечивающим «под ключ» кадровое сопровождение международных проектов»[1].

До 2020 г. требуется обеспечить обучение специалистов в количестве 3,5 – 3,9 тысяч человек ежегодно. Сегодня на предприятиях Росатома 43% специалистов имеют высшее образование, чего нет ни в одной другой отрасли отечественной промышленности. Вряд ли в среднесрочной перспективе эта цифра может быть существенно снижена. Только для ОАО «Концерн Росэнергоатом» суммарная потребность в сотрудниках на период до 2020 года с учётом ввода новых АЭС и выбытия персонала составляет более 40 тысяч человек[2].

Отметим, что многие региональные вузы четко ориентированы на кадровое обеспечение местных предприятий. Например, из СарФТИ НИЯУ МИФИ практически 100% выпускников поступают на работу в РФЯЦ ВНИИЭФ. Большинство студентов очной формы обучения, окончивших Институт ядерной энергетики (филиал СПбГПУ, г. Сосновый Бор) в 2009 году по специальностям 140404 («атомные электрические станции и установки») и 140305 («ядерные реакторы и энергетические установки») также стали работать на отраслевых предприятиях, близких к месту обучения:
- ЛАЭС – 6 чел. (35%)
- ФГУП НИТИ – 4 чел. (24%)
- другие предприятия атомной отрасли – 2 чел. (12%)
- иные предприятия и организации – 5 чел. (29%)
Конкурс в этом вузе в 2009 г. составил около 1.8 человек на место[3].



В то же время из выпускников московского НИЯУ МИФИ в атомную отрасль идут всего лишь около 35%.

В условиях быстрого уменьшения опытного преподавательского состава необходимо научиться использовать опыт и знания настоящих профессионалов в интересах всего НИЯУ.

Сегодня сохранение и передача ядерных знаний в России - не локальная, узкоспециальная проблема атомной отрасли, а глобальная задача государственного уровня. От её решения зависит судьба страны.

Следует сразу оговориться, что речь идет и о сохранении высокого уровня образования в школе – как по естественным наукам (физика, химия и т.д.), так и по гуманитарным дисциплинам. Ситуация в этой области вызывает тревогу. Из всех реформ последнего времени реформа образования будет иметь самые длительные последствия. Что конкретно происходит? Вводится ЕГЭ. С одной стороны, тестовая часть экзамена делает мышление ученика примитивным, заставляет педагога посвящать значительную часть учебного времени «натаскиванию» на тесты, а не развитию творческого начала в ребенке. Последнюю часть ЕГЭ, наоборот, составляют задания, списанные авторами экзаменационных вариантов из вузовских учебников для 2-3 курсов. Решение таких задач под силу только немногим выпускникам специализированных школ и лицеев, а дети из общеобразовательных школ нередко остаются «за бортом» не из-за плохих способностей к физике, а в силу того, что двухчасовая школьная программа не предполагает выполнения заданий для студентов вузов.

Некоторая статистика результатов ЕГЭ за 2009-2010 гг. приведена в Приложении. Данные достаточно явно указывают на падение уровня школьного образования, и вряд ли обязательное изучение в школе «Архипелага ГУЛАГ» улучшит ситуацию. На фоне приведенной статистики как минимум странным выглядит все чаще поднимаемый в последнее время вопрос об объединении всех естественных наук в один предмет – «Естествознание», который должен будет преподавать один учитель.

Обилие учебных материалов, нередко сомнительного качества, также не способствует обучению детей на высоком уровне. Очень настораживает тот факт, что для использования в учебном процессе в школах Министерством образования и науки РФ рекомендовано не менее 16 учебников. Количество имеющихся в продаже дисков с учебными пособиями по физике составляет несколько десятков.

С 2006 года ведется работа по созданию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по основным предметам общеобразовательной школы. В общей сложности за два года разработано около 10 тыс. учебных модулей (УМ) по 10 предметным областям. Укажем основные:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (в открытом доступе - http://eor.edu.ru/)
- Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru/
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
- Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования - http://ndce.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
- Портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал - http://school.edu.ru/

Большая часть учебных модулей по физике ориентирована на базовый школьный курс (около 340 часов в сумме для 7-11 классов средней школы). Выборочный просмотр УМ оставляет смешанное впечатление. Хотя встречаются и добротные материалы, в основном взятые из старых номеров журналов «Наука и жизнь», «Квант», «Химия и жизнь», «Знание-сила» (1960-80 гг.), чаще всего УМ – это очень краткое объяснение основных понятий и явлений, иногда с контрольными вопросами. Аналогичное впечатление оставляет большинство имеющихся в продаже учебных дисков по физике для средней школы (всего нами было просмотрено более 25 таких электронных пособий).

В контексте обсуждения проблем отечественного естественно-научного образования очень показательна публикация в «Российской газете»[4]. Некоторые выдержки приведем без комментариев.

«Летом 2008 года в орловском госуниверситете (бывшем пединституте) на физико-математическом факультете был удивительный конкурс - один человек на пять мест. Итог: на первом курсе в "школьной" группе (где учат на учителей) - ни одного студента, В"университетской" (где выдают дипломы физиков) - трое. На старших курсах - столько же. Это означает, что через пять лет бывший пединститут, повысивший статус до госуниверситета, не выпустит ни одного (!) учителя физики. <…>

В школах сократили количество занятий по физике в 2,5 раза, а по математике - вдвое. Осталось два урока физики и три математики в неделю. Астрономию вообще убрали, словно это не наука. О каком научном прогрессе говорить, если преподавание базисных предметов сведено к нулю? Уровень образования стремительно падает. Мы вынуждены преподавать школьную программу и только к третьему курсу подтягиваем студентов до уровня выпускников школы пятнадцатилетней давности. <…>

Дикость: молодые люди, поступая на физмат, не знают, что такое амперметр или осциллограф. Учебное оборудование не выпускают полтора десятка лет. Старое износилось, в школах его нет. В ОГУ сохранили, что могли. В частности, научные фильмы 60-70-х годов, которые до сих пор превосходят импортные аналоги. Их оцифровывают, однако это не решит проблему. <…>

Сейчас делают ставку на открытие компьютерных классов… Физику и химию нельзя изучить заочно или по монитору! Это - науки о жизни, требующие эксперимента. Компьютер нужен, но он должен служить как помощник».



Первоочередные действия по созданию единого информационного образовательного пространства НИЯУ МИФИ



1. Формирование исторической и образовательно-просветительской базы знаний по атомной науке и технике

Работа по формированию базы знаний проводится в Обнинске уже более 5 лет практически на инициативной основе, с широким привлечением «ядерной» молодежи. Данному проекту мы дали сокращенное название «Незабудка».

Уже сегодня собранный архив материалов не имеет аналога в России. В базу знаний на данный момент входят:
- фильмотека отечественных и зарубежных исторических, учебных и научно-популярных фильмов, старых хроник, документальных съёмок (всего более 400 единиц, 25 тематических разделов);
- коллекция «Живая история» - видеозаписи людей, стоявших у истоков ядерной энергетики, атомного флота и космоса, ядерной медицины (более 20 часов);
- архив веховых документов и фотографий;
- электронная библиотека малотиражных книг по истории отрасли, старых, но не потерявших актуальности учебников, монографий, справочников, обзоров.

Более подробно о целях задачах проекта и его состоянии см. http://ranse.ru/

Достаточно очевидно, что такая база знаний нужна не только вузам НИЯУ МИФИ. Последние 2-3 года активно создаются информационные центры по атомной энергии (ИЦАЭ) (см. http://myatom.ru/), завершается работа по концепции Центрального музея отрасли (ЦМО) - выставки достижений атомной отрасли России, выполнен ряд работ по созданию отраслевого мемориального комплекса на базе первой в мире АЭС в г.Обнинске.

Основные задачи ИЦАЭ и ЦМО – привлечение в отрасль молодежи, формирование положительного имиджа отрасли. Информационная поддержка ИЦАЭ, формирование архива и сбор учебных материалов для музея должны находиться постоянно в поле зрения НИЯУ МИФИ. ГНЦ ФЭИ в письме, направленном в Департамент коммуникаций Росатома, предложил, используя задел и накопленный в Обнинске опыт, создать информационно-аналитический центр (ИАЦ). Его основной задачей должна стать консолидация и координации работ по формированию указанной базы знаний в рамках отрасли.

Формируемая база знаний (БЗ) рассматривается как фундамент для создания:
· информационных материалов (видеофильмов, буклетов, плакатов), которые в интересной, доступной и наглядной форме популяризуют знания о базовых физических и технических принципах широкого спектра ядерных технологий, результаты, перспективы и важность их развития для обеспечения энергетической и социально-политической безопасности страны;
· нового поколения учебных материалов для школьников (3 возрастных групп), студентов (в том числе зарубежных), аспирантов, молодых специалистов, преподавателей НИЯУ МИФИ;
· Интернет-портала, посвященного ядерному образованию. Созданы и быстро развиваются европейская (ЕNEN) и азиатская (ANENT) ядерные сети. В данном вопросе явно видно отставание нашей страны.

К ближайшим задачам можно отнести:

(a) Изучение опыта зарубежных организаций в области работы с молодежью и создания учебных пособий

Крупнейшие ядерные корпорации мира уделяют большое внимание воспитанию молодого поколения будущих ядерщиков. На их сайтах можно легко найти разнообразные материалы, задача которых – в доступной форме рассказать юному посетителю портала о ядерной энергетике, вызвать у него живой интерес к мирному атому. Например, в США Департамент энергетики регулярно обновляет книгу «Запряженный атом». В ней наглядно и популярно рассказывается о многих аспектах атомной энергетики. Из Англии мы получили 6 дисков для детей, изданных BNFL, где в игровой форме объясняется, что такое энергия, как работает атомная станция.

Однако, как констатируется в подготовленной нами справке[5], на сайтах отечественных предприятий атомной отрасли подобной информации довольно мало. Она практически отсутствует даже на Интернет-ресурсах крупных российских научных центров.

В октябре будет подготовлена аналитическая справка с перечнем материалов, которые надо запросить (закупить) в зарубежных ядерных корпорациях. Они необходимы нам как аналоги и источники идей для разработки нового поколения учебных материалов.

(b) Проведение в режиме видеоконференции цикла лекций ведущих специалистов ядерной отрасли

В настоящее время в ОАО «Концерн Росэнергоатом» успешно функционирует и развивается единое информационное пространство[6], в повседневную практику вошли видеоконференции со многими участниками. Еще в 2007 г. была озвучена и получила поддержку руководства концерна идея проведения в режиме видеоконференции пилотного курса из 5-7 лекций, который прочитают лучшие специалисты отрасли[7]. Необходимо срочно это реализовать.

(c) Продвижение образовательной программы «Школьникам об атомной энергетике»

Заслуживает поддержки и должна развиваться образовательная программа «Школьникам об атомной энергетике». Её реализует небольшая группа школьных учителей средней общеобразовательной школы 793 ЮЗАО г. Москвы с 2008 года[8].



2. Старые учебные фильмы

До распада СССР вопросу использования и развития учебного кино и телевидения в школах, вузах, системе повышения квалификации и переподготовки кадров, в первую очередь по общенаучным дисциплинам, уделялось очень большое внимание. По этому вопросу было принято несколько правительственных постановлений.

В систему «Союзшколфильм», «Союзвузфильм», «Союзнаучфильм» (в разные годы они имели разные названия) входили практически все киностудии как РФ («Мосфильм», «Ленфильм», «Свердловская киностудия»), так и республик («Киевская студия научно-популярных фильмов», «Рижская киностудия» и др.).

2.1. Учебные фильмы для школ

В Обнинске сохранилась одна из немногих фильмотек. В ней имеется:
- около 2000 учебных кинофильмов (16-миллиметровая пленка);
- 1200 видеокассет (VHS) по всем предметам и классам общеобразовательной школы.

Сегодня это богатство практически выведено из учебного процесса, так как:
- в большинстве школ отсутствует необходимая аппаратура для показа фильмов на киноплёнках;
- видеокассеты школам не выдаются из-за проблем с соблюдением авторских прав.

Ранее показ учебных фильмов в школах был обязательным и контролировался органами народного образования. Крайне неразумно в одночасье расстаться с формировавшейся в течение 40 лет базой для образования, в которую входят уникальные видеоархивы. Все фильмы создавались с учетом методических требований, благодаря чему учитель может легко встроить показ видеозаписи в общий ход урока.



2.2. Учебные фильмы для вузов и системы повышения квалификации

Менее понятна ситуация с научно-популярными фильмами и фильмами для вузов. Нам не удалось найти полного перечня этих фильмов. На прямой запрос к правопреемникам указанных выше киностудий с просьбой прислать список фильмов по физике, химии и энергетике ответил только ФГУП Фильмофонд киностудии «Ленфильм».

Некоторую информацию можно получить, анализируя электронные библиотеки вузов и колледжей, в том числе в бывших республиках СССР, файлообменники в Интернете. Мы пришли к выводу, что таких фильмов по всем областям науки и техники в 1965-1989 гг. было создано не менее 5000. Просмотр небольшой их части привел к выводу, что многие из них не потеряли ценности и сегодня.

В настоящее время нами формируются следующие разделы каталога фильмотеки:
- математика;
- физика (механика, оптика, гидравлика, термодинамика);
- химия;
- биология.

Необходимы следующие действия:
- инвентаризация учебных материалов с позиций ценности для учебного процесса в сегодняшних условиях;
- прояснение статуса указанных учебных материалов с позиции авторских прав;
- перевод отобранных материалов в цифровую форму.



3. Виртуальный лекторий - важная составляющая единого информационного образовательного пространства НИЯУ

Проблемами построения системы широкодоступного дистанционного образования в целом и развитием видеолекций в частности давно занимаются за рубежом. Среди вузов, работающих над созданием подобных программ, одним из лидеров является Massachusetts Institute Technology (MIT) (http://ocw.mit.edu).

Его проект OpenCourseWare позволяет получать доступ к материалам лекций, семинаров, лабораторных работ по множеству предметов[9]. Кроме того, предоставляется возможность ознакомиться с видеоархивом лекций по различным предметам и видеозаписями важнейших событий и лекций, проходящих в институте. Некоторые видеокурсы можно найти в студенческой сети в свободном доступе. Качество изображения позволяет читать на экране то, что лектор пишет на доске. Число лекций перешло порог 1000 и быстро растет.

Что дает виртуальный лекторий?

- студентам - помощь в планировании обучения, дополнительные учебные материалы;
- университету - высокий уровень образовательных стандартов, стимулирующих инновации, вызывающих гордость у студентов за свой вуз;
- факультетам - демонстрацию своих образовательных программ, улучшение механизмов привлечения студентов и преподавателей к созданию учебных материалов, расширение использования цифровых материалов в обучении, развитие сотрудничества среди профессорско-преподавательского состава;
- преподавателям - новый способ подачи материала, отличающийся высокой зрелищностью, своеобразную рекламу своего профессионализма.

Опыт MIT показывает, что открытая публикация образовательных материалов не приводит к падению интереса к очному образованию. Видеолекции, выложенные на сайте, изначально не предназначены для замены диалоговой среды «студент – профессор».

Открытые образовательные материалы увеличивают интерес к программам обучения, предоставляемым институтом, являясь тем самым маркетинговым инструментом.

В России неоднократно подчеркивалась перспективность создания видеолекций и необходимость их реализации. Эти вопросы неоднократно поднимались на различных конференциях. Однако демонстрируемые наработки представляют собой в основном авансные, единичные продукты. Например, http://www.mephi.ru/students/vl/

Интересен проект «Золотые лекторы МФТИ», реализация которого мотивируется следующим:
- Ни для кого не секрет, что даже очень хорошие лекторы стареют и, к сожалению, перестают читать лекции. Они часто оставляют свое наследие на бумаге, выпуская учебники и методички, однако тот фирменный стиль изложения, который позволял им «достучаться» до студентов, заинтересовать их, не всегда можно передать в учебных пособиях, а с годами он забывается.
- Будущее поколение Физтеха должно иметь возможность увидеть на экране, как и какие лекции читались в их вузе. Для студентов необходимо полнее сохранить творческое наследие авторов книг и пособий, давая тем самым возможность не только читать, но также смотреть и слушать.
- Просмотр видеолекций способствует более глубокому усвоению знаний студентами за счет создания еще одной формы представления материала.

Проведенный анализ Интернет-ресурсов позволяет констатировать, что на сайтах зарубежных университетов представлено во много раз больше учебных планов, презентаций преподавателей, методических материалов и т.д., чем имеется в наших вузах.

К числу ближайших задач можно отнести:
(a) Принятие решения о резком форсировании работ по созданию виртуального лектория (ВЛ) НИЯУ.
(b) Создание 2-3 рабочих групп по реализации проекта, закупка оборудования, быстрое обучение молодежи методам операторской работы и монтажа видеоматериалов.
(с) Утверждение списка лекций, которые войдут в ВЛб, доработка силами молодежи презентаций лекторов (в Обнинске такая работа уже начата).
(d) Подготовка справки о том, какие видеолекции, учебные планы, презентации преподавателей, методические материалы зарубежных университетов, могут представлять интерес для НИЯУ.

Материал подготовили:
ведущий научный сотрудник ГНЦ РФ ФЭИ, зам. директора по информационному обеспечению РАЯНО, к.ф.-м.н. А.И.Воропаев, специалист Международного центра ядерного образования НИЯУ МИФИ А.А.Золотухина



Примечания

[1] Михаил Стриханов: Путь, с которого не свернуть (интервью для сайта Росатома, 12.07.2010)
[2] Кадры: резерв главного командования («Страна Росатом», № 12, сентябрь 2010)
[3] Отчет о деятельности Института ядерной энергетики (филиала) СПбГПУ в г. Сосновый Бор за 2009 год
[4] Большая перемена. Через пять лет в школы уже не придут молодые учителя физики и математики («Российская газета», 27.01.2009)
[5] http://ranse.ru/news/news20100704.html
[6] Огромная заслуга в этом безвременно ушедшего от нас Б.В. Антонова.
[7] Пилотный проект для АЭС («Атомпресса», №10-11, март 2007)
[8] http://ranse.ru/school/aboutschool.html
[9] http://ocw.mit.edu/courses/audio-video-courses/



Приложение.
Некоторая статистика результатов ЕГЭ за 2009-2010 гг.(по материалам http://www.ege.edu.ru)

Общее количество сдававших ЕГЭ – 878 000 (1 034 735)* человек (минус 157 тыс.)

1. Формат экзамена по физике
Часть A. 25 заданий. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильным является только один.
Часть B. 5 заданий. На каждое следует дать ответ в виде набора цифр или в виде одного числа.
Часть C. 6 заданий. На каждое требуется дать развернутый ответ.
Максимальная оценка по каждому из разделов: 50, 14, 36.

2. Минимальное количество баллов по физике, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования году, - 34 (32) балла.

3. Кроме обязательных экзаменов по русскому языку и математики, ЕГЭ по физике сдавало 25 (23)% учеников, по химии - 10 (8)%.

4. Средний балл в 2009 г.: русский - 56, математика - 42, физика - 46, химия - 26.

5. В 2010 г. 32 % сдававших ЕГЭ по физике не приступали выполнению заданий с развернутым ответом (часть С). Среди сдававших математику таких было - 39 %, химию - 26%.

Количество не приступивших к ответам или получивших оценку «0 баллов» за этот раздел стало примерно в 2 раза больше по сравнению с 2009 г.

6. В 2009 г. количество учащихся во всех регионах России, получивших на ЕГЭ по физике 60 и более баллов - 400 человек.

7. 100 баллов получили 114 (200) человек. Из них:
Москва - 20 (31)
Московская область - ? (22)
Республика Башкортостан - 7 (17)
Чувашская Республика - 5 (11)
Челябинская область - 1 (11)
г. Санкт-Петербург - 5 (1)

* Здесь и далее в скобках данные за 2009 г.
Источник: РАЯНО
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
27-02-2013-00:12 удалить
Весьма полезный топик


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Образование в России дошло "до ручки" | леди_Эсса - Дневник леди Эссы | Лента друзей леди_Эсса / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»