Неисповедимы Пути............
15-11-2009 01:49
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Настроение сейчас - Ведь были люди в наше время..........
...Ясным майским днем анно Домини 1770 четырнадцатилетний австрийский парнишка, назвавший себя Вольфганго Амадео переступил порог неаполитанского палаццо , увенчанного гордой надписью « Amphion Thebas, ego dominum, Anno Domini 1754».
Навстречу юному дарованию вышел высокий и все еще красивый пожилой человек, называвший себя Дон Каффарелли ...или , может быть теперь Герцог ди Сан Донато... в шестьдесят себе можно позволить некоторые вольности....
Мальчик нервно одернул тесный, специально сшитый для визита в Италию муаровый камзол цвета зеленого яблока, оглянулся на своего строгого батюшку, сопровождавшего его повсюду и старательно поклонился .
О чем разговаривали эти два настолько разных человека ? Остается только догадываться. Наверняка нахальный подросток рассказал стареющему Приму о своем визите в Лондон, где он впервые услышал певцов, которых публика называла «Прими Уомини» или «музичи», ими восторгались , носили на руках, а за глаза с усмешкой шептали в лучшем случае « эвирато», а порой и «кастроне».
Прими Уомини, которых довелось услышать маленькому Вольфгангу в Лондоне, звались Джиованни Манцуоли и Джиусто Фердинандо Тендуччи. Оба триумфировали в опере некоего саксонца Йоханна Христиана Баха « Адриано в Сирии» ...и оба, конечно же, самые замечательные музичи, встретившиеся на еще коротком творческом пути маленького виртуоза. Эти слова, должно быть, несколько задели дона Гаэтано...Манцуоли...и юный красавчик Тендуччи....
Лиссабон, март анно Домини 1755.
Ко Дню рождения Королевы состоялось грандиозное представление оперы Давида Переса «Александр в Индии». Декорации строил Дж.К. Галли- Бибиена, первый мастер и волшебник барочной сценической иллюзии, на сцене под звуки марша появлялась кавалерия во главе с королевским наставником по верховой езде, оседлавшим Буцефала. Поро пел Гаэтано Каффарелли, Александра – Джоаккино Конти * тот самый дебютант, которому Дон кричал когда – то «Браво, Гицциелло !»*, одну из ролей исполнял немецкий тенор Антон Раафф.... В католическом Лиссабоне женщины на сцене не поют....»Примадоннами» были назначены Джиованни Манцуоли, закончивший свою карьеру в 1772 оперой Моцарта
« Асканио на Альбе» и Гаэтано Гваданьи- через семь лет он станет первым Орфеем Х.В. Глюка. Певцов оценивали на вес золота в прямом смысле.
После ужасного землетрясения 1 ноября , разрушившего Лиссабон полностью и унесшего жизни более семи тысяч человек, директор оперного театра иль Примо Уомо Гицциелло навсегда покидает сцену. Фаринелли в Мадриде основал фонд помощи пострадавшим музыкантам и их семьям и лично внес первым 2000 золотых дублонов.
Лондон , анно Домини 1764.
Маленький мальчик по имени Вольфганг еще не знает - бояться ему или нет , когда строгий батюшка подталкивает его навстречу крупному молодому саксонцу со звучным именем Йоханн Христиан Бах , композитору и Мастеру музыки самой Королевы Софи – Шарлотты. Маэстро наклоняется, подхватывает Вольфганга на руки и сажает к себе на колени у пианофорте - Бах младший был первым, кто играл на этом инструменте в Лондоне.....восьмилетний Моцарт и почти тридцатилетний «лондонский Бах» играют сонату в четыре руки и обмениваются мнениями на родном немецком языке. Йоханн Христиан становится наставником , во многом повлиявшем на творчество Вольфганга Амадеуса . Приму же Уомо Фердинандо Тендуччи «Мр. Джон Бах, саксон мастер оф мьюзик» был другом до последних дней и сочинил для его светлого сопрано *специально для исполнения в Неаполе* в а. Д. 1673 арию «La legge accetto» , дополнившую первый акт оперы Х. В. Глюка «Орфей и Эвридика», премьера которой состоялась в Вене а.Д. 1762.
В Лондоне же эта опера шла в сезон а.Д. 1769- 1770, в оригинальной версии «синьора Глуха», но основательно дополненная музыкой «синьора Баха», который
« дружелюбно согласился предоставить свои новые сочинения, дабы привести представление к длительности, достойной вечернего развлечения».
Гаэтано Гваданьи, уже певший в Лондоне всего каких – то 20 лет назад - в «Мессии « и «Самсоне» Маэстро Генделя и бравший уроки актерского мастерства у Дэвида Геррика, конечно же, блистал и в этой постановке.
Турин, анно Домини 1760.
Театро Реджио представляет оперу «Артасерсе» , музыка Джиованни Баха, иль сассоне. В роли Арбаче – Гаэтано Гваданьи, исполнивший свою партию настолько выразительно * особенно арию де темпеста « Vo solcando un mar crudele» и каватину заключенного в темницу героя «Perché tarda è mai la morte», что Чарлз Берней и Жан –Франсуа Мармонтель отметили это в своих музыкальных мемуарах.
Неаполь, анно Домини 1752.
Иль Примо Уомо Гаэтано Каффарелли встречается со «странным немецким композитором» Х.В . Глюком, который собирается написать для него партию Сесто в своей новой опере « Ла клеменца ди Тито». Глюк и Гаэтано сперва присматриваются друг к другу, затем становятся друзьями. Глюк заканчивает партитуру за два месяца и посвящает Каффарелли арию «Se mai senti spirarti», которая становится хитом сезона не в последнюю очередь благодаря «ми» третьей октавы, исполнненому иль Примо Уомо.
Неаполь, анно Домини 1770.
Визит окончен. Строгий батюшка со значением морщит брови и подает знак Вольфгангу – пора удаляться, стареющий Прим явно не в духе.....- А знаете, синьор Каффарелли, когда мне было шесть, я выступал перед Императором в Вене и встретил там вашу коллегу – синьору Тези ...ее служанка была такая черная – пречерная мавританка...но я совсем не испугался, а наоборот - бросился ее целовать...Синьора Тези так смеялась...
Вольфганг бросает неуверенный взгляд на отрешенное лицо Герцога ди Сан Донато....Мы никогда не узнаем, улыбнулся ли тот на прощание.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote