В преддверии новогодних праздников подфартило и тем компаниям, которые специализируются на эзотерических товарах. В частности, просмотрев десяток европейских онлайн-магазинов данной направленности, «ВД» обнаружила, что вместо традиционных рождественских предложений - талисманов любви и семейного благополучия - в топ-позициях значатся сувениры, приносящие деньги и сулящие удачу в бизнесе: магические кристаллы, брелоки из монеток для ключей, колокольчики и статуэтки для привлечения удачи.
Звезды подскажут
Прямую зависимость между ухудшением экономической ситуации и возрастающим количеством клиентов отмечает и финансовый астролог Ашок Мотиани (indianmarketastrologer.com): «Как только на рынке происходит очередной обвал, число подписчиков на наши новости и прогнозы увеличивается». Это подтверждают цифры - только за последние два месяца 2008 года общий трафик астрологических сайтов с индийскими доменами вырос на 25-50%. В целом же, по данным портала astroguru.com, спрос на услуги астрологов, занимающихся финансовыми вопросами, в нынешнем году повысился на 70%.
Верить звездам или нет - вопрос уже явно не риторический. По крайней мере, американский астролог с 25-летним стажем Мэдлин Гервик утверждает, что сегодня, в условиях неопределенности и непредсказуемости, многие предприниматели стали более лояльны к «звездным» прогнозам. В частности, ее издание The Good Timing guide - справочник по планированию времени для деловых людей, где даются советы относительно благоприятного/неблагоприятного периода для тех или иных сделок и соглашений - пользуется повышенным вниманием. В нынешних нестабильных условиях, по мнению Мэдлин, трудно пренебрегать таким мощным средством влияния на свою судьбу и свой бизнес, как астрология. Поэтому современные «звездочеты» берутся составлять гороскоп не только для отдельного человека, но и для целой компании, офиса - для этого нужны только их «имя» (полное название) и «время рождения» (дату основания или открытия). Астрология ныне успешно применяется абсолютно в любой сфере бизнеса: от торговли, рекламы и до банковского дела. Например, при исследовании кредитной истории клиента делается дальнейший финансовый прогноз для банка - можно давать кредиты или нет. Астрологи также все чаще вычисляют самый благоприятный день для регистрации фирмы, помогают подбирать самых надежных сотрудников, назначают лучшее время для переговоров, предсказывают поведение деловых партнеров в той или иной ситуации и пр. Правда, ни один из специалистов «по небу», опрошенных «ВД», не согласился назвать своих клиентов и рассказать об их успехе с помощью звезд, сославшись на конфиденциальность этой информации.
Правильное место
Но если большинство бизнесменов предпочитают не афишировать свое обращение за помощью к астрологам, то использование фэн-шуй в своих офисах уже давно не скрывают многие известные компании (CitiBank, Virgin, Morgan Bank, Hyatt Hotels) и личности - голливудский продюсер Джанни Нунари, выпустивший фильмы «300 спартанцев» и «Отступники», мультимиллионер Дональд Трамп. Даже такие корпорации, как Microsoft и Canon, «съевшие собаку» на передовых технологиях, решили заручиться помощью фэн-шуй. В этом году, например, подразделение Canon Europe обратилось к уже упомянутой Симоне Мейнини, чтобы изменить интерьер своих офисов и повысить таким образом работоспособность и стрессоустойчивость сотрудников.
Интересно, что, несмотря на все старания специалистов по фэн-шуй, большинство европейцев и американцев по-прежнему воспринимают его не как науку о жизни в гармонии с внешним и внутренним миром, а как одну из модных интерьерных тенденций. И, видимо, это объясняет «живучесть» на Западе данного учения, превратившегося в тренд, который под тем или иным соусом предлагают компании. Оригинальное его использование придумали немцы, которые открыли в 2005 г. особый бизнес-отель Corbin в городе Фрейзинг вблизи Мюнхенского аэропорта. Как рассказал «ВД» его директор Марк Шлехфер, идея заключалась именно в том, чтобы создать гармоничное, по законам фэн-шуй, пространство, которое будет положительно влиять не только на самочувствие проживающих, но и на ход деловых встреч и переговоров, организованных в стенах отеля. Для этих целей в «правильных» местах были расположены аквариумы, цветы, кресла, столы и стулья в митинг-рум и холле. По словам Марка, идея оказалась удачной, так как фэн-шуй сейчас очень популярен в Германии. И ничего удивительного в этом нет: магия в широком смысле этого слова (хотя, конечно, все астрологи, экстрасенсы и те же мастера фэн-шуй считают свое учение целой наукой со строгой системой терминов и понятий) была во все времена очень востребована. А сейчас превратилась в прибыльный бизнес, наверное, один из немногих, позиции которого только укрепляются в условиях кризиса.