Повторенье - мать ученья: народная мудрость, которую в наши головы пытаются вбить со школьной скамьи. Но стоит ли следовать этому совету во взрослой жизни?
Знакомая для многих ситуация: отлично проведя время на очередном тренинге, о полученных знаниях вскоре забываешь начисто. «Как показывает практика, эйфория после тренинга может длиться от недели до месяца. Потом все возвращается на круги своя, все работают так, как привыкли. Хотя я знаю компании, где
тренинги проводятся минимум раз в квартал», - рассказал Андрей Тизик, HR-консультант, бизнес-тренер.
«Любые позитивные тренинговые эффекты без поддержки и сопровождения со временем улетучиваются. При идеальной организации обучения всегда будет присутствовать посттренинговое сопровождение. Ведь обучение в компании - это не просто трата бюджета, это системное мероприятие, имеющее свои цели и задачи. Обучать персонал, не имея оценки обучения и не отслеживая результаты, на сегодняшний момент уже непозволительная небрежность», - сообщила Виктория Задиора, HR-консультант «Центра Томалогии».
Основной аргумент компаний, продвигающих услугу посттренингового сопровождения, сводится к тому, что навыки и знания, которые были получены сотрудниками в ходе основного курса, еще следует «встроить» в реальные рабочие процессы. А комплекс мероприятий, который может включать семинары, мастер-классы, углубленные тренинги, должен быть посвящен проработке каждого из навыков, осваивавшихся в ходе основного тренингового курса.
Вне стандарта
На самом же деле в большинстве случаев посттренинговое сопровождение проводится только тогда, когда сам тренер нуждается в обратной связи или оценке эффективности своей работы. Да и единого мнения насчет того, что же такое посттренинг, среди самих специалистов по обучению не существует. Одни компании называют этим термином предоставление отчета и каких-либо методических материалов, другие предлагают некую систему контроля качества или контроля изменений. Да и сами тренеры зачастую не горят желанием «возиться» с проблемами своих клиентов, возникшими в процессе применения теми полученных навыков.
Юрий Живоглядов, руководитель направления коучинга Украинского союза психотерапевтов, вице-президент КАППП, кандидат психологических наук, видит причину в том, что «на данный момент в Украине большинство тренеров занимаются «точечным» обучением, то есть выработкой конкретных узких навыков. Но ведь существует и другой, более развивающий подход к обучению, предполагающий формирование способности к самосовершенствованию. Однако отечественный тренинговый бизнес держится на так называемых говорящих головах - людях, не имеющих собственных программ, собственной научной и креативной продукции. Они заучивают чужие программы и транслируют их на аудиторию». Разумеется, при таком положении вещей профессиональная коррекция ошибок и внедрение навыков, которые должны быть основной задачей посттренингового сопровождения, пока еще остаются недостижимой мечтой для многих компаний.