[показать]Даже в Синоде Миссури, который в остальном не склонен к нововведениям, стали появляться высокоцерковные тенденции. Но как в Европе, так и в Америке верно правило, что литургические новшества свидетельствуют о кризисе богословия. Там, где пасторы и общины более не согласны c классической литургией своей церкви, более глубокая причина несогласия обычно кроется в том, что они перестали понимать богословие, вложенное в эту литургию. Если бы люди все еще понимали, что означает освящение в соответствии с лютеранским учением, они не стали бы говорить о необходимости эпиклезиса, истоки которого лежат в совершенно ином понимании смысла реального присутствия. И многоразличные попытки движения Berneuchener* в Германии и аналогичных движений в других лютеранских регионах некоторым образом (совершенно лютеранским, по их словам) обновить причастное богослужение в направлении мыслей о жертвоприношении Мессы совершенно однозначно указывают на то, что они больше не понимают смысла, который лютеранская Реформация вкладывала в Вечерю Господню. Так, образцом и обыкновением для многих становится representatio Голгофской Жертвы, подменяющая собой подлинное, «реальное и субстанциональное» присутствие того, что Христос даровал нам раз и навсегда (Евр. 7:27; 9:12 ; 10:10), то есть Его Тела и Крови. И тогда смыслом и центром священнодействия становится то, что человек делает — благодарение, «высокая молитва евхаристии», или даже адорация евхаристического Христа, — затмевая собой то, что человек получает. Слова «во оставление грехов» отступают на второй план и уже более не воспринимаются как подлинное обетование Таинства — такое ощущение, что современный человек приносит свое глубокое отвращение к учению Реформации о грехе и оправдании к самому алтарю лютеранской церкви. Но если это уже происходит даже в зеленеющем лесу литургического движения, великая ценность которого заключается в том, что оно хочет вновь начать относиться всерьез к Таинству Алтаря и вернуть ему утраченное место в жизни церкви, то чего нам ожидать от сухостоя богословской полуграмотности и от бедных, невежественных христиан, которые, судя по всему, определяют в наши дни лицо всех церквей?
— Hermann Sasse, Letters to Lutheran Pastors 23
___________________________________________________________________
* Высокоцерковное движение в германии, связанное с именем Фридриха Хайлера.