[показать]Оптимизм и синергизм, господствующие в Америке, в такой степени проникли в американское лютеранство, что слова «там и тогда, где и когда это угодно Богу» из Аугсбургского Исповедания (V:2) оказались практически забыты. Свидетельством тому — слепое заимствование программ служения и евангелизации у таких групп, как адвентисты седьмого дня. Пастор тренирует прихожан, чтобы они овладели правильным умением благочестиво говорить и смогли приводить в церковь других людей.
Служение проповеди примирения вытесняется подготовкой «жнецов душ», которых учат просто правильно говорить с людьми, максимально используя методики психологической манипуляции. Все понимают, что в основе этой системы лежат методы американского предпринимательства. Таким образом, людей нужно привести в церковь, дать им почувствовать себя там как дома, подвести к принятию решения, а затем всем вместе продолжать строить Царство Божье.
То, чего больше не надеются достичь с помощью Слова Божьего, достигается с помощью психологических методик современной евангелизации. О Святом Духе, конечно, говорят, но все уже забыли, кто это такой. Такое ощущение, что Его можно измерить и выразить в количественной форме. И такой евангелизм приносит плоды. Тысячи людей становятся членами церкви.
С другой стороны, можно вспомнить неудачи библейских пророков и Самого Господа нашего. Задумавшись об этом, начинаешь понимать всю серьезность слов «там и тогда, где и когда это угодно Богу». Иисус сказал: «...так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Мк. 4:12, ср. Ис. 6:9-10). Человек, которого не повергает в трепет то, что скрыто в глубине этих слов, никогда по-настоящему не познает Святого Духа.
— Герман Зассе. Письма лютеранским пасторам, №51 (июль/август 1960 года)