Маркус Ниеминен
ЧТО ТАКОЕ АПОЛОГЕТИКА И ПОЧЕМУ НУЖНО ЕЙ ЗАНИМАТЬСЯ?
Pyhäkön Lamppu, 1/2013
Перевод с финского: Дарья Шкурлятьева
Христианская апологетика – это опирающаяся на доводы разума, на рациональные аргументы защита христианской веры. Апологетику можно разделить на два подтипа, в зависимости от ее задач: негативная апологетика опровергает рациональные доводы, выдвигаемые против веры в Бога, тогда как позитивная апологетика стремится выработать логические аргументы в пользу веры.
В центре внимания – первый артикул Символа Веры
В первую очередь, внимание апологетики сосредоточено на вопросах, связанных с первым артикулом Символа Веры. Человеческий разум способен познать Бога как Первопричину всего существующего - любой человек способен понять это из так называемого «всеобщего откровения». Основой такого естественного познания является всё, что было создано Богом, а также образ Божий, запечатленный в человеке при сотворении. О том, что такое «всеобщее откровение», становится понятно, например, из слов Давида: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).
Вызов, бросаемый пустой гробницей
Защита воскресения Иисуса как исторического события всегда была одной из важнейших задач апологетики. Историчность этого подтверждается тем, что уже самые первые христиане верили в воскресшего Христа. Также и в свете исторических документов становится понятно, что в Пасхальное утро гробница Иисуса оказалась пуста. Даже враги Иисуса свидетельствуют об этом. Рассказ о том, что ученики якобы ограбили гробницу, пока воины спали (Мф. 28:13-14) – как раз пример такого альтернативного свидетельства, из которого становится ясно, что гробница была пуста. Ведь подобные сказки не имело бы смысла рассказывать, если бы тело Иисуса все еще оставалось в гробнице. Историческую ясность можно внести, попытавшись задать некоторые вопросы. Как ученики смогли сдвинуть огромный камень, закрывавший вход в гробницу, не разбудив при этом солдат? Вы правда верите, что римские стражники, стоя в карауле, могли уснуть? Как могли спящие солдаты узнать, что люди, приходившие к могиле, были именно учениками – им это что, приснилось?
Очень сильный аргумент в пользу воскресения – это исторически достоверный рассказ об обращении одного известного агностика. Савл Тарсянин был гонителем христиан (Деян. 9:1-18), по дороге в Дамаск он обратился и уверовал во Христа. Сложно представить, что лживые россказни ограбивших гробницу учеников так подействовали на Савла, что у него вдруг начались какие-то странные небесные галлюцинации.
Лютеранская апологетика
С апологетикой связаны два распространенных заблуждения. Некоторые считают, что при помощи хорошей апологетики можно зародить в человеке спасительную веру. Стоит лишь подобрать правильные аргументы в защиту христианской веры – и даже самый твердолобый человек станет в конце концов христианином!
Пелагиане (приверженцы теологии, согласно которой человек способен сделать выбор в пользу Бога) были бы от этой идеи в восторге, но у лютеран волосы от нее встают дыбом. Неужели правда апологетика и логические аргументы способны зародить в грешнике спасительную веру? Нет. Спасительная вера рождается в человеке исключительно благодаря словам Евангелия, а не благодаря хорошей аргументации.
Излишне оптимистичные взгляды на возможности апологетики зачастую приводят к недооценке связанных с грехопадением реалий. Согласно лютеранскому учению, вследствие грехопадения познавательная способность человека также была повреждена, поэтому человек и убежал от своего Создателя.
Вторая ошибка – умаление роди апологетики, вплоть до того, что мы в ней вообще не нуждаемся. Однако христианская вера базируется на историчности спасительных деяниях Бога. Догматы веры не парят где-то в небесах, в отрыве от реальной жизни. Слушая духовные речи, мы имеем дело с той же самой реальностью, которая окружает нас каждый день. Поэтому мы нуждаемся в проповеди, крепко укорененной в истории.
Мы призваны устранить все препятствия для веры – как соблазны греха, так и суждения, о которые претыкается разум. Разум не может привести нас ко Христу, но он может отвратить нас от Слова! Апостол Павел говорит: «Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» (2 Кор. 10:4-5). Разумеется, эта битва ведется не при помощи разума, но при помощи Евангельского Слова. Вот почему апологетика не противопоставляется христианской проповеди, но является ее органичной частью.
Воплощение и реальное присутствие
Иногда христианская проповедь превращается в своего рода игру: начинает казаться, что всё, о чем нам говорят - это правда, но только где-то там, на небесах, вне всякой связи с повседневной жизнью. Возникает мысль, что о духовных делах можно говорить исключительно языком иносказаний, и смысл этих притч уяснить нельзя, нужно лишь от всего сердца верить сказанному. Но ведь слова о Боге, о Небесах и о спасении имеют совершенно конкретное содержание!
Ядро лютеранской теологии – истинное присутствие Бога в Слове и Таинствах. Бог присутствует не просто в наших мыслях – Господь пребывает в Церкви, и каждый лично может Его там найти и с Ним пообщаться!
То, что истинно в незримом мире, истинно также и здесь, в зримой реальности. Божий спасительный план осуществляется в контексте человеческой истории. «Отпечатки пальцев» Бога видны в прошлом, настоящем и будущем.
Деяния Божиих никогда не были чем-то таким, пред чем смолкает беспомощно человеческий язык и беспомощно опускается перо историка-исследователя. Весь наш жизненный опыт, вся Вселенная подкрепляют Библейское свидетельство о сотворении мира – но часто они свидетельствуют также и о грехопадении.
Апологетика и христианская проповедь
Так какую же помощь может оказать апологетика христианской проповеди? Разве не говорит Лютер смиренно в Кратком Катехизисе, поясняя третий артикул Символа Веры: «Я верую, что ни собственным разумом, ни своими силами не могу я уверовать в Иисуса Христа, Господа моего»? Нужны ли рациональные доводы, если весть о Распятом всегда будет казаться этому миру глупостью? «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1:20).
Смысл речи Павла, обращенной к Коринфской общине, совершенно ясен: идея о распятии как о единственном пути ко спасению не согласуется с природными желаниями человека. Человек по природе своей, без помощи Святого Духа, будет противиться этой вести. Ему ненавистна сама мысль о том, что нужно принять что-то, данное лишь из милости – человек хочет спасти себя сам, делами Закона. Эту проблему с противостоянием благодати не поможет решить апологетика – ее поможет решить только сама Божья благодать.
И все же в проповеди Павла для апологетики находится совершенно четкое место. Для Павла основанием христианской веры, в зависимости от которого она стоит или падает, является истинность телесного воскресения Христа. Павел отвергает веру, лишенную уверенности в телесном воскресении Христа. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» и «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15:14, 17).
Христианская вера имеет смысл для грешного человека только в том случае, если Христос действительно воскрес из мертвых. Если всё не так, то спасения нет. Небеса затворены, Заступника пред Отцом нет, Отец не слышит наших молитв. Есть лишь Страшный Суд. Для Павла воскресение Христово – это не утешительная психологическая уловка и не фантазия, которую он хотел бы считать правдой. Это истина, которой сам он живет, которую проповедует и которую при помощи данной Духом мудрости защищает ото лжи.
Примеры некоторых современных апологетических аргументов
Космологический: Уильям Лэйн Крэйг выдвинул аргумент, согласно которому у всего существующего есть какая-то внешняя причина, побудившая его к существованию. Вселенная существовала не всегда – так где же причина ее существования? Должна быть какая-то причина за пределами самой Вселенной.
Кумулятивный: Ричард Суинбёрн говорит о кумулятивном эффекте свидетельств в пользу существования Бога. Единичное свидетельство можно не принимать во внимание, но когда свидетельств накапливается множество, то, опираясь на них, скорее следует сделать вывод в пользу того, что Бог существует, а не наоборот.
Негативный: Алвин Плантинга говорит, что у атеистов нет достаточной причины безоговорочно доверять своему разуму. Эволюция не гарантирует правдивости человеческих галлюцинаций. Этот аргумент особенно силен в эпистемологическом контексте.