• Авторизация


Зассе об исповедании Церкви 19-09-2012 05:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Можно ли найти лучший источник наставления относительно природы церковного исповедания, чем Новый Завет? Здесь мы сразу же обращаем внимание на крайне важное обстоятельство — а именно, что греческие слова homologein и exhomologeisthai, которые соответствуют нашему глаголу «исповедовать» и латинскому confiteri, имеют несколько разных значений, которые, тем не менее, в основе своей родственны друг другу: исповедание греха (1 Ин. 1:9, Мф. 3:6, Иак. 5:16), исповедание веры (Мф. 10:32, Ин. 9:22; Рим. 10:9; 1 Ин. 2:23; 4:2; Флп. 2:11 и т. д.; см. также. 2 Кор. 9:13; Евр. 3:1; 4:14 и т. д.) и прославление Бога (см., например, Мф. 11:25; Рим. 14:11).

В Церкви, как показывает история, все три разновидности «исповедания» неразрывно связаны друг с другом. Гимн Te Deum laudamus, Te Dominum confitemur, который Лютеру нравилось считать одним из вселенских вероисповеданий Церкви, пела Церковь, каявшаяся в грехах человечества на руинах древнего мира. Confessiones Блаженного Августина — это прославление Бога, но в то же время исповедание его веры и его исповедь в собственных грехах. Поскольку Реформация началась как движение покаяния и по самой сути своей оставалась таковым — движением, главной заботой которого было подлинное покаяние и оправдание грешников, — потому, и только потому она смогла произвести на свет исповедание веры и спеть Богу новую песнь хвалы в своих литургиях и гимнах. Пауль Герхардт и прочие великие гимнописатели нашей Церкви были способны петь хвалу Богу, как никакое другое поколение христиан. Но это было не вопреки, а как раз благодаря тому, что они были глубоко ортодоксальными людьми и поборниками ортодоксии.

Неслучайно последние годы XVII столетия, когда люди уже не принимали вопросы вероучения всерьез, стали свидетелями того, как из лютеранских церквей исчезла частная исповедь, а вместе с нею затихли и великие лютеранские гимны хвалы и благодарения. До каких же пор люди будут молоть чушь о «мертвой ортодоксии»? Это обвинение напрочь лишено какого-либо исторического основания и опирается лишь на догмы пиетизма (поскольку у пиетизма тоже есть собственные догмы, причем вполне очевидные). Можно было бы показать эту связь между  исповеданием грехов, исповеданием веры и прославлением Бога на примере и других деноминаций — например, средневековой католической церкви, великие богословы которой были одновременно и великими литургистами, или восточной церкви, «православие» в которой всегда толковалось как правильное учение и правильное прославление Бога.

Тем не менее, было бы совершенно неправильно вывести из этой связи заключение, которое сегодня выводится слишком часто, — а именно, что Церкви достаточно прославлять Бога в величественных гимнах и литургиях, и что Символ веры — это всего лишь одна из частей литургии. Многие современные протестанты с готовностью присоединяют свой голос к тем древним гимнам хвалы, которые прославляют Воплощение вечного Сына Божьего или божественную тайну Троицы. Но это еще не значит, что они признают истинность соответствующих артикулов веры. Таким образом, помимо литургической функции эти Символы Веры имеют и другой аспект, в соответствии с которым они играют роль догматических формулировок. И лишать их этой роли нельзя ни в коем случае. Да, на небесах они будут чистым актом прославления (Флп. 2:11 и великие гимны Апокалипсиса), ибо на небесах не будет больше заблуждения, не будет больше ересей. И антихрист, который увлекает людей неверием и ложной верой, будет, наконец, побежден.

Однако здесь, на земле, прославление Бога и заключенное в нем исповедание веры в Него сопровождается провозглашением содержания этой веры, простого суждения о факте, артикулов веры, которые верующий считает истинными. «Рожденный от Марии Девы», «единосущный Отцу» — это слова, которыми нельзя молиться, и которые нельзя петь, не веря в их истинность, равно как не следует петь: «Благословенная и святая Троица, да будет вечная Тебе хвала!» — тому, кто более не верит в это учение. И тот факт, что современные протестанты все же делают это, является симптомом деградации евангелических церквей и объясняет растущую силу католицизма. Церковь на земле не может существовать без подлинного исповедания веры, которое она принимала бы всерьез. Литургия как таковая — это продукт такого исповедания веры, и папа был совершенно прав, когда в своей энциклике Mediator Dei напомнил литургическому движению внутри римской церкви, что общеизвестная максима Lex supplicandi lex credendi [закон молитвы — закон веры, т. е. мы верим в то, о чем молимся] не только можно, но и должно читать в обратной последовательности. В истории Церкви догма сначала была содержанием молитв и только потом становилась артикулом веры, но точно так же в ранней Церкви литургии всегда предшествовало исповедание веры.

— Герман Зассе. Письма к лютеранским пасторам II: «Церковь и исповедание»
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
17-10-2012-23:13 удалить
Насколько "страшен" Росениус как пиетист?.. Настолько ли, что не стоит читать его в большом объёме изданные ежедневные чтения и др. ("Избранные произведения", "Верующий, свободный от Закона")?
Признаться, я не очень хорошо знаком с сочинениями Росениуса. Но человек, твердо усвоивший здравое учение и четко понимающий, в чем проблемы пиетизма, думаю, может читать его без особых проблем. Новообращенному, возможно, стоит читать его дозированно.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Зассе об исповедании Церкви | Мартын_Лютый - Fides Quaerens Intellectum | Лента друзей Мартын_Лютый / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»