Разве не уместно сейчас, чтобы приверженцы всех противоборствующих точек зрения прежде остановились и вновь изучили лютеранское вероисповедание, и почтили его? Поистине, оно все еще остается мощной силой в церквях нашего исповедания в Америке. За формулами прежней ортодоксии, которая все еще жива в тех краях, и современного фундаментализма, который пытается протащить в лютеранство идеи из реформатского окружения, лежит лютеранское вероучение, которое по-прежнему способно различать Закон и Евангелие, и которому известно, что такое средства благодати. Но кто знает, что станется со следующим поколением, если мимолетное согласие разных богословских школ — с его псевдоисповеданием, составленным исходя из потребностей текущего момента, — придет на смену вневременному согласию Церкви, выраженному в лютеранских исповеданиях. Если некто требует абсолютного единообразия в толковании всех библейских текстов, имеющих догматическое содержание, и если это требование подкрепляется предостережением Павла: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10), — это превратное понимание единства в учении. Аналогичным образом, если некто обращает предостережение «остерегаться производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняться от них» (Рим. 16:17) к любому брату по вере, чье богословие отлично от его собственного, — это превратное понимание единства в учении.
Учение, о котором Павел упоминает в обоих этих отрывках, явно представляет собой чистое учение Евангелия, articulus stantis et cadentis ecclesiae, учение об оправдании грешника, которое он провозглашал в Коринфе вместе с Петром и Аполлосом, хотя и принадлежал к иной богословской школе, нежели они. Эти библейские отрывки, а равно и великий текст о единстве Церкви в 4-й главе Послания к ефесянам, который лег в основу VII артикула Аугсбургского Исповедания, явно в действительности не утверждают ничего иного, кроме того, что увидела в них лютеранская церковь, а именно consensus de doctrina evangelii et de administratione sacramentorum. Но то, что именуется здесь «учением», действительно должно быть понятно: не богословская теория о Евангелии вкупе с системой теорий о смежных вопросах, но, скорее, само учение Евангелия, которое звучит в Церкви с кафедры и аналоя, в исповеди и пастырском душепопечении. Единство лютеранской церкви следует искать в том, что составляет суть единства Церкви Христовой вообще. А потому великое satis est VII артикула Аугсбургского Исповедания является также основой любого единства между лютеранами. А что конкретно включает в себя это satis est, как во всех подробностях выглядит согласие относительно учения Евангелия, — именно об этом говорят нам исповедания нашей церкви. И потому эти исповедания, собранные в Книге Согласия, являются единственным средством подлинного церковного объединения лютеран всего мира.
— Герман Зассе. Письма лютеранским пасторам. Письмо 25: Он единстве лютеранской церкви. Пятидесятница, 1952.